Комплексного занятия по математике в старшей группе«ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕСНЫ»
Цели занятия.Уточнить знания детей о последовательности дней недели.Учить измерять условной меройобъем жидких веществ.Закрепить прием сравнения длины и ширины с помощью условной меры.Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. Развиватьумение делить геометрические фигуры на четыре равные части.Воспитывать внимательность.
Демонстрационный материал.Макетныеизображения солнышка, тучек;цветок подснежника,набор цифр до 10. Два сосуда разного размера с водой,стаканчик —мера.
Раздаточный материал.Альбомные листы, фишки,кирпичики из крупного строительного материала;наборы цифр до 10; счетные палочки, условная мера (палочка),геометрические фигуры: круги,квадраты,прямоугольники.
Ход занятия.Сегодня занятие по математике.Давайте вспомним, какой сегодня день недели? Какой был вчера? А какой завтра?А кто вспомнит все дни недели по порядку?Назовите выходные дни.
— А какое сейчас время года?Назовите весенние месяцы.
Сколько их?
— Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым
днем все сильнее и сильнее (давайте посмотрим на сол
нышко и представим,как оно ярко светит, прямо нам в
глазки),поэтому снег стал быстро таять. И вот из-под
снега выглянул подснежник.Он поднял головку и сказал:
«Как хорошо, что пришла весна!»
(Все весенние явления показываются на фланелеграфе.)
— И вдруг солнце спряталось,холодно стало подснежни
ку. (И нам стало холодно, покажите,как нам холодно?)
Небо хмурое, серое,и подснежник закрыл свои лепесточки,он думал о том,куда бы ему спрятаться,и горевал,что никто ему не поможет.
— Давайте мы ему поможем.Поможем ему выжить. Как
вы думаете, что нужно сделать?
— Нужна вода, и не просто вода, а живая вода.
Я добыла живой и мертвой воды,но забыла, где какая вода,хотя твердо знаю, что мертвой воды больше,а живой меньше.Давайте подумаем,в какой из емкостей больше воды?Как это проверить?Что необходимо для измерения?Можно ли объем воды измерить полоской бумаги?Почему нельзя? Какую меру лучше взять, чтобы измерить объем (3 стаканчика,4 стаканчика)?
— Мы с вами возьмем стаканчик и посмотрим,сколько
таких стаканчиков помещается в банке с розовой водой, а
сколько— в банке с голубой.
Дети измеряют и уточняют, что розовой воды— 3 стакана, а голубой воды— 4 стакана.
Что можно сказать?Что объем посуды не зависит отколичества в ней жидкости.В маленькой банке может быть жидкости больше, чем в большой.
Теперь мы знаем, что живая вода розового цвета.И можем спокойно полить подснежник.
- Посмотрите, мы его полили, но ему стало лучше
только чуть-чуть. Что же мы еще можем для него сделать?
Что бы мы могли сделать из кирпичиков? - Но прежде чем строить теплицу, мы должны знать
размеры кирпичей, их длину и ширину. Вы ее сейчас изме
рите с помощью условной меры и выложите цифры — про
тяженность сторон. Первая цифра это — длина, вторая —
ширина.
Теперь мы знаем размеры кирпичей и можем построитьтеплицу,но это мы сделаем немного позже.
Что же еще не хватает подснежнику, чтобы снова расцвести?
- Нужно тучи отогнать от солнышка.
- А для этого нам надо решить задачи. А ответы вы
будете показывать цифрой.
№ 1
Подарил утятам ежик
Семь подснежников весенних.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (7)
№ 2
Шесть веселых медвежат
За подснежником спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (5)
№ 3
Ежик по лесу шел
И подснежники нашел:
Два под березкой,
Один — у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
- Посмотрите, тучи от солнышка отошли, небо стало
ясное, но солнышко еще почему-то не греет. - Нужно лучики ему достать, чтобы смогло оно зем
лю прогревать. - Давайте сделаем два солнышка, одно из девяти пало
чек-лучиков, а другое из семи, и рядом выложим цифру. - Вот видите, стало солнце греть, пригревать, только в
каком месте сильнее греет, оно не знает. Вот мы ему и помо
жем. Фишкой ищем место на белом листе бумаги.
Поставили фишку в нижний левый угол; в правый верхний угол; на правую сторону листа и т.д.
— Вот видите, мы показали, куда надо солнышку све
тить, и подснежник совсем выровнялся.
- А чтобы он был всегда красивым и радовал глаза лю
дей, ему нужно удобрение (это такие лекарства, которые
предназначены специально для растений). Лекарства эти раз
ной геометрической формы. Они действуют тогда, когда раз
делены на четыре части. Разделите их. Покажите цифрой,
сколько частей у вас получилось? Вот и стал наш подснеж
ник здоровый и красивый. - А сейчас вы возьмите свои кирпичики и постройте
ему теплицу.
Итог занятия.
— Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что нового вы узнали?
- А что не понравилось?
Отметить тех, у кого очень хорошо все получается.
КОНСПЕКТ занятия по математике в старшей группе
Цели занятия.Закрепить знания об образовании чисел 6 и 7. Упражнять в порядковом счете, в пространственной ориетировке относительно себя и окружающих предметов, сравнении формы предметов с геометрическими образцами (моделями квадрата, прямоугольника, круга, овала). Развивать логическое мышление, память, речь. Воспитывать умение внимательно выслушивать задание, самостоятельно выполнять его.
Демонстрационный материал.7 плоскостных изображений кукол, 7 платьев; модели геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, круг, овал, предметы квадратной, прямоугольной, овальной формы.
Раздаточный материал.Плоскостные изображения матрешек и мячиков (по 10 на каждого ребенка), карточки с плоскостными изображениями разноцветных рукавичек.
Ход занятия.
— Дети, сегодня у нас занятие по математике. Мы с вами
будем учиться считать, определять положение предметов в
пространстве, находить предметы, сходные по форме, срав
нивать их с геометрическими фигурами.
Воспитатель выставляет 5 кукол.
— Сколько на столе стоит кукол? (всего 5 кукол).
Под куклами выставляется 5 платьев.
- Сколько платьев? (всего 5 платьев).
- По скольку кукол и платьев? (кукол и платьев по 5, их
поровну).
Выставляется еще одна кукла. s
- Сколько стало кукол? (ребенок пересчитывает — \
всего 6 кукол). - Как стало 6 кукол? (к 5 куклам прибавили 1, стало 6
кукол). - Чего больше: кукол или платьев? (кукол больше,
чем платьев, кукол — 6, а платьев — 5). - Какое число больше — 6 или 5? (число 6 больше, чем
число 5). - Что нужно сделать, чтобы кукол и платьев стало по
ровну (добавить 1 платье). Добавляется. - Сколько стало платьев? (ребенок пересчитывает —
стало 6 платьев). - По скольку кукол и платьев? (6 кукол и 6 платьев,
их поровну, их по 6). - Дети, на зеленую полоску карточек выложите 6 матре
шек. - Саша (Вова), сколько ты выложил матрешек? (про
веряется выполнение). - На оранжевую полоску выложите 6 мячиков (про
веряется выполнение). - Сколько мячиков? (мячиков 6).
- На верхнюю полоску поставьте еще 1 матрешку.
- Сколько стало матрешек? (матрешек стало 7).
- Как стало 7 матрешек? (к 6 матрешкам прибавили 1).
- Чего больше — матрешек или мячиков? (матрешек
больше, чем мячиков, матрешек 7, а мячиков 6). - Какое число больше? (число 7 больше числа 6).
- Что нужно сделать, чтобы матрешек и мячиков стало
поровну? (добавить 1 мячик).
— По скольку теперь матрешек и мячиков? (их поровну, по 7).
- Дети, а теперь уберите 1 матрешку. Сколько стало мат
решек? (матрешек стало 6). - Чего больше? (мячиков больше, чем матрешек. Мячи
ков 7, а матрешек — 6). - Что нужно сделать, чтобы мячиков и матрешек стало
поровну — по 6? (убрать 1 мячик). - Что можно сказать о количестве матрешек и мячиков
(матрешек и мячиков поровну, по 6).
— Дети, как мы считаем, когда хотим узнать о количе
стве предметов? (мы считаем количественным счетом: один,
два, три...)-
— А как мы определяем место предмета в ряду других?
(предметы считаем по порядку: первый, второй, третий...).
Ребенок пересчитывает платья порядковым счетом. Посмотрите на ваши карточки, которая по счету зеленая рукавичка? (отвечают 3—4 ребенка).
— Какая рукавичка 6-я по счету? (3—4 ребенка).
Физминутка: Раз, два, три, четыре,
Мы шагаем по четыре.
Три, четыре, раз, два,
Очень дружная семья.
На наборное полотно выставляются геометрические фигуры, один из ребят называет их. Затем дети объясняют, какой формы предмет надо найти, т. е . описывают форму выбранного предмета.
- Как ты догадался, что он круглый? Овальный?
- Какой формы эти предметы?
- Чем все они похожи?
Упражнение повторяется 2—3 раза.
Игра «Определи свое место в строю». Вызываются 5—6 детей:
— Сережа, подойди ко мне. Аня, встань так, чтобы Сере
жа был сзади тебя! Виталик, встань перед Аней!
Дети называют, кто стоит впереди, сзади. Затем детям предлагается повернуться налево или направо, назвать, кто и где стоит (слева, справа).
В конце занятия дети говорят о том, чем они занимались, чему новому научились, что им больше всего понравилось.
Рекомендуемая литература
Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. — М., 1982.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
Данилова В.В., Рихтерман ТД, Михайлова ЗА. и др. Обучение математике в детском саду. — М., 1997.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л АВенгера. — М., 1978.
Житомирский В.Г., ШевринЛ.Н. Геометрия для малышей. — М., 1978.
Ерофеева Т.Н. и др. Математика для дошкольников . — М.,1994.
Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М., 1995.
Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопр. психологии. — 1978. — № 2.
Леушина AM. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М., 1974.
Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении / Под ред. В.ВДаниловой. — М., 1988.
МетаинаЛ.С. Математика в детском саду. — М., 1984.
Минский ЕМ. От игры к знаниям. — М., 1982.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников . — М., 1985.
Моро М. И ., Пышкало AM. Методика обучения математике в 1—3 классах. - М., 1978.
Непомнящая Н. И . Психологический анализ обучения детей 3—7 лет (на материале математики). — М., 1983.
Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) / Под ред. ЛАВенгера. — М., 1980.
Рихтерман ТД. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. — М., 1982.
Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Подцьякова. — М., 1980.
Сербина Е .В. Математика для малышей. — М., 1992.
Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1987.
СтойловаЛ.П., Пышкало AM. Основы начального курса математики. — М., 1988.
Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников . — М., 1980.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Под-дьякова, Ф.А.Сохина. — М., 1980.
Фидлер М. Математика уже в детском саду. — М., 1981.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. АА.Столяра. — М., 1988.
Щербакова ЕМ. О математике малышам. — Киев, 1984.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора^
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАц
§ 1. Возникновение математики и развитие ее как науки "." \\
§ 2. Развитие понятия натурального числа ""' у]
§3. Основные математические понятия22
§ 4. Теоретические основы понятия натурального числа 28
§ 5. Виды письменной нумерации. Системы счисления 31
§ 6. Счетные приборы 37
§ 7. Становление, современное состояние и перспективы
развития методики обучения элементам математики детей
дошкольного возраста 41
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 56
§ 1. Общие дидактические принципы обучения дошкольников
элементам математики 56
§ 2. Содержание математического развития дошкольников 67
§ 3. Формы организации обучения детей элементам математики 72
§ 4. Роль дидактических средств в математическом развитии детей .... 78
§ 5. Методы обучения детей элементам математики 86
§ 6. Особенности организации работы по математике
в разновозрастных группах детского сада 92
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(ВТОРОЙ-ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ) 102
§ 1. Восприятие и отображение множеств 102
§ 2. Раннее заимствование детьми слов-числительных из речи
взрослых 106
§ 3. Особенности математического развития детей второго года
жизни ПО
§ 4. Дидактические условия математического развития детей третьего
года жизни 115
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА
ЖИЗНИ 124
§ 1. Формирование у младших дошкольников представлений
о количестве 124
§ 2. Ознакомление детей с величиной предметов 131
§ 3. Ознакомление с формой предметов 135
§4. Ориентирование детей в пространстве 138
§ 5. Ориентирование детей во времени 140
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДАЖИЗНИ.. 144
§ 1. Ознакомление с числом и обучение счету 144
§ 2. Формирование представлений о размере предметов 152
§ 3. Формирование представлений о форме предметов 155
§4. Ориентирование в пространстве 157
§ 5. Ориентирование во времени 159