Тема1. Арифметические забавы.(9 ч)

1. Из истории математики. Как люди научились считать.

2. Игры с числами.

3. Задачи на сообразительность.

4. Задачи на внимание.

5. Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».

6. Шарады. Ребусы.

7. Задачи в стихах.

8. Магические квадраты.

9. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

Тема2. Логика в математике.( 16 ч)

10. Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее.

11. Множество и его элементы.

12. Способы задания множеств.

13. Сравнение и отображение множеств.

14. Математическая эстафета.

15. Кодирование и декодирование.

16. Отрицание.

17. Истинные и ложные высказывания.

18. Математические фокусы, игры на внимание.

19. Символы в реальности и сказке.

Самостоятельное создание символов.

20. Обозначение действий, знаки – пиктограммы.

21. Понятие «дерево».

22. Графы.

23. Решение задач комбинаторного типа.

24. Задачи, решаемые подбором.

Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.(8ч)

25. Кодирование.

26. Симметрия фигур.

27. Задачи на разрезание.

28. Задачи на склеивание.

29. Игра «Конструктор».

30. Задачи со спичками.

31. Геометрическая викторина.

32. Обобщение и закрепление изученного.

Путешествие второе (второй год обучения) 34 часа

Тема1. Арифметические забавы .( 11 ч)

33. Без карандаша и бумаги.

34. Числовые головоломки.

35. Задачи на нахождение целого и его части.

36. Шифры. Ребусы.

37. Задачи про цифры.

38. «Сколько же?»

39. Закономерности.

40. Математический турнир.

41. Задачи на взвешивание.

42. Задачи на переливание.

43. Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».

Тема2. Логика в математике.(14ч)

44. Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.

45. Алгоритм.

46. Ветвление.

47. Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.

48. Математический бой.

49. Задачи на поиск закономерности.

50. Задачи на внимательность и сообразительность.

51. Задачи – шутки.

52. Математическая смесь.

53. Математический конкурс «Умники и умницы».

54. Калейдоскоп идей.

55. Задачи с лишними или недостающими данными.

56. Математическая викторина.

57. Задачи, решаемые без вычислений.

Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.(9 ч)

58. Задачи на разрезание и складывание фигур.

59. Задачи со спичками.

60. Игра - головоломка «Пифагор».

61. Линейные орнаменты (бордюры).

62. Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

63. Игра: Сектор «Приз!»

64. Оригами.

65. Игра «Геометрическая мозаика».

66. Обобщение и закрепление изученного.

Путешествие третье (третий год обучения) 34 часа

Тема1. Арифметические забавы.( 10 ч)

67. Конкурс «Шагай, соображай».

68. Задачи, решаемые перебором.

69. Решение задач с конца.

70. Задачи на переливание.

71. Арифметическая смесь.

72. Задачи с затруднительным положением.

73. Несколько задач на планирование.

74. Задачи на промежутки.

75. Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.

76. Математическая лотерея.

Тема2. Логика в математике.(13 ч)

77. Чётность – нечётность, чёрное – белое.

78. Выигрышная стратегия.

79. Забавные исчезновения. Остроумный делёж.

80. Задачи на планирование действий, упорядочивание множеств.

81. Арифметические ребусы и лабиринты.

82. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.

83. Некоторые старинные задачи.

84. Задачи, решаемые с конца.

85. Составление выражений по графу.

86. Принцип Дирихле.

87. Задачи на расстановки.

88. Слова-кванторы.

89. Ориентированные графы.

Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.(11 ч)

90. Не отрывая карандаш…

91. Оригами.

92. Зеркальное отражение. Симметрия.

93. Симметричное вырезание.

94. Геометрическая викторина.

95. Неоднозначные фигуры.

96. Плоские орнаменты (паркеты).

97. Игра – головоломка «Монгольская игра».

98. Историческая страничка.

99. Математический КВН.

100. Обобщение и закрепление изученного.

Путешествие четвёртое (четвёртый год обучения) 34 часа

Тема1. Арифметические забавы . (9 ч)

101. Цифры у разных народов.

102. Арифметические головоломки.

103. Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.

104. Некоторые старинные задачи.

105. Задачи на упорядочивание множеств.

106. Математический бой.

107. Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.

108. Задачи, связанные с величинами.

109. Математический лабиринт.

Тема2. Логика в математике.(13 ч)

110. Тайны шифра (чтение и составление ребусов).

111. Решение шахматных задач.

112. Игра «Логическое домино».

113. Знаете ли вы проценты?

114. Математические софизмы.

115. Танграмы.

116. Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений.

117. Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел

118. Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

119. Задачи на принцип Дирихле.

120. Что мы знаем об Архимеде?

121. Логленд (логический марафон).

122. Математический КВН.

Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.(12ч)

123. Геометрия в истории.

124. Конструирование .

125. Задачи на разрезание и складывание фигур.

126. Геометрические головоломки.

127. Зашифрованная переписка (способ решётки).

128. Задачи со спичками.

129. Геометрия клетчатой бумаги.

130. Три способа прохождения лабиринта.

131. Игры на развитие конструкторских способностей.

132. Геометрическая викторина.

133. Геометрический тренинг.

134. Обобщение изученного. Подведение итогов.

Ожидаемые результаты обучения по программе:

учащиеся должны

Год

· научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;

· обучиться решению логических задач;

· научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

· научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

· научиться обобщать математический материал;

· научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;

Год

· научиться оперировать числовой и знаковой символикой;

· научиться поиску закономерностей;

· научиться сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;

· научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

· научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы;

· научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность

перед ним;

Год

· научиться решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;

· научиться решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств;

· изучить осевую и центральную симметрию;

· познакомиться с принципом Дирихле; научиться анализировать;

· научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга;

Год

· научиться тайнам шифра (чтение и составление ребусов).

· обучиться решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

· научиться решать задачи, применяя принцип Дирихле;

· научиться решать более сложные комбинаторные задачи;

· научить обобщать, делать выводы;

· воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

Наши рекомендации