Iii. учебная программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Педагогический факультет

Кафедра математики с методикой начального обучения

УТВЕРЖДАЮ

Декан педагогического ф-та

«___»____________ 2011_г.

Рабочая программа дисциплины

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для студентов III курса

(3 курс 5, 6 семестр очная форма обучения)

Психолого-педагогическое образование»

(направление подготовки)

«Психология и педагогика дошкольного образования»

(профиль подготовки)

Квалификация (степень)

Бакалавр

Обсуждено на заседании кафедры «__»____________ 2011 г. Протокол №   Зав. кафедрой____________   Составитель: Ст. преподаватель Журавлева Т.А.

Тверь 2011

II. Пояснительная записка

Цели и задачи дисциплины

В современных условиях значительно повышаются требования к профессиональной подготовке воспитателя (преподавателя), к осознанию им сути математического развития дошкольников, пониманию качественных изменений в личности ребенка, происходящих под влиянием обучения и воспитания. Традиционно основной задачей методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста являлась подготовка их к школьному обучению, а именно к восприятию и усвоению математики в школе. В условиях современного образования целью дошкольной математической подготовки согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» является всестороннее развитие ребенка и обеспечение в обучении возможности приобретения знаний и использования их в жизни. Появление вариативных образовательных программ, отличающих от типовой программы и реализующих идеи развивающего обучения, требует изменения содержания теории и методики, направленное на формирование и развитие математических способностей. Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирование элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Изучение курса «Теория и методика математического развития дошкольников» позволяет познакомить студентов с разработанными областями теории и практики математического развития дошкольников, подходами к развитию математических способностей, познавательных интересов к математике, направлено на поиск оптимальных условий обучения детей дошкольного возраста элементам математики.

Цель - подготовить организатора-методиста дошкольного образования к осуществлению математического развития детей дошкольного возраста.

· формирование у студентов представлений о теоретических основах развития математических представлений у дошкольников;

· формирование понимания психолого-педагогических особенностей развития у детей математических представлений;

· ознакомление студентов с современными формами, средствами и методами обучения математике в разных возрастных группах детских дошкольных учреждений и условиях семейного воспитания;

· ознакомление с методическим руководством математическим образованием детей в дошкольном учреждении;

· • развитие умений анализировать процесс обучения дошкольников математике на занятиях и в повседневной жизни, диагностировать уровень математического развития детей;

· ознакомление с развитием методики обучения математике и перспективам дальнейшего её совершенствования, а также программами нового поколения («Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад - 2010» и др.).

6. Формы контроля:

Подисциплине «Теория и методика математического развития дошкольников» предусмотрены различные формы и виды контроля: текущий (домашние задания, математический диктант, аудиторная письменная работа, устный опрос), рубежный (письменная работа, бланковое тестирование, решение задач, индивидуальные задания), итоговый (зачет, экзамен).

Форма отчетности – письменная работа (5 семестр), экзамен (6 семестр).

III. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Содержание дисциплины «Теория и методика математического развития дошкольников» включает в себя два раздела: теоретические основы развития математических представлений и методику математического развития детей дошкольного возраста.

В содержании курса раскрываются: теоретические основы математических знаний, необходимые для грамотного анализа содержания обучающих программ в математической части; психолого-педагогические особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста; методика ознакомления детей с математикой как введением в эту образовательную область; содержание, организационные формы и средства обучения математике в разных возрастных группах детских дошкольных учреждений и условиях семейного воспитания.

Программа определяет содержание лекций, практических занятий, вопросы для самостоятельной работы студентов, примерную тематику курсовых и дипломных работ по данной учебной дисциплине. Отдельные темы курса, достаточно полно и глубоко освещенные в литературе, по рекомендации преподавателя могут быть предложены студентам для самостоятельного изучения. Практические занятия, направлены на закрепление теоретических знаний по методике математического развития дошкольников.

Наши рекомендации