Информационное обеспечение АФХД

При проведении процедур ЭА используются различные источники информации, которые можно разделить на 4 блока:

1. Нормативно-правовая и планово-бюджетная информация: законодательные правовые акты, указы президента, постановления правительства, вышестоящих органов, хозяйственно-правовые документы, в том числе договоры, решения суда, протоколы собраний акционеров, бизнес-планы, сметы, ГОСТы, прейскуранты, ценники, и другие)

2. Учетные источники (данные бухгалтерской и финансовой отчетности - Ф1,2,3,4,5, данные синтетического и аналитического бухучета, статистический учет, оперативный учет и отчетность, налоговая отчетность, данные управленческого учета, и другое

3. Внеучетные источники (акты и заключения внутреннего и внешнего аудита, ревизий, проверок вышестоящих и налоговых органов, данные консалтинговых фирм и рейтинговых агентств, данные СМИ, интернета, личных контактов с исполнителями, техническая и технологическая документация, данные специальных обследований, докладных записок, рекламных материалов)

4. Деловая итоговая информация, основанная на обработке источников информационных ресурсов из прошлых блоков и сконцентрированных в базе данных и прочих ресурсах организаций или какого-либо управленческого органа.

К учетной информации предъявляются особые требования, в том числе своевременность, полезность для оценки результатов и прогнозирования, достоверность, сопоставимость, точность, достаточность, оперативность, рациональность.

Виды показателей, используемых и рассчитываемых в процессе ЭА: натуральные и стоимостные показатели, количественные и качественные, абсолютные и относительные, плановые и отчетные, нормативные, показатели экономической эффективности.

Основные этапы ЭА

1. Определение целей и задач ЭА

2. Составление программы

3. Подбор и подготовка информации

4. Сравнение показателей

5. Проведение горизонтального и вертикального анализа (расчет структуры и динамики)

6. Определение влияния факторов на анализируемые показатели

7. Обобщение результатов анализа

8. Разработка плана мероприятий, предложений по устранению выявленных недостатков и использованию резервов

Метод, приемы ЭА.

- Понятие метода, методики, приемов ЭА

- Методика и программа анализа финансового состояния экономической организации

- Традиционные приемы и способы ЭА

- Нетрадиционные приемы и способы ЭА

Определить показатели реализованной продукции:

Методы и приемы ЭА: практика. Задания:

1. Провести факторный анализ объема продукции предприятия на основании данных: Информационное обеспечение АФХД - student2.ru

Метод ЭА основан на диалектическом способе, исследовании объектов анализа, явлений и процессов в экономике, в их движении, развитии и взаимосвязи. При этом дается количественная оценка причинно-следственных взаимосвязей, определено влияния факторов на изучаемый объект, а также обобщение и разработки системы показателей для комплексного и всестороннего изучения экономических процессов хозяйственной деятельности. Метод ЭА зависит от целей, задач, вида и программы ЭА, также применяемых приемов и способов анализа.

Технические приемы и способы ЭА определяются опытом, квалификацией аналитика, применяемых средств и ПО ЭА.

Приемы и способы:

- традиционные

- Нетрадиционные

- математические и эвристические, в том числе интуитивные, экспертные и так далее.

Традиционные приемы и методы ЭА

- сравнение показателей - когда анализируемые показатели сравниваются с плановыми, нормативными показателями предыдущих периодов, показателями конкурентов. При сравнении рассчитываются абсолютные и относительные изменения по сравнению с базисными/абсолютный прирост ли снижение показателя. Δабсолют(абсолютное изменение показателя)=Анализируемый показатель вычесть базисный показатель. Относительный показатель – темпы роста, прироста, снижение анализируемых показателей.

ТР=Панализ/Пбазис*100%

Δ%=ТР-100% - относительное изменение показателя

Δ%=Δабсолют/Δбазис*100%

Выяснить причины невыполнение планов в соответствии с номенклатуры продукции. Расчленение анализируемого показателя по составу, структуре, структурным подразделениям.

Определение влияния фактора на анализируемый показатель. Данный метод, прием и этап экономического анализа позволяет определить влияние отдельных факторов на анализируемый показатель. Особое внимание следует уделить отрицательным фактором, зависящим от предприятия, так как предприятие может на них повлиять и устранить их все большей степенью вероятности.

Способы и приемы детерминированного факторного анализа.

Метод цепных постановок. Позволяет определить методом последовательной подстановки влияния показателей-факторов на анализируемые показатели. Последовательность аналитических процедур:

Определяется математическая модель – формула анализируемого показателя, как правило виде арифметической суммы произведения или отношения.

Производится расчёт анализируемого показателя в базисном периоде, а затем последовательно заменяется в математической модели значение показателей–факторов на значение показателя в анализируемом периоде. Количество подстановок на одну больше, чем показателей-факторов. Влияние каждого фактора определяется путём вычитания из значения анализируемого показателя в последущей подстановке значение показателя предыдущей подстановки. Совокупное влияние факторов определяется как алгебраическая сумма. Также в эту группу способов факторного анализа входят способы абсолютных и относительных разниц, пропорционального деления, интегральный, и другие.

Метод средних величин.

Балансовый метод имеет особое значение при проведении финансового анализа.

Метод группировки показателей.

4. Нетрадиционные. К ним относится способы стохастического то есть вероятностного анализа, применяемые в случае недостатка информации и основанные на теории вероятностей в том числе корреляционный анализ, регрессионный анализ, многомерный факторный анализ.

Понятие и содержание комплексного анализа деятельности организации.

Наиболее полную, обширную и всестороннюю информацию о результатах производственной и финансовой деятельности компании предоставляет комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности. Он обеспечивает системный подход и проводится в постоянном режиме на протяжении всей жизни, существования организации. Комплексный анализ проводится аналитической службы организации на основании данных всех видов учёта, позволяет своевременно выявить недостатки в работе предприятия, вскрыть неиспользованные резервы, своевременно принять управленческие решения.

Результаты комплексного анализа в основном предназначены для внутренних пользователей и могут являться коммерческой тайной.

2. Экспресс-анализ является первым этапом комплексного анализа позволяет дать оценку результатов деятельности предприятия в отчётном переводе на основе ограниченного круга показателей, высчитать проблемы и узкие места деятельности, которые подлежат углубленному изучению при проведении углублённого комплексного анализа. Экспресс-анализ оформляется в виде аналитической таблицы, в которой представлены наиболее важные показатели отчётности, на основе которых рассчитываются и анализируются показатели использования определённых видов ресурсов и характеризующих финансовое положение предприятия, вычисляются "больные" статьи баланса финансовой отчётности. Например: убытки, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность и другие. Основные показатели экспресс-анализа:

- Активы

- Основные средства

- Оборотные средства

- Собственные средства

- Заемные средства

- Выручка от реализации продукции

- Прибыль до налогообложения

- Численность персонала

На основе исходных данных таблицы приведённый расчёт следующих показателей: удельный вес основных средств в активах, фондоотдача, фондовооруженность, производительность труда, коэффициент оборачиваемости основных средств, длительность одного оборота, рентабельность предприятия, рентабельность собственного капитала, рентабельность продаж.

3. Программа углубленного комплексного анализа. Источником для проведения развернутого комплексного анализа финансового положения организации является формы, бухгалтерский финансовой отчётности. Этапы комплексного анализа:

1. проверка отчётности и её готовности к анализу

2. Построение уплотнённого баланса-нетто

3. Проведение горизонтального и вертикального анализа баланса. При этом исходный баланс пополняется показателями динамики – абсолютных и относительных изменений по отдельным статьям, разделам, итогом баланса и показатели структуры и изменений в ней.

4. Анализ ликвидности баланса на основе абсолютных и относительных показателей, оценка платежеспособности предприятия.

5. Оценка финансовой устойчивости и финансовой независимости предприятии на основе абсолютных и относительных показателей

6. Оценка деловой активности

7. Анализ финансовых результатов то-есть прибыли и рентабельности.

Анализ производства и реализации продукции.

Объем производства и реализации продукции предприятия являются основным базовым показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объём и темпы роста продукции, повышение её качества показывают прямое воздействие на издержки производства, прибыль и рентабельность предприятия. Основные задачи анализа: Оценка степени выполнения плана и Динамики объема производства и реализации продукции; Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; Выявления внутрихозяйственных резервов, увеличение выпуска и реализации продукции; Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Следует различать понятия объем производства продукции и объем реализации продукции. Первый показатель характеризует в основном производственные возможности предприятия, а объем реализации – потребность рынка и способность предприятия к их удовлетворению по качеству, ассортименту, цене, Обобщающее значение в анализе имеет показатель объема реализации в денежном измерении. При осуществлении анализа рассчитываются темпы роста объема производства и реализации продукции за несколько предшествующих лет, а также определяются среднегодовые темпы роста последней геометрической. Положительная динамика показателей по объему производства и реализации свидетельствует об увеличении производственных возможностей и проведению эффективной рыночной политики предприятия. Также проводится анализ выполнения плана продукции за отчётный период как по объему производства, так и объему реализации. Процент выполнения плана по обоим показателям должен быть положительным и сопоставимым по общим показателям. Анализ выполнения обязательств по договорам поставки продукции недопоставки продукции или нарушение сроков договорных обязательств окажут отрицательное воздействие на вечность предприятий: возможно потери аренды сбыта продукции снижение объема производства, соответственно прибыли и выручке предприятия. Особое внимание уделить договорам По ставке по государственным заказом, экспортным операциям и кооперированным поставкам. Анализ причин не выполнения плана по объему продукции и наличие сверх нормативных остатков готовой продукции в результате падения спроса на неё. Анализ невостребованной продукции за счёт всех внутренних и внешних факторов производится путём расчёта обобщающего показателя – продолжительность нахождения продукции на стадии реализации. Рост данного показателя характеризуется отрицательно. Анализ ассортимента и структуры продукции. Влияние изменений в ассортименте продукции оценивается одноименным коэффициентом.

Существенные отклонения данного коэффициента от 1 свидетельствует о значительных изменениях в ассортименте производимой продукции. Для оценки структуры производимой продукции также используется коэффициент структуры активности. Анализ положения товаров на рынках сбыта позволяет оценить влияние данного фактора на показатели объема продаж, среднего уровня цен, выручку от реализации продукции и прибыль.

Анализ осуществляется за 3-5 последних лет на основе динамики объема продаж и темпов роста по каждому виду продукции на внутреннем и внешнем рынках. В соответствии с результатами анализа виды продукции группируются по методике БКГ (бостонской консультационной группы):

1. "Звездный"

2. "Дойные коровы"

3. "Дикие кошки"

4. "Собаки" или "хромые утки"

По результатам анализа вносятся изменения в существующую номенклатуру и ассортимент производимой продукции в соответствии с требованиями справочной конъюнктуры. Анализ качества продукции. Необходим для повышения конкурентоспособности предприятия его продукции и роста экономических показателей. При проведении анализа качества продукции рассчитывается и анализируется обобщающие индивидуальные и косвенные показатели: Первый этап анализа качества это расчёт динамики и выполнения плана по обобщающим и индивидуальным показателям; Определение степени влияния изменений качественных показателей на выручку и прибыль предприятия способом ценных остановок. Анализ конкурентоспособности Продукции по техническим и экономическим параметрам. Анализ рентабельности работы предприятия. Позволяет оптимизировать Выполнение договорных обязательств по отгрузки продукции, уменьшить непроизводственные трудозатраты за счёт сокращения работ, снизить себестоимость продукции выполнить план по реализации продукции. Рассчитывать коэффициент ритмичности путём формирования удельного веса выпуска продукции за каждую неделю, декаду, месяц, квартал, Но не более базового уровня. Должны приближаться к 100 (больше быть не может), чем ниже тем ниже ритмичность. Завершающий этап анализа объема производства и реализации продукции это анализ факторов и резервов выпуска и реализации продукции. Процессе анализа используется балансовый метод и метод цепных подстановок.

Наши рекомендации