Понятия и представления, формируемые в течение всех лет обучения в быту (вне занятий)

Ближайшее окружение.Дошкольная группа (групповая, спальня, раздевалка, умывальня, туалет), кабинет врача, слуховой кабинет. Оборудование этих кабинетов, их назначение.

Педагоги, няни, врач, дети. Знание имен педагогов (тетя Зина) и детей в группе.

Ближайшие родственники(родители, братья, сестры, бабушка, дедушка).

Игрушки и учебные вещи.Бережное отношение к ним. Место для их хранения. Время для игр и занятий.

Двор, игровая площадка, сад, парк.Приспособление для игр и отдыха. Время для игр, прогулок, наблюдений.

Мебель, посуда, одежда, обувь.Знание наиболее распространенных предметов этих групп и их названий. Правильное обращение с вещами. Элементарные правила ухода за помещениями, мебелью, посудой, одеждой и обувью.

Овощи и фрукты.Правила употребления их в пищу.

Животные.Птицы, рыбы, домашние животные и животные зоопарка.

Дом, квартира.Расположение в квартире некоторых бытовых вещей, их назначение. Помощь старшим по хозяйству. Обязанности членов семьи.

Улица.Жилые дома и магазины. Аптека, поликлиника, кино­театр.

Городской транспорт.Нормы поведения в общественных местах и в транспорте. Элементарные правила поведения пешеходов.

Продукты питания.Время и правила приема пищи. Культура поведения за столом.

Части тела.Уход за зубами, волосами. Пользование теплой и холодной водой, мылом, зубной щеткой, пастой, полотенцем, салфеткой, туалетной бумагой.

Отношения между людьми.Заботливое отношение к малышам и пожилым людям. Помощь людей друг другу. Элементарные правила вежливости (приветствие, извинение, благодарность, просьба о помощи и т. п.).

«Мое» и «наше».Вещи личные и общественного пользования. Бережное отношение ко всем вещам.

Праздники.Елка, мамин праздник, дни рождения. Утренники, поздравления, подарки. Соотнесение времени проведения праздника с определенным временем года.

Природные тела и явления.Солнце, луна, ветер, небо, гроза, дождь, облако, туман, лужа, лед на лужах, сосульки, почки на ветках (зеленые, желтые, красные, оранжевые), цветение сада.

Труд людей(зимой, весной, летом, осенью) в связи с сельскохозяйственными работами в поле, в саду, в огороде, а также с уборкой городских улиц. Особенности профессий (повар, врач, учитель, строитель, продавец и т. п.).

Дом, квартира.Мебель и различные предметы бытового назначения (плита, утюг, мясорубка, ванна, пылесос, телевизор, холодильник и др.). Уход за жилым помещением.

Одежда.Различия в одежде в зависимости от времени года. Одежда в будни и праздники, для работы и для отдыха.

Продукты питания.Названия наиболее распространенных продуктов и блюд. Время и место приема пищи. Культура поведения за столом.

Здоровье людей.Занятия спортом, физический труд, личная гигиена. Уход за больными, лечение у врачей, прививки и т. п.

Отношение людей друг к другу.Забота друг о друге. Взаимопомощь. Нормы поведения в коллективе.

Культура поведениядома, в общественных местах, в гостях, на прогулке, в группе.

Семья и детское учреждение.Уважение к старшим. Соблюдение требований взрослых в семье и в группе. Активность на занятиях. Знание имен всех членов семьи, педагогов и других работников дошкольного учреждения (имена взрослых даются полностью— Зинаида Петровна). Забота взрослых о детях.

Город и село.Городские улицы, площади, бульвары, городской транспорт, новые и старые дома, районы, магазины, кинотеатры, цирк, аптеки, больницы, мастерские, заводы и фабрики, вокзалы, хозяйственные постройки: коровник, свинарник, птичник, конюшни.

Магазин.Оборудование и товары магазинов. Работники магазинов. Способ отбора товаров в магазине и их оплата. Деньги.

Кинотеатр, театр, цирк.Внутренние помещения. Места для зрителей. Касса, билет. Правила поведения.

Животные.Названия наиболее известных домашних и диких животных и их детенышей. Повадки животных. Среда их обитания. Пища животных и способы ее добывания. Польза животных для человека. Отношение человека к животным.

Наблюдения в природе.Ежедневные наблюдения за погодой (солнце, небо, состояние воздуха, осадки). Погода осенью, зимой, весной, летом.

Солнечные и пасмурные дни. Похолодание и потепление. Заморозки и оттепели. Выпадение снега и его таяние.

Наблюдения за растениями и животными в разную погоду и разное время года. Приготовления животных к зиме и к лету. Отлет и прилет птиц. Гнездование и выведение птенцов. Изменение окраски листьев в разное время года. Цветение. Рост растений и их увядание. Листопад. Наблюдение за ростом растений в саду, в лесу, в огороде.

Наблюдения за изменениями в одежде в разную погоду и в разное время года.

Понятие о четырех временах года:лето, осень, зима, весна.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

I год обучения

/ квартал

В процессе обыгрывания игрушек, проведения дидактических игр, демонстрации действий с предметами привлекать внимание детей к речи, к лицу говорящих взрослых и детей. Использовать в ходе игр игрушки, которые «разговаривают» с детьми, «здороваются», «дают» игрушки, «играют», «прощаются».

Учить детей подражать речи взрослых в доступной для них форме (артикулирование, воспроизведение звуков и слогов, лепетных и усеченных слов, контура слов). Формировать навыки сопряженно-отраженного проговаривания.

Побуждать детей в общении со взрослыми и друг с другом в быту и на занятиях пользоваться речью в доступной для них форме. Поощрять речевую активность детей.

Фиксировать внимание детей на табличках, подкладывать таблички с написанными словами к фотографиям детей, родителей, хорошо знакомым предметам с последующим проговариванием.

Учить детей: понимать и выполнять по табличкам инструкции, связанные с организацией быта и занятий (встань, иди, сядь, беги, ешь, пей, прыгай и т. д.); называть игрушки, предметы (в соответствии с тематикой занятий) путем приближенного проговаривания и подкладывания табличек.

Развивать слухо-зрительное восприятие предъявляемого речевого материала, учить различать знакомые слова по устному предъявлению.

Примерные темы занятий. Имена детей и взрослых. Семья. Игрушки. Фрукты и овощи. Продукты питания. Одежда.

Речевой материал (для использования в бытовых ситуациях и на занятиях): иди, сядь, встань, беги, прыгай, дай, на, слушай, говори, спи, ешь, пей, надень, сними, вымой, вытри, гулять (идите гулять), спать (идите спать); имена детей и взрослых (Оля, Слава, тетя Пата...), мама, папа, баба (бабуля, дедуля); мяч, шар, мишка, кукла, машина, собака, кошка, яблоко, груша, суп, каша, хлеб, молоко, платье, рубашка, штаны, пальто, шапка, туфли, наушники, аппарат; привет, пока, спасибо, верно, неверно, тут, там, вот.

Наденьте (снимите) наушники. Иди(те) спать (гулять, в туалет). Вымой (вытри) руки. Это мяч (кукла, мишка, яблоко, груша...). Вот мама (папа, пальто, шапка, хлеб...). Дай куклу (собаку, грушу...). Где мама (папа, тетя Ната)?—Тут. Вот. Там.

II квартал

Продолжать формировать навыки сопряженно-отраженного проговаривания. Поощрять попытки подражания речи педагога, воспитателей в доступной для детей форме.

Учить:

различению слов (глобальному чтению) в процессе подбора табличек к предметам одной тематической группы (при выборе из 2—3 предметов);

различать знакомые предметы только по устному или только по письменному (по табличкам) предъявлению слов;

понимать и выполнять действия по устной и письменной инструкции (Дай мяч. Возьми куклу, и т. д.) в соответствии с тематикой;

понимать в соответствующей ситуации на слухо-зрительной основе и по табличкам фразы типа Мама ест. Кукла спит и т. д.;

оценивать свои и чужие действия с помощью слов (на табличках и устно): верно, неверно, хорошо, плохо, можно, нельзя.

Побуждать детей воспроизводить усвоенные слова и фразы в процессе общения со взрослыми и с детьми (привет, пока, спасибо). Учить обращаться к взрослым и детям с просьбой: Тетя Ната, дай (помоги)...

Систематически проводить упражнения для развития мелкой историки (пальцев, кистей рук).

Примерные темы занятий.Семья, люди. Игрушки, Мебель. Посуда. Продукты питания. Одежда, обувь. Животные.

Речевой материал (для использования в бытовых ситуациях и на занятиях): возьми, играй(те), смотри(те), помоги, покажи, засучи(те) рукава, рисуй, лепи, покорми (куклу), идет, сидит, бежит, спит, ест, пьет, упал, плачет, не плачь; тетя, дядя, дом, лопата, самолет, елка, юла, рыба, кубик, стул, стол, кровать, тарелка, чашка, ложка, чай, компот, печенье, конфета, шуба, шарф, варежки, валенки, сапоги, зайка, лиса, корова, лошадка, снег, санки, вода, мыло, полотенце, хорошо, плохо, можно, нельзя, сам(а), все.

Иди(те) ко мне. Будем играть (рисовать, лепить). Смотрите на меня. Засучите рукава. Покажи (возьми) кубик (самолет, шарф). Вот стул (стол, валенки). Кукла (мишка) упала (сидит, ест, спит). Что это? Кто это? Где шуба (шарф, чашка, ложка...)? — Вот... Нет.

III квартал

Учить детей понимать (устно и по табличкам) слова, словосочетания, фразы, связанные с организацией быта и занятий (пляши, хлопай, иди в группу и т. д.).

Продолжать расширение словаря по темам, учить подкладывать таблички с написанными словами и фразами к предметам, картинкам, проговаривать их. К концу года дети должны понимать указанный в программе речевой материал в условиях определенной ситуации.

Учить понимать и выполнять поручения и просьбы (покажи руки. Возьми флаг и т. д.).

В условиях определенной ситуации учить детей понимать (устно и по табличкам) значение вопросов: Кто это? Что это? Где зайка (мишка)? Поощрять попытки детей в ответ воспроизвести слова, подобрать табличку, указать на необходимый объект.

Формировать навыки слухо-зрительяого различения слов и фраз по определенной тематике в дидактических играх, специальных упражнениях.

Расширять количество слов и фраз, которые дети могут самостоятельно произнести устно.

Учить складывать по табличкам из разрезной азбуки (из ограниченного количества букв) свое имя, названия некоторых игрушек (мяч, шар, дом, рыба, кукла, мишка).

Примерные темы занятий.Игрушки. Части тела. Овощи. Одежда. Погода.

Речевой материал (для использования в быту и на занятиях): стой(те), пляши(те), пой(те), хлопай(те), положи, стоит, прыгает, ползет, играет, моет, флаг, пирамида, гриб, руки, ноги, глаза, рот, нос, уши, огурец, морковь, лук, кофта, трусы, майка, колготы, носки, платок, солнце, тепло, цветы, жук, бабочка, дождь, группа, спальня, туалет; большой, маленький, да, нет.

Иди(те) в спальню (в группу). Покажи нос (уши, глаза, огурец, морковь...). Дай (возьми), покажи зайку (лису, платок, носки, огурец...). Вот (это) морковь (зайка, жук...). Что это? Кто это? Где нос (уши, глаза, зайка, жук...)? — Вот. Лиса (зайка, кошка) бежит (спит, ест...). Зайки (лисы, утки...) нет.

II год о бучения

I квартал

На занятиях и в быту создавать и поддерживать ситуации общения детей со взрослыми и друг с другом. Учить детей пользоваться усвоенными словами и фразами, поощрять все случаи речевого общения.

Продолжать обогащение словаря названиями предметов и явлений, действий по различной тематике. На данном этапе более интенсивно в речь детей включаются глаголы, прилагательные, местоимения.

Учить детей:

различать значения слов в процессе устного называния, подкладывания табличек к соответствующим игрушкам, предметам, картинкам;

понимать и выполнять поручения по устной и письменной инструкции (Дай мяч Оле. Покажи у куклы глаза и т. д.);

понимать по табличкам фразы с глаголами в настоящем времени (Мальчик бежит. Девочка спит), подбирать таблички к соответствующим картинкам, демонстрировать названное на табличке действие.

Тренировать детей в различении знакомых слов и фраз только по устному предъявлению или только по табличкам.

Проводить различные упражнения для развития мелкой моторики (движения кистей рук и пальцев).

Учить аналитическому чтению: по подражанию педагогу читать по табличкам знакомые слова.

Продолжать работу с разрезной азбукой: складывать знакомые слова с опорой на таблички, используя весь набор букв. Слова берутся из различных тематических групп.

Учить писать знакомые слова печатными буквами (списывание с табличек). Письмо фломастером (карандашом, ручкой) на листочках или в тетрадках.

Примерная тематика занятий.Игрушки. Овощи, фрукты. Одеж­да, обувь. Семья. Животные. Погода, Праздник.

Речевой материал: читай, собери, сложи, подними, поставь (на место), положи, повесь, одевайся, раздевайся, завяжи, застегни, испачкал, плавает, кормит, летит, падают (листья), дует (ветер), идет (снег), танцуют, поют, подарил; поезд, лодка, матрешка, ведро, совок, щи, борщ, котлета, салат, макароны, сок, свекла, капуста, картофель, помидор, слива, арбуз, виноград, лимон, шарф, сапоги, чешки, девочка, мальчик, бабушка, дедушка; как тебя зовут?; волк, лиса, белка, еж, осень, зима, листья, дождь, тучи, снег, лед, Новый год, елка, Дед Мороз, бусы, шары; микрофон, экран, парта, бумага, карандаш, ручка, фломастер, касса; круглый, продолговатый, красивый, горячий, колодный, вкусный, сладкий, кислый, чистый, грязный, новое (платье), пасмурно, неправильно, опять, сейчас, потом, вместе, дома, тепло, холодно, сам, мой, у меня, такой же, я, ты, он, она, а также словарь I года обучения.

// квартал

Побуждать детей к использованию усвоенных слов и фраз в общении со взрослыми и детьми.

Расширять словарный запас за счет тематического словаря, а также увеличения количества слов, связанных с организацией быта и занятий (устал, забыл, позови (Таню), не хочу и т. д.).

Включать усвоенные слова в инструкции (Возьми варежки), конструкции повествовательного типа (Оля и Саша лепят бабу), вопросы (Где Таня? У кого санки?), отрицания (Тани нет.,.).

Увеличивать количество слов, словосочетаний и фраз, которые дети могут произносить самостоятельно, при затруднениях использовать чтение табличек.

Продолжать учить аналитическому чтению слов и фраз с последующей демонстрацией прочитанного, показом необходимого предмета (картинки).

Учить детей описывать сюжетные картинки 2—3 фразами; отвечать на вопросы об изображенных детях и взрослых, их действиях; подбирать таблички и прочитывать их.

Проводить работу с книжкой-самоделкой. Учить подбирать таблички к картинкам, прочитывать их.

Учить складывать из разрезной азбуки знакомые слова (по памяти, в случае затруднений прочитывать табличку).

Продолжать учить детей писать печатными буквами (списывать с табличек) знакомые слова с последующим аналитическим чтением.

Темы занятий.Погода. Семья, люди. Части тела. Мебель. По­суда. Дом.

Речевой материал: повтори, спроси, ошибся, хочешь?, знаешь?, хочу, не хочу, думай, прочитал, посмотри, позови, устал, забыл, ударил, толкнул, плачет, смеется, замерзли, катаются, лепят (бабу), умывайся, намыль, причешись, почисть зубы, не брызгайся; зима, санки, лыжи, коньки, баба, ком, голова, лоб, щеки, зубы, язык, волосы, шея, живот, спина, зубная паста, расческа, салфетка, носовой платок, шкаф, буфет, диван, лампа, ковер, телевизор, блюдце, кастрюля, чайник, пол, потолок, дверь, окно; теплая, холодная (вода), аккуратный, чистый, грязный, красивый.

III квартал

Учить детей понимать вопросы и отвечать на них (в ситуации): Что делает Оля? Какой мяч? Чей аппарат? Где Таня?

Учить отчитываться о выполненных действиях (Что ты сделал?) устно, в случае затруднений — чтение табличек. Обогащать словарь за счет глаголов прошедшего времени (нарисовал, слепил, прочитал и т. д.), активизировать в речи детей.

Учить описывать картинки с несложным сюжетом: отвечать на вопросы, подбирать таблички, аналитически прочитывать их.

Продолжать обучение аналитическому чтению фраз, текстов из 2—3 предложений с последующей демонстрацией прочитанного, подбором картинок и предметов.

Эмоционально рассказывать детям сказки и читать наизусть потешки, короткие стихи из 2—4 строк, сопровождая чтение демонстрацией действий, использованием иллюстраций. Побуждать детей запоминать потешки, четверостишия, читать их наизусть.

Примерные темы занятий.Погода. Растения. Двор, участок. Профессии (продавец, врач, няня, шофер).

Речевой материал: светит (солнце), тает, появились (листья), катаются (качаются), растет, копают (копали), посадили, поливают (поливали), продает, покупают, купили, заболел(а), болит (горло), дал (лекарство), здоров(а), убирает, подметает, моет, вытирает (пыль), едет, водит, танцевали, пели, говорили стихи; весна, ручьи, лужи, дерево, трава, цветы, листья, ведро, лейка, дорожка, скамейка, качели, лесенка, магазин, прода­вец, кассир, врач, лекарство, няня, щетка, пол, совок, тряпка, шофер, машина, руль, тепло, жарко, больно, вкусно, быстро, весело.

Материал для чтения и рассказывания детям (в течение года) . Тексты можно подобрать по книге: Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева. — М.; Просвещение, 1987. При необходимости сурдопедагог может предлагать тексты в сокращении.

Народные сказки: «Репка», «Курочка ряба». Стихи и потешки: «Водичка-водичка», «Мишка, мишка, мойся», «Сорока», «Идет коза рогатая», «Баю-бай, ты, собачка, не лай»; А. Прокофьев «Солнышко»; А. Барто «Наша Таня», «Мишка»; О. Высотская «На санках».

III год обучения

В течение года учить детей самостоятельно пользоваться в общении со взрослыми и с детьми словами и фразами, усвоенными на предыдущих этапах обучения и в текущем году. Дети должны выполнять поручения, понимать вопросы, уметь ответить на них, задавать вопросы, здороваться, прощаться, благодарить.

Обогащать словарь за счет включения в него названий предметов и явлений, действий, качеств. В словарь включаются слова, отражающие видо-родовые отношения (игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель и др., в зависимости от тематики занятий); слова, обозначающие целое и его часть (У лисы есть голова, туловище, лапы, хвост); синонимы (дети, ребята; наступила, пришла).

Продолжать учить детей понимать и выполнять инструкции (Положи ручку в шкаф. Собери книги, положи на стол).

Учить сообщать о настоящих (Что ты делаешь? Что делает Оля?) и выполненных действиях (Что ты сделал?) устно, в случае затруднений — чтение табличек.

Проводить беседы о событиях дома, в детском саду в вопросно-ответной форме. Объем — 4—5 тематически связанных вопросов. Коллективное составление коротких рассказов с последующим чтением.

Учить детей отвечать на вопросы о свойствах и назначении предметов (Что это? Какого цвета? Какой формы? Для чего нужен?); описывать знакомые предметы из различных тематических групп с указанием цвета, формы, величины, назначения предмета.

Учить узнавать предметы по описанию, данному в устной или письменной форме. Объем описания — 3—4 предложения.

Обучать детей составлению рассказа по картинкам (2 картины): рассматривание картинок, ответы на вопросы, инсценирование, составление рассказа, чтение.

Учить задавать вопросы в процессе работы с закрытой картиной, понимать ответы сурдопедагога, включать в свою речь. Подбираются картинки с несложным сюжетом, могут быть использованы предметные картинки.

Продолжать учить описывать сюжетные картинки. Объем описания — 4—5 предложений.

Продолжать обучение чтению текстов. В процессе обучения пониманию использовать инсценирование, подбор иллюстраций, ответы на вопросы.

Чтение и заучивание потешек и стихов.

Чтение и рассказывание детям сказок, небольших рассказов. Использовать в процессе рассказывания игрушки, картинки. Учить детей после прослушивания и уточнения содержания рассказов, сказок воспроизводить их самостоятельно (в случае затруднений сурдопедагог помогает продолжить рассказ, задает вопросы).

Продолжать работу с разрезной азбукой. Складывание слов и фраз (из различных тематических групп) по памяти. В случае затруднений использовать таблички.

Запись слов и фраз печатными буквами. Уметь написать данные о себе (имя, фамилия, возраст).

Наши рекомендации