Описание выбранного прототипа снаряда
Таблица 1: Исходные данные
Калибр d, м | Общая масса mн, кг | Масса топлива ω, кг | Время горения топлива τ, с | Длина направ-ляющих S, м | Коэффициент формы i | Угол направ-ляющих | Эффективная скорость струи Ue, |
0,12 | 6,5 | 0,65 | 1,4 | 450 |
Таблица 2: Расчёт начальных соотношений
Секундный массовый расход Q, | Реактивная сила R, Н | Площадь миделя S, м2 | Среднее значение коэффициента лобового сопротивления Cx |
0.0804 | 0.289 |
Таблица 3: Расчёт движения по направляющим
Скорость vд, | Время tд, с |
22.7084 | 0.2202 |
Таблица 4: Расчёт активного участка
Скорость vа, | Угол θа | Высота yа, м | Дальность xа, м | Время tа, с | |
Метод Рунге-Кутта | 432.42 | 0.574 | 552.47 | 789.37 | |
Метод Эйлера | 0.575 | 565.39 | 807.67 |
Таблица 5: Расчёт пассивного участка
Скорость vп, | Угол θп | Высота yп, м | Дальность xп, м | Время tп, с | |
Метод Рунге-Кутта | 237.377 | -0.906 | 10426.327 | 46,488 | |
Метод Эйлера | 240.461 | -0.914 | 10884.580 | 47.618 |
Графики параметров траектории см. в приложение.
Содержание:
стр.:
1. Введение………………………………………………………………………………..4
1. Описание выбранного прототипа снаряда……………………………...5-6
2. Построение компьютерной модели расчёта
траектории неуправляемого ЛА (с заданными характеристиками)…………………7-24
1. Анализ и представление исходных данных……………………………..7
2. Модель динамики неуправляемого летательного аппарата……………8-10
1) Движение летательного аппарата по направляющим………………...8-9
2) Движение летательного аппарата на активном участке………………9
3) Движение летательного аппарата на пассивном участке……………..9-10
3. Алгоритмы численного интегрирования………………………………...10-13
4. Построение модели одного шага интегрирования
методами Эйлера и Рунге – Кутта……………………………………….13
5. Расчет одного шага методом Эйлера…………………………………….13-15
6. Расчет одного шага методом Рунге – Кутта……………………………..15-22
7. Сравнение полученных значений расчёта………………………………22
8. Расчет параметров неуправляемого летательного аппарата…………...23-24
1) Расчет движения ЛА по направляющим………………………………23
2) Расчет движения ЛА на активном участке…………………………….23
3) Расчет движения ЛА на пассивном участке…………………………...23
9. Расчет движения ЛА по параболической теории……………………….23-24
3. Исследовательская часть………………………………………………………………..24-29
4. Приложения……………………………………………………………………………...30-37
5. Список используемых источников……………………………………………………..38
Введение:
Процесс создания летательного аппарата опирается на предварительно разработанный его проект, то есть на процесс проектирования. Проектирование летательного аппарата включает разработку комплекта технической документации, позволяющего осуществлять его постройку и эксплуатацию.
Автоматизированным называется проектирование, при котором отдельные преобразования описаний объекта и алгоритмы его функционирования, а также представление описаний на различных языках осуществляется путём взаимодействия человека с ЭВМ.
Проектирование летательного аппарата – процесс творческий, включающий этапы определения цели проектирования, выбор варианта решения проектной задачи, инженерный анализ, направленный на детализацию намеченных вариантов решения задачи и проверку его соответствия физическим законам и другим ограничениям, и, наконец, этап принятия решения, базирующиеся на теории принятия решений.
В основе инженерного анализа лежит моделирование, то есть исследование объекта проектирования с помощью модели, которая способна дать необходимую информацию о нём. При проектировании ЛА широко используются как физические (матерьяльно реализованные), так и математические (абстрактные) модели. Физическими моделями является маке ЛА, его продувочные модели, различные стенды и т.д. Физическое моделирование даёт наиболее полное и достоверное представление об исследуемых явлениях. Однако оно зачастую связано со значительными затратами времени и матерьяльных ресурсов и является практически единственно возможным при исследовании новых закономерностей либо непредсказуемых теоретически, либо требующих экспериментальной проверки и подтверждения каких – то гипотез.
Математическое моделирование базируется на известных закономерностях прикладных наук, используемых при проектировании и расчёте летательного аппарата. В свою очередь, его можно разделить на аналитическое и численное. Аналитическое моделирование позволяет провести исследования в наиболее общем виде и получить результаты в наглядном, удобном для анализа виде. Однако построение аналитических моделей часто связано с необходимостью существенно упрощать рассматриваемое явление, что снижает достоверность полученных результатов. Численное моделирование с помощью ЭВМ в настоящее время становится одним из основных методов исследования сложных объектов и процессов, обеспечивая высокую точность и достоверность получаемых результатов.
Курсовой проект состоит из двух частей: первая часть – выбор прототипа летательного аппарата со сходными тактико – техническими характеристиками. Вторая часть представляет собой разработку компьютерной модели исследуемого летательного аппарата, исследование динамики движения летательного аппарата на различных участках траектории методами численного интегрирования (Эйлера и Рунге – Кутта) и параболической теории.
Описание выбранного прототипа снаряда
На основании полученного задания для курсового проектирования осуществляется выбор прототипа ракетной системы залпового огня. В качестве прототипа принята полевая 122-мм дивизионная реактивная система залпового огня «Град».
Полевая 122-мм реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» на протяжении трех десятилетий является наиболее массовой боевой машиной данного класса отечественного производства. Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей. Разработка системы началась 30 мая 1960 года. Головным исполнителем системы было назначено НИИ-147; СКБ-203 делало пусковую установку; НИИ-6 твердотопливные заряды; ГСКБ-47 снаряжение боевых частей. С самого начала перед конструкторами стояла задача создания простого в изготовлении и использовании комплекса, не уступавшего зарубежным аналогам по своим техническим характеристикам. В качестве ходовой части было выбрано шасси высокой проходимости «Урал 4320» производства Уральского автомобильного завода. Для упрощения конструкции направляющих, они были изготовлены трубчатыми. В первоначальном варианте штатное положение пакета направляющих для стрельбы было поперёк продольной оси автомобиля. Первые испытательные пуски показали полную непригодность такой схемы по причине сильного раскачивания платформы после старта первых снарядов и снижения точности стрельбы.
Кроме поворота направляющих была усилена подвеска и приняты меры для стабилизации кузова. Теперь стрельба (как одиночными снарядами, так и залпом) стала возможна не только строго по продольной оси автомобиля, но и под острым углом к ней. Две опытные установки «Град» прошли заводские испытания в конце 1961 года. С 1 марта по 1 мая 1962 года в Ленинградском Военном округе прошли Государственные полигонно - войсковые испытания комплекса «Град». Система «Град» была принята на вооружение 28 марта 1963 г. Сдача серийных образцов «Града» была начата в 1964 году. В 90-х годах к «Граду» были созданы принципиально новые образцы боеприпасов. Кроме того, ведутся работы по модернизации боевой машины БМ-21. Наиболее важное направление ее модернизации замена пакета направляющих труб из металла на два моноблока одноразовых транспортно - пусковых контейнеров (ТПК), изготавливаемых из полимерных композитных материалов. Они устанавливаются на боевую машину с помощью специальной дополнительной переходной рамы. В этом случае перезаряжание боевых машин производится с помощью грузоподъемных средств. Время заряжания сокращается до 5 минут.
Состав БМ-21 состоит из: ПУ, Шасси - Урал-375, Артиллерийская часть состоит из 40 направляющих, образующих пакет: четыре ряда по 10 труб в каждом. Труба предназначена для направления полета снаряда, а также для его транспортировки. Калибр трубы 122,4 мм, длина 3 м. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью электропривода. Старт всех 40 снарядов проходит в течение 20 секунд. Снаряд имеет предохранитель, взводящий взрыватель после удаления выстеленного снаряда на 150-400 м. Установка имеет возможность дистанционного управления наведением и стрельбой с выносного пульта на расстоянии до 50 метров. Перевод системы из походного положения в боевое занимает 3,5 минуты. Наведение в вертикальной и горизонтальной плоскости производится с помощью электропривода и прицела по типу артиллерийского. Запуск сорока снарядов занимает двадцать секунд. Стабилизация снарядов в полете комбинированная: как за счет стабилизаторов, складывающихся при установке в направляющие, так и за счет гироскопического эффекта, возникающего при вращении снаряда во время полета к цели. Лопасти стабилизатора, расположенные в хвосте снаряда, установлены под углом к направлению полёта. Они выполнены складывающимися. Для инициирования вращения снаряда на корпусе выполнен штифт, продвигающийся по спиральному пазу в направляющей.
Основными типами боеприпасов являются: осколочно-фугасный снаряд 9М21ОФ, осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф или 9М22У, комплект из семи снарядов 9М519-1...7 для создания радиопомех, снаряд с кассетной головной частью 3М16 для дистанционной постановки противопехотных мин, снаряд с кассетной головной частью 9М28К для дистанционной постановки противотанковых мин. Возможна также стрельба химическими снарядами 9M21, реактивными дымовыми снарядами массой 66 кг на дальность до 20,6 км, а также осветительными снарядами, освещающими на местности круг диаметром 1000 м с. высоты 450-500 м. в течение 90 секунд. Высокие динамические качества и проходимость позволяют эффективно использовать комплекс «Град» совместно с бронетанковой техникой как на марше, так и на передовых позициях во время проведения боевых операций. Дизельный двигатель мощностью 176 кВт, шины повышенной проходимости с центральной системой регулировки давления позволяют этой системе залпового огня не только не уступать в мобильности другим войсковым транспортным средствам и боевым машинам, но и превосходить их. Без преувеличения можно сказать, что и сегодня «Град» является самой эффективной системой залпового огня для комплексов калибра 100-152 см.
Испытания и эксплуатация. Также была создана легкая установка ракетной системы залпового огня БМ-21В на шасси автомобиля ГАЗ-66Б, в которой число 122-мм труб было уменьшено с 40 до 12, по сравнению с РСЗО «Град» на шасси «Урала-375». В 1966 году началось проектирование корабельного варианта «Града». Корабельный комплекс получил название «Град-М» А-215. Он включает в себя пусковую установку, приборы управления стрельбой и дальномерное визирное устройство с лазерным дальномером. Пакет с 40 направляющими был полностью унифицирован с армейской боевой машиной БМ-21. Корабельные испытания комплекса А-215 были проведены на Балтике с 20 марта по 7 мая 1972 года на большом десантном корабле БДК-104 (проект 1171). Испытания выявили ряд конструктивных недостатков в системах заряжания и наведения, в лазерном дальномере и др. После нескольких этапов доработки и испытания комплекс А-215 в 1978 году был принят на вооружение десантных кораблей.
В 80-х годах «Град» модифицировали для борьбы с подводными диверсантами (боевыми пловцами) и сверхмалыми подводными лодками. В арабских странах артиллерийскую часть «Града», сократив число труб до 30, устанавливали на различные шасси - от советских автомобилей ЗИЛ-131 до японских ISUZU. В 70-90 гг. комплекс «Град» успешно применялся в самых различных климатических условиях: в Азии. Африке и Латинской Америке, а также в России во время боевых действий в Чечне, причем в последнем случае с обеих сторон.
Технические характеристики:
Экипаж | 6 человек |
Калибр | 122 мм. |
Количество направляющих | |
Вес в боевом положении | 13700 кг. |
Масса снаряда (НУР) | 66 кг. |
Дальность стрельбы (max) | 21 км. |
Площадь поражения одним залпом | около 21 га. |
Время полного залпа | около 20 сек. |
Боекомплект | штатный – 3 залпа |