Построение математической модели

Страницы сам изменишь :)

Введение

Динамическое программирование (динамическое планирование) – это раздел математического программирования, который изучает совокупность приёмов и методов, позволяющих находить оптимальные решения, основанные на вычислении последствий каждого решения и выработке оптимальной стратегии для последующих решений.

Задачи динамического программирования являются многоэтапными, поэтому термин «динамическое программирование» не столько определяет особый тип задач, сколько характеризует методы нахождения решения отдельных классов задач математического программирования.

В общем случае задача динамического программирования формулируется следующим образом. Например данная физическая система Построение математической модели - student2.ru находится в некотором начальном состоянии Построение математической модели - student2.ru и является управляемой. Благодаря осуществлению некоторого управления (некоторой операции) Построение математической модели - student2.ru указанная система переходит из начального состояния Построение математической модели - student2.ru в конечное состояние Построение математической модели - student2.ru . При этом качество каждого из реализуемых управлений Построение математической модели - student2.ru характеризуется соответствующим значением функции Построение математической модели - student2.ru . Задача состоит в том, чтобы из множества возможных управлений

Построение математической модели - student2.ru найти такое Построение математической модели - student2.ru , при котором функция Построение математической модели - student2.ru принимает экстремальное значение Построение математической модели - student2.ru .

Можно выделить два класса задач, к которым методы динамического программирования применяются наиболее удачно.

Первый класс – это задачи планирования деятельности экономического объекта (предприятия, отрасли и т.п.) с учётом изменения потребности в производимой продукции во времени.

Второй класс задач – задачи оптимального распределения ресурсов между различными направлениями во времени.

Наибольшей эффективности методы динамического программирования достигают там, где по самому существу задачи приходится принимать решения по этапам.

Рассмотрим основные теоретические аспекты решения задач методом динамического программирования.

Будем считать, что состояние рассматриваемой системы Построение математической модели - student2.ru на Построение математической модели - student2.ru – ом шаге

Построение математической модели - student2.ru

Построение математической модели - student2.ru (1)

которые получены в результате реализации управления Построение математической модели - student2.ru обеспечивающего переход системы Построение математической модели - student2.ru из состояния Построение математической модели - student2.ru в состояние Построение математической модели - student2.ru .

Далее, будем считать, что если в результате реализации –го шага обеспечен определённый доход, также зависящий от исходного состояния системы Построение математической модели - student2.ru и выбранного управления Построение математической модели - student2.ru , равный Построение математической модели - student2.ru , то общий доход за Построение математической модели - student2.ru шагов составляет

Построение математической модели - student2.ru (2)

где Построение математической модели - student2.ru .

Таким образом, сформулированы два условия, которым должна удовлет­ворять рассматриваемая задача динамического программирования. Первое условие обычно называют условием отсутствия последействий, а второе – условием аддитивности целевой функции задачи оптимизации.

Задача оптимизации в этом случае состоит в отыскании оптимальной стратегии управления, т.е. такой совокупности управлений

Построение математической модели - student2.ru (3)

в результате реализации которых система Построение математической модели - student2.ru за Построение математической модели - student2.ru шагов переходит из начального состояния Построение математической модели - student2.ru в конечное Построение математической модели - student2.ru и при этом функция дохода Построение математической модели - student2.ru принимает наибольшее значение.

Распределение капитальных вложений – это нелинейная задача распределения ресурсов между предприятиями одного производственного объединения или отрасли.

Предположим, что указано n-пунктов, где требуется построить предприятия одной отрасли, для чего выделена определенная сумма. При этом известен прирост мощности или прибыли для каждого предприятия, в зависимости от суммы капитальных вложений в это предприятие.

Если требуется найти распределение капитальных вложений между предприятиями, то задача состоит в том, чтобы найти такие значения Построение математической модели - student2.ru , при которых значение суммарного прироста прибыли или мощности всей отрасли

Построение математической модели - student2.ru (4)

было бы наибольшим при ограничениях общей суммы Построение математической модели - student2.ru ,

где Построение математической модели - student2.ru – общая сумма капитальных вложений.

Данная задача решается методом динамического программирования. Для этого необходимо ввести параметр состояния Построение математической модели - student2.ru и функцию состояния Построение математической модели - student2.ru

где Построение математической модели - student2.ru – некоторое количество предприятий, для которых определяется параметр и функция состояния.

Построение математической модели - student2.ru – максимальный прирост прибыли или мощности на первых –предприятиях, если они вместе получат Построение математической модели - student2.ru - капитальных вложений.

Если Построение математической модели - student2.ru - количество единиц ресурса, то -ое предприятие получит Построение математической модели - student2.ru единиц ресурса, то остаток Построение математической модели - student2.ru необходимо распределить между предприятиями от Построение математической модели - student2.ru -го до Построение математической модели - student2.ru -го так, чтобы был получен максимальный прирост прибыли или мощности Построение математической модели - student2.ru Следовательно, прирост прибыли будет равен Построение математической модели - student2.ru и нужно выбрать такое значение Построение математической модели - student2.ru -ое между 0 и x, чтобы увеличение прибыли Построение математической модели - student2.ru -предприятий было максимальным.

Построение математической модели

Общая сумма в 4 млн. руб. распределяется между пятью предприятиями в количествах, кратных 1 млн. руб. В результате выделение средств -му предприятию в размере Построение математической модели - student2.ru оно дает доход Построение математической модели - student2.ru Построение математической модели - student2.ru =1,2,3,4,5 величина которого может быть найдена из таблицы №1:

Таблица №1

«Исходные данные»

Построение математической модели - student2.ru
Построение математической модели - student2.ru
Построение математической модели - student2.ru
Построение математической модели - student2.ru
Построение математической модели - student2.ru
Построение математической модели - student2.ru

Распределить средства между предприятиями так, чтобы их суммарный доход был максимальным.

1. Заполним таблицу первой итерации.

Таблица №2

«Первая итерация»

f1(x-x2) f2(x2)
 
   
     
       

Строку f1 (x-x2) заполним данными первого субъекта f1(x1) из таблицы 1. Столбец f2(x2) заполним данными, соответствующими данным из таблицы 1.

Незаполненные элементы таблицы находятся путем сложения элементов строки f1 (x-x2) и столбца f2(x2) , т.е. по формуле:

FK(XK) + FK-1 (x-XK) (5)

где -некоторое количество субъектов, для которых определяются параметры и функция состояния;

x-сумма капитальных вложений, выделяемая нескольким субъектам.

2. Затем находим максимумы среди элементов, полученных в результате предыдущего шага, по побочным диагоналям таблицы (максимальные элементы выделены в таблице №2. Например, среди элементов диагонали 12,14,13,10 выберем 14.

3. После чего заполним новую таблицу данными, полученными в результате предыдущего шага. Строкаx2(x) заполняется элементами столбца ресурсов из таблицы 2, соответствующих максимальным элементам побочных диагоналей, полученным на шаге 3.

Таблица №3

«Максимальный прирост прибыли на первых двух предприятиях»

x
F2(x)
Построение математической модели - student2.ru 2(x)

4. Заполняем «вторую итерацию»

Таблица №4

«Вторая итерация»

f2(x-x3) f3(x3)
 
   
     
       

Строку f2 (x-x3) заполним данными строки F2(x) из таблицы №3. Столбец f3(x3) заполним данными, соответствующими данным из таблицы №1. Незаполненные элементы находим аналогично шагу 2 (формула 5).

5. Далее снова находим максимумы среди элементов, полученных в результате предыдущего шага, по побочным диагоналям таблицы (максимальные элементы выделены в таблице №4).

6. За тем снова заполним новую таблицу данными, полученными в результате предыдущего шага. Строка x3(x) заполняется элементами столбца ресурсов из таблицы 4, соответствующих максимальным элементам побочных диагоналей, полученных на данном шаге.

Таблица №5

«Максимальный прирост прибыли на первых двух предприятиях»

x
F2(x)
Построение математической модели - student2.ru 3(x)

7. Заполним таблицу третьей итерации.

Таблица №6

«Третья итерация»

f3(x-x4) f4(x4)
 
   
     
       

Строку Построение математической модели - student2.ru заполним данными строки Построение математической модели - student2.ru (x) из таблицы №3. Столбец f3(x3) заполним данными, соответствующими данным из таблицы №1. Незаполненные элементы находим аналогично шагу 2 (формула 5).

8. Далее снова находим максимумы среди элементов, полученных в результате предыдущего шага, по побочным диагоналям таблицы (максимальные элементы выделены в таблице №6).

9. За тем снова заполним новую таблицу данными, полученными в результате предыдущего шага. Строка x3(x) заполняется элементами столбца ресурсов из таблицы 6, соответствующих максимальным элементам побочных диагоналей, полученных на данном шаге.

Таблица №7

«Максимальный прирост прибыли на первых двух предприятиях»

x
F4(x)
Построение математической модели - student2.ru 5(x) 1 / 0 1 / 2

10. Заполним «четвертую итерацию»

Таблица №8

«Четвертая итерация»

f4(x-x5) f5(x5)
       
       
       
       
       

Заполним последнюю диагональ таблицы путем сложения элементов (формула 5).

11. Находим максимальное число побочной диагонали, полученной на предыдущем шаге.

zmax=20 млн.рублей.

Делаем проверку так чтобы, средства между предприятиями и их суммарный доход был максимальным.

Пятому предприятию должно быть выделено (см. табл. 3.):

Построение математической модели - student2.ru = Построение математической модели - student2.ru 5(4)=0 млн. руб.

причем четвертому предприятию должно быть выделено :

Построение математической модели - student2.ru = Построение математической модели - student2.ru 4(4-0)= Построение математической модели - student2.ru 4(4)=1 млн. руб.

Тогда третьему предприятию должно быть выделено (см. табл. 5.):

Построение математической модели - student2.ru = Построение математической модели - student2.ru 3(4- Построение математической модели - student2.ru - Построение математической модели - student2.ru )= Построение математической модели - student2.ru 3(4-0-1)= Построение математической модели - student2.ru 3(3)=1 млн. руб.

второму предприятию должно быть выделено (см. табл. 7.):

Построение математической модели - student2.ru млн. руб.

Hа долю первого предприятия остается:

Построение математической модели - student2.ru млн. руб.

Таким образом, наилучшим является следующее распределение капитальных

вложений по предприятиям:

Построение математической модели - student2.ru

Построение математической модели - student2.ru

Построение математической модели - student2.ru

Построение математической модели - student2.ru

Построение математической модели - student2.ru

которое обеспечивает производственному объединению наибольший возможный прирост прибыли:

Построение математической модели - student2.ru млн. руб.

Наши рекомендации