Инстинкты жизни и смерти 8 страница

Специально для этого симпозиума я подготовила неко­торые данные, полученные в клинике, сгруппировав их так, чтобы проиллюстрировать, подтвердить, внести некоторые коррективы или расширить существующие аналитические знания.

Примеры и подтверждения

Фазы развития либидо, проявляющиеся в поведении ребенка

Эрнст Крис неоднократно обращал внимание на тот факт, что точное воссоздание фаз прегенитального развития, вытекаю­щее из анализа взрослых, относящихся к невротическому типу, является одним из наиболее впечатляющих достижений пер­вых работ в области психоанализа. Хотя каждый психоанали­тик имел достаточно возможностей повторить это открытие в повседневной работе с пациентами, мы все равно приветству­ем подкрепление его при личном наблюдении. В процессе ана­лиза взрослых детская сексуальность видится смутно, ретро­спективно, поскольку воссоздана из сознательных и бессозна­тельных остаточных фрагментов, которые нарушают взрослую генитальностк. С другой стороны, в случае анализа детей-не­вротиков аналитику представляются картины фиксации и ре­грессии к одной определенной фазе либидо, которая своим па­тогенным значением скрывает внешние проявления остальных фаз. Ни одно из этих переживаний во время проведения психо­аналитической работы не может сравниться по живости, яркости и убедительной силе с впечатлениями, которые мы получаем, наблюдая постепенный рост и развитие группы нормальных де­тей, видя прегенитальные побудительные мотивы, постепенно возникающую естественную сексуальность, как она есть, без ка­ких-либо наслоений. Наблюдая начало и течение прегениталь­ного периода с неумолимой последовательностью смены его фаз, исследователь не может не ощущать важности этого явле­ния для человека, осваивающего метод психоанализа. Каждо­му студенту должна быть предоставлена возможность своими

222 Роздел IV. Розвитие ребенко

глазами наблюдать эти феномены так, чтобы в сознании пол­ностью запечатлелась картина, с которой позже он мог бы све­рять свои аналитические построения.

В литературе, посвященной развитию либидо, постоянно делается ударение на том, что оральная, анальная и фалличе­ская фазы сливаются в критические моменты переходного пе­риода, О них следует думать, как о чем-то отдельном только в том смысле, что в каждой фазе один из составляющих побуди­тельных мотивов в высочайшей степени усилен либидо и, сле-; довательно, сильно акцентирован. В то же время другие, как более ранние, так и более поздние процессы, хотя они могут существовать, имеют слабый катексис и, следовательно, мень­шее значение. Такие знания полезны аналитикам, для которых фазы либидо часто представляются как уже завершенное собы­тие, которое видится ретроспективно. С другой стороны, на­блюдения, которые мы смогли провести, полностью подтверди­ли теорию. То, что нас особенно впечатлило, так это часто встре­чающиеся частичные совпадения оральной и анальной стадии. Большая часть таких совпадений может быть обусловлена пере­житыми лишениями в оральной фазе, через которые многие из наших детей вынуждены были пройти, будучи разлученными со своими матерями. Но даже дети, живущие в приюте с матерями, не терявшие тесного контакта, также проявляли оральные жела­ния и даже жадность и демонстрировали оральную активность, несколько затянувшуюся вопреки нашим ожиданиям. Они про­должали сосать палец в качестве основного аутоэротичного удо­вольствия и кусались (основное агрессивное проявление), нахо­дясь глубоко в анальной фазе, и предавались этому удоволь­ствию одновременно с проявлениями анальных интересов. В сравнении с упомянутыми двумя фазами граница между анальной и фаллической фазами кажется более выраженной.

С другой стороны, несмотря на частичное совпадение пре-генитальных стадий удовлетворения, можно было провести чет­кое разграничение между фазами либидо на основе поведения ребенка по отношению к матери или лицу, ее заменяющему. Полная зависимость (оральная стадия); мучительное, причи­няющее боль чувство собственности (анальная стадия); посто­янная потребность во внимании и восхищении одновременно

Метод наблюдения в исследовании развития детей223

со снисходительным покровительствомпо отношению к объек­ту любви (фаллическая стадия) — эти чувства проявлялись в по­ведении детей ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Эти формы любви (или ненависти) к матери как явные выражения глубоко скрытых сексуальных фантазий казались тесно связанными с фазами, к которым они принадлежали, и только с ними. Мы об­наружили, что развитие от одной стадии либидо к следующей обычно предварялось изменением характера поведения. При ана­лизе взрослых пациентов, даже если аналитические методы вос­станавливают ранние формы объектных взаимоотношений, они к этому времени уже утрачивают ясность и неизменно возвра­щаются из области бессознательного, искаженные, смешанные с более поздними реакциями. К примеру, оральная зависимость пациента от аналитика никогда не бывает свободна от анальной, фаллической и генитальной примесей, то есть элементов, отно­сящихся к более поздним этапам. Коль скоро рассматривается эта конкретная корреляция между стадией развития и моделью поведения, непосредственный наблюдатель, следовательно, на­ходится в более выгодном положении, нежели аналитик.

Наши рекомендации