На спортивной площадке всегда весело. Трещит сердитый мороз. Костёр освещал стволы сосен. В классе хорошее освещение. Семен с товарищем посещал бассейн
(Взаимопроверка с обсуждением правильности написания предложений.)
Звуки Ч-Щ
1. Чётко прочитай слова и скажи, есть ли в них изучаемые звуки:
роза, лай, майка, рука, рота, пенки, корка; лес, моль, лети, тёлка. |
Замени в словах одну букву буквой, обозначающей один из изучаемых звуков, — так, чтобы образовалось новое слово. Проанализируй вновь образованные слова. Докажи правильность выполнения задания.
2. Составь слова из слогов.
(Это задание выполняют 2 ученика: один составляет слова со слогами 1-го и 3-го круга; второй контролирует его; затем второй ученик составляет слова со слогами 2-го и 3-го круга, а первый его контролирует.)
Анализ составленных слов.
3. Логопед читает загадки, дети записывают отгадки в соответствующие строчки кроссворда.
С каким звуком слов-отгадок больше?
По горизонтали: 1.Идут круглые сутки, Не стоят ни минутки, А все на одном месте. (Часы.) 2. Вроде ёжика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит — И одежда станет чище. (Щётка. 3. Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает. (Щука.) |
По вертикали: 1. Из горячего колодца Через нос водица льётся. (Чайник. 4. Нахмурится, насупится, В слёзы ударится — Ничего не останется. (Туча. |
Послушай ещё раз загадки и найди в них слова с изучаемыми звуками. Определи их место в словах. Устно составь предложения со словами-отгадками.
4. Слушай внимательно слова и шифруй их так: если услышишь слово со звуком Щ, нарисуй квадратик (□); если услышишь слово со звуком Ч — кружок (О); если услышишь слово, в котором оба звука, нарисуй оба знака.
Саранча, встреча, тощий, щелкунчик, хищник, чудовище, добыча, помещение.
Самостоятельно подбери слова к каждому символу.
щука, щека, щепка, щёлка, вещь, щенок. |
Измени слова так, чтобы в них, кроме звука Щ, появился звук Ч. Запиши вновь образованные слова так: звук Ч — 3-й по счёту; звук Ч — 5-й. Докажи правильность выполнения задания.
6. Запиши предложения под диктовку:
Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя — глаза продирает. На удочке большущий лещ. В чаще трещат сухие сучья. Свеча тускло освещала помещение. Часовщик чинит часы.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности записи предложений.)
Звуки Ц-С
1.
а) Чётко и внимательно прочитай слова; соедини в пары те из них. которые рифмуются:
сабля, царить, серый, кисель, цапля, цель, |
седина, сорить, целина, сердить, целый, цедить. |
Прочитай пары слов и запиши их. Проанализируй звуковой состав слов в паре. Составь с данными словами словосочетания.
б) Прочитай слоги. Составь из них слова:
ни, ца, стра; | ца, сеет, ри; | лест, ца, ни; |
ни, сал, ца, фет; | ца, са, ни, хар; | са, ни, лат, ца. |
Чётко произнеси составленные слова, выделяя ударный слог. Какую особенность в звуковом составе полученных слов ты заметил. Проанализируй их, доказывая правильность своего вывода. Запиши слова. Подчеркни изучаемые звуки разными цветами.
2. Послушай внимательно стихотворение:
Циркач умеет гарцевать, И на канате танцевать!
Зверей и птиц дрессировать, Люблю цирк!
И на трапеции вертеться, (Е. Благинина)
Назови слова с изучаемыми звуками. Запиши их.
Составь устно со словами цирк и дрессировать одно предложение.
3. Чётко прочитай слова 1-го и 2-го столбиков:
свежего; сухих; | крыльцом; пуговицу; |
старым; смелый; | цветов; кольце; |
синюю; о красивом | огурца; боец |
В чём особенность звукового состава слов 1-го и 2-го столбиков?
Составь словосочетания из слов 1-го, затем — 2-го столбика. Проговори образованные словосочетания. Запиши те из них, которые ты запомнил.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности записи словосочетаний.)
Составь устно 2—3 предложения с данными словосочетаниями. (По заданию логопеда.)
4. Чётко прочитай предложения с правильной интонацией:
Какие предложения ты прочитал? Проанализируй в составе этих предложений слова с изучаемыми звуками.
Ответь на вопросы полными предложениями. Ответы запиши. Подчеркни изучаемые буквы разными цветами.
Звуки Ц-Т
1. Рассмотри внимательно картинки.
(Логопед предъявляет детям предметные картинки: овца, капуста, гитара, заяц, крыльцо, калитка.)
Назови предметы, изображённые на картинках. По какому признаку и на :сколько групп можно распределить слова-названия?
Запиши слова в столбики по выделенному признаку. Выдели ударный слог.
Проанализируй: два трёхсложных слова с глухим согласным; двухсложное слово с глухим свистящим, состоящее из 2 гласных и 4 согласных. Обоснуй правильность своего ответа. (В виде развёрнутого учебного высказывания.)
Запиши звуками слова: гитара, заяц. Докажи правильность своей записи.
2. Отгадай кроссворд.
По горизонтали:
1. Человек с красивым голосом, выступающий на сцене. (Певец.)
3. Топкое место. (Болото.)
4. Главный город государства. (Столица.)
5. Болотная птица. (Цапля.)
По вертикали:
1. Пятый день недели. (Пятница.)
2. Сооружение через реку. (Мост.)
Докажи правильность отгадок полным, развёрнутым высказыванием.
Проанализируй слова-отгадки. Со словами, содержащими оба изучаемых звука, составь предложения. Запиши их. Найди в предложениях все слова с изучаемыми звуками. Подчеркни изучаемые буквы разными цветами.
3. Четко прочитай пары слов, выделяя ударный слог
Сравни пары слов по звуковому составу.
Составь с данными словами предложения. Запиши 2—3 составленных предложения. Подчеркни слова с изучаемыми звуками.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. Развернутое учебное высказывание.)
Звуки Ч-Ц
1.
а) Внимательно рассмотри картинки. (Предъявляются предметные картинки: чеснок, цирк, цветы, лётчица, бабочка, чернильница, яйцо, качели.)
Назови предметы, изображённые на картинках.
По какому признаку и на сколько групп можно распределить слова-названия?
Запиши слова в столбики по выделенному признаку. Выдели в них ударный слог.
Проанализируй трёхсложные и четырёхсложные слова.
б) Чётко прочитай слова и проанализируй их:
К двухсложным словам: перец, заяц, чашка — подбери подходящие по смыслу слова-предметы. Составь словосочетания. Докажи правильность своего выбора.
Запиши словосочетания. Выдели ударный слог в словах. Проанализируй сначала слова с твёрдым, затем с мягким изучаемым звуками.
2. Чётко и внимательно прочитай слова:
Назови изучаемые звуки во всех словах.
Найди пары слов, которые рифмуются, и запиши их. Сравни записанные пары слов по звуковому составу. Проанализируй слова, которые ты не объединил в пары. Почему ты их не объединил?
Составь 2 предложения, используя в них 2—3 таких слова.
3. Четко и внимательно прочитай слова, выделяя ударный слог
волчица | чечевица |
лечебница | цыпочки |
птичница | ученица |
летчица | отличница |
Сравни слова по звуковому составу и скажи, чем они похожи. Прочитай слова, в которых: звук Ц — предпоследний; звук Ч — 4-й по счету; звук Ч находится перед согласным звуком.
Прочитай слова ещё раз и скажи, правильно ли они распределены на 2 столбика по числу слогов. Условие: в 1-м столбике должны быть трёхсложные слова, во 2-м — четырёхсложные. Докажи правильность своего ответа.
Составь предложения с выделенными словами.
4. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
заяц | кольцо |
зубец | крыльцо |
палец | страница |
огурец | сестрица |
Какой звук во всех словах одинаковый?
Проанализируй по звуковому составу выделенные слова.
Измени слова 1-го и 2-го столбиков так, чтобы вместо звука Ц появился звук Ч. Сравни данные и вновь образованные слова по звуковому составу.
5. Прочитай внимательно предложения:
Найди и исправь ошибки. Запиши предложения. (Взаимопроверка с обсуждением правильности записи слов в предложениях.)
Третий уровень
ЗвукиП-Б (П'-Б)
1. Выпиши из орфографического словаря в течение 5—7 минут по 3 слова, содержащих: звук П; звук Б; звуки П—Б.
Определи место данных звуков в выписанных словах.
2. Подбери в течение 5 минут 6 слов, содержащих звуки и П, и Б.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
Определи место звуков П и Б: который по счету; после какого звука, между какими, перед каким звуком.
3.
а) Из десяти букв: б, к, а, л, т, н, у, ы, в — составь 6—8 слов, начинающихся с буквы Б.
* Бак, бал, бык, бант, бинт, булка, белка, бук, банк, банка, буква, балка.
б) Из 9 букв: п, р, о, е, а, к, у, с, т — составь 6-8 слов, начинающихся с буквы П
* Перо, перст, пост, пук, пар, паркет, парк, просо, пас, проект, песок, пакет, прок, прокат, пакт.
в) Из 10 букв: п, б, и, е, а, л, р, о,к,ь — составь 6-8 слов, содержащих буквы П-Б. При необходимости буквы можно повторять.
* Палуба, пальба, проба, пробка, побелка, прибор, пробор, пробирка, пробел.
Составь 3 схемы двухсложных слов: начинающихся с букв П, Б; содержащих буквы П и Б.
Назови слова, в которых буква П находится перед согласной; между гласными,
4. Разгадай кроссворд:
По горизонтали:
1. Обложка для бумаг.
2. Перевязочный материал.
3. Кто на ветке грызёт шишки?
По вертикали:
4. Милицейский ... .
5. Место на теплоходе для прогулки.
6. Дробь отбивает, шагать помогает.
Сколько в кроссворде слов, содержащих букву П? букву Б? Проанализируй двухсложные слова.
5. Послушай предложения и выдели из них словосочетания, содержащие звуки П и Б. Назови в этих словосочетаниях слова со звуками П и Б и определи место этих звуков в них.
(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания.)
6. Внимательно послушай и повтори словосочетания: