Задание № 4. Исследование следящей РАС

1. Изучить принцип действия и кратко описать заданную РАС (табл. 4.1), зарисовать ее функциональную схему.

2. Описать динамические звенья САУ: дискриминатор, регулятор, объект управления и т. д. Привести их типовые математические модели.

3. Преобразовать исходную структурную схему следящей системы к обобщенному виду (рис. 4.2), содержащему безынерционный линейный дискриминатор с сумматором шума на выходе и приведенный фильтр, охваченные единичной обратной связью.

4. Составить ПФ разомкнутой системы по данным таблиц 4.1 и 4.2.

5. Записать ПФ замкнутой системы относительно выходного процесса y(t) (Kλy(ω), Kξy(ω)) и ошибки x(t) (Kλx(ω), Kξx(ω)).

6. Построить логарифмические АЧХ и ФЧХ разомкнутой системы и определить с их помощью запасы устойчивости.

7. Определить устойчивость замкнутой системы и запасы устойчивости, пользуясь заданным критерием (табл. 4.2).

8. Построить АЧХ замкнутой системы Kλy(ω) и ПХ hλy(t). Определить по частотным (включая ЛАЧХ и ЛФЧХ) и временным характеристикам косвенные и прямые параметры качества переходного процесса.

9. Выяснить зависимость времени регулирования Тр от заданного параметра вариации (Параметр вариации в табл. 4.1). Построить график зависимости Тр от этого параметра, определив экстремум функции. При этом добиться того, чтобы ПХ изменяла свой характер (например, от колебательного до апериодического).

10. Определить средний квадрат ошибки слежения Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru и среднеквадратическую ошибку (СКО) Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru в стационарном режиме при одновременном воздействии λ(t) и ξ(t). Принять, что шумы ξ(t), приведенные к выходу дискриминатора, представляют собой белый шум с указанной спектральной плотностью мощности (N(0), D0/…).

11. Вывести аналитическое выражение эквивалентной шумовой полосы (прил. 4, табл. П.4.1), выраженной в параметрах приведенного фильтра. Найти численно и графически (по характеристике квадрата модуля главной частотной ПФ замкнутой системы Кλy2(ω)) ширину эквивалентной шумовой полосы.

12. Провести оптимизацию параметров фильтра по критерию минимума СКО. Определить, как это отразится на быстродействии РАС.

Если РАС при заданных параметрах окажется неработоспособной, следует изменить параметры или схему корректирующего устройства после соответствующего обоснования.

Таблица 4.1

Тип САУ Параметр вариации λ0 λ1 λ2 ξ0 D0   N(0) В2/Гц
АСН Т0 5 ° 0,4 °×кв/с 0,01
ФАПЧ kф 12 рад 2,1 рад×кв/с 0,23
ЧАП Т1 60 Гц 6,8   3,7×10-4
АСН Т0 22 ° 5,2 °×кв/с3 0,03
ФАПЧ kф 21 рад 6,6 0,03 рад×кв/с 0,13
ЧАП kф 4,8 кГц 9,5 мВ   1×10-5
ФАПЧ kф 8,4 рад 2,8 0,007 рад×кв/с 0,09
ФАПЧ Т0 9,07 рад×кв/с3 3,1
АСД kф 5 мкс 10,75 мкс×кв/с
ФАПЧ Т0 4,1 рад 1,8 0,186 рад×кв/с 2,4
АСН kф 2,4 ° 9,6 1,13 °×кв/с 0,09
АСД Т0 15 мкс 9,6 72,75 мкс×кв/с3 0,4
АСД kф 42 мкс мкс×кв/с 0,3
АСД kр 350 мкс 0,065 мкс×кв/с 0,2
ЧАП kф 1200 Гц 1,0 мВ   1,6×10-5
АСН kф 0,003 °×кв/с 0,573
ЧАП Т2 357 кГц 0,06   0,003
АСД Т0 мкс×кв/с3 0,0003
АСН Т0 2,2 ° 30,8 °×кв/с3 0,21
ЧАП kф 20 кГц 0,45 В   0,014
АСН Т0 5,0 ° 0,05 °×кв/с 0,021
ФАПЧ kф 200 рад 22,1 рад×кв/с 0,0023
ЧАП Т1 100 Гц 6,8   0,0003
АСН Т0 30 ° 3,7 °×кв/с3 0,0003
ФАПЧ kф 10 рад 6,36 0,03 рад×кв/с 0,013
ЧАП kр 6,8 кГц 9,5 мВ   1×10-6
ФАПЧ kф 5 рад 2,8 0,07 рад×кв/с 0,089
ФАПЧ Т0 9,2 рад×кв/с3 3,11
АСД kф 5 мкс мкс×кв/с
ФАПЧ Т0 3,5 рад 1,2 0,18 рад×кв/с 23,4
АСН kф 2,4 ° 9,6 1,5 °×кв/с 0,0019
АСД Т0 15 мкс 9,6 мкс×кв/с3 0,45
АСД kф 2 мкс мкс×кв/с 0,395
АСД kр 350 мкс 0,06 мкс×кв/с 0,2
ЧАП kф 2 кГц 1,0 мВ   1,6×10-5
АСН kф 0,002 °×кв/с 0,573
ЧАП Т2 35 кГц 0,06   0,003
АСД Т0 мкс×кв/с3 0,0003
АСН Т0 2,8 ° °×кв/с3 0,21
ЧАП kф 15 кГц 0,45 В   0,014
АСН Т0 2,5 ° 0,04 °×кв/с 0,021
ФАПЧ kф 112 рад 25,1 рад×кв/с 0,0023
ЧАП Т1 500 Гц 6,8   4,7×10-5
АСН Т0 12 ° 5,77 °×кв/с3 0,0003
ФАПЧ kф 21,9 рад 6,36 0,003 рад×кв/с 0,013
ЧАП kф 3,8 кГц 9,5 мВ   1×10-6
ФАПЧ kф 7,4 рад 2,8 0,007 рад×кв/с 0,089
ФАПЧ Т0 9,07 рад×кв/с3 3,11
АСД kф 7мкс 10,75 мкс×кв/с
ФАПЧ Т0 3,1 рад 1,2 0,186 рад×кв/с 23,4

Таблица 4.2

Т0, с Т1, с Т2,с Т3,с S Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru Размер-ность Критерий устойчивости
0,05 0,5 0,03 1,7 В/° 0,6 Гурвица
0,04 0,02 0,5 В/рад Михайлова
0,05 0,016 0,07 В/кГц 0,5 Найквиста
0,12 0,08 1,4 В/° Михайлова
0,02 0,12 В/рад 0,7 Гурвица
0,012 0,005 0,002 0,1 В/кГц Гурвица
0,1 0,09 0,003 В/рад 0,6 Михайлова
0,01 0,002 В/рад 0,9 Найквиста
0,12 0,04 В/мкс 0,1 Найквиста
0,02 0,7 0,005 В/рад 0,7 0,5 Михайлова
0,009 0,003 В/° 0,1 Михайлова
0,07 0,01 В/мкс Гурвица
0,8 0,09 0,5 В/мкс 0,1 Найквиста
0,04 0,2 0,01 6,25 В/мкс Михайлова
0,4 0,08 0,015 0,65 В/кГц 0,8 Найквиста
0,02 0,008 В/° 0,6 Найквиста
0,0006 0,0001 0,0006 0,25 В/кГц 0,1 Михайлова
0,02 0,006 0,8 В/мкс Михайлова
0,03 0,01 В/° 0,2   Найквиста
0,018 0,003 0,001 В/кГц Гурвица
0,05 0,3 0,03 1,67 В/° 0,6 Гурвица
0,01 0,02 0,5 В/рад Михайлова
0,05 0,01 0,007 В/кГц 0,5 Найквиста
0,12 0,08 0,4 В/° Михайлова
0,02 0,12 В/рад 0,8 Гурвица
0,0012 0,005 0,002 0,1 В/кГц Гурвица
0,1 0,09 0,003 В/рад 0,7 Михайлова
0,008 0,002 В/рад 0,9 Найквиста
0,12 0,04 В/мкс 0,2 Найквиста
0,02 0,7 0,005 В/рад 0,7 0,5 Михайлова
0,009 0,003 В/° 0,1 Михайлова
0,07 0,01 В/мкс Гурвица
0,8 0,09 0,5 В/мкс 0,3 Найквиста
0,04 0,2 0,01 6,25 В/мкс Михайлова
0,4 0,08 0,015 0,625 В/кГц 0,8 Найквиста
0,02 0,008 В/° 0,1 Найквиста
0,0006 0,0001 0,0006 0,25 В/кГц 0,1 Михайлова
0,02 0,006 0,8 В/мкс Михайлова
0,03 0,01 В/° 0,2   Найквиста
0,018 0,003 0,001 В/кГц Гурвица
0,05 0,5 0,03 1,67 В/° 0,6 Гурвица
0,04 0,02 0,5 В/рад Михайлова
0,05 0,016 0,007 В/кГц 0,5 Найквиста
0,12 0,08 0,4 В/° Михайлова
0,02 0,12 В/рад 0,8 Гурвица
0,012 0,0005 0,002 0,1 В/кГц Гурвица
0,1 0,09 0,003 В/рад 0,7 Михайлова
0,08 0,02 В/рад 0,9 Найквиста
0,12 0,04 В/мкс 0,1 Найквиста
0,02 0,7 0,05 В/рад 0,7 0,5 Михайлова

Задачи

1.С помощью критерия Михайлова оценить устойчивость системы, ПФ которой в разомкнутом состоянии имеет вид Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru .

2.Построить асимптотические ЛАЧХ и ЛФЧХ для системы с операторным коэффициентом передачи Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru , где k = 200; Т1 = 1 мс; Т2 = 500 мкс; Т3 = 100 мкс.

3.Найти решение уравнения работы ФАП pφ(t) + ΩуΚ(р) F(φ(t)) = Ωн при Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru ; Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru и начальных условиях φ(t0) = φ0; φ(t0) = 0.

4.Найти решение уравнения работы ФАП pφ(t) + ΩуΚ(р) F(φ(t)) = Ωн при Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru ; Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru и начальных условиях φ(t0) = φ0; φ(t0) = 0,1φ0 .

5.ПФ разомкнутой системы Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Найти ошибку в замкнутой системе при управляющем воздействии Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru .

6.С помощью критерия устойчивости Найквиста оценить устойчивость системы, ПФ которой в разомкнутом состоянии Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru .

7.Определить первые два коэффициента ошибок для системы, ПФ которой в разомкнутом состоянии Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru .

8. Оценить устойчивость системы, ПФ которой в замкнутом состоянии имеет вид Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Для оценки использовать критерий Гурвица.

9. Для системы, ПФ которой в разомкнутом состоянии Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru , определить запасы устойчивости по усилению и фазе.

10. Оценить устойчивость системы в замкнутом состоянии, если в разом-кнутом состоянии её коэффициент передачи равен Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Для оценки использовать критерий Найквиста.

11. С помощью асимптотических частотных характеристик определить запас устойчивости в системе, ПФ которой в разомкнутом состоянии имеет вид Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru .

12. ПФ разомкнутой системы Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Вычислить ошибку в замкнутой системе при входном воздействии Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Какова ошибка в установившемся режиме?

13. Построить годограф системы, для которой Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru , где k = 50; Т1 = 0,2 с; Т2 = 0,5 с; Т3 = 0,4 с.

14. С помощью критерия Михайлова оценить устойчивость системы, ПФ которой в замкнутом состоянии имеет вид Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru .

15. Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Построить g(t) для разомкнутой и замкнутой систем.

16. Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Построить h(t) для разомкнутой и замкнутой систем.

17. Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Построить g(t) для разомкнутой и замкнутой систем.

18. Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Построить h(t) для разомкнутой и замкнутой РАС.

19. Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru Для какого динамического звена характерна данная зависимость? Построить ЛАЧХ и ЛФЧХ этого звена.

20. Оценить вид ПХ для звена с ПФ Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru .

21.

 
  Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru

λ (t) = (200 + 40t)×1(t). Найти Xуст .

22. Апериодическое звено с k0 =20, T0 =0,1 c охвачено гибкой отрицательной обратной связью с kОС =0,09. Определить коэффициент передачи и постоянную времени эквивалентного апериодического звена.

23. Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru Оценить устойчивость в замкнутом и разомкнутом состояниях. Оценить Y (∞).

24. Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Построить h(t) для разомкнутой и замкнутой систем.

25. Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Построить h(t) для разомкнутой и замкнутой РАС.

26. Апериодическое звено с k0 =20, T0 =0,1 c охвачено жесткой отрицательной обратной связью с kОС =0,09. Определить коэффициент передачи и постоянную времени эквивалентного апериодического звена.

27. Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Построить h(t) для разомкнутой и замкнутой РАС.

28. Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Построить h(t) для разомкнутой и замкнутой систем.

29. ПФ разомкнутой системы Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Вычислить ошибку в замкнутой системе при входном воздействии Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Какова ошибка в установившемся режиме?

30. Оценить вид ПХ для звена с ПФ Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru .

31. ПФ разомкнутой системы Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Вычислить ошибку в замкнутой системе при входном воздействии Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Найти ошибку в установившемся режиме.

32. ПФ разомкнутой системы Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Вычислить ошибку в замкнутой системе при входном воздействии Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . Какова ошибка в установившемся режиме?

33.

 
  Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru

λ (t) = (20 + 4t)×1(t). Найти Xуст .

34. Указать величину наклона ЛАЧХ для РАС с ПФ Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru на частоте w = 300 рад/с.

35. Определить j(w) при w = 30 рад/с для РАС с ПФ Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru .

36. Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru
Найти запасы устойчивости системы,

если Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru , Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru .

37. Для РАС из задачи № 32 записать ПФ по возмущению, по входному воздействию и по ошибке.

38. Для РАС из задачи № 32 определить величину выходного воздействия, если λ (t) = (20 + 4t)×1(t), а ξ(t) = 10.

39. Апериодическое звено с k0 = 10, T0 = 0,5 c охвачено жесткой положи-тельной обратной связью с kОС = 0,1. Определить коэффициент передачи и постоянную времени эквивалентного апериодического звена.

40. Апериодическое звено с k0 = 10, T0 = 0,5 c охвачено гибкой положи-тельной обратной связью с kОС = 0,1. Определить коэффициент передачи и постоянную времени эквивалентного апериодического звена.

5. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ «MATHCAD»
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Общение пользователя с «MathCad» происходит на математически ориентированном языке визуального программирования, который настолько приближен к обычному математическому языку описания вычислительных задач, что практически не требует специального освоения. Многие математические записи на этом языке производятся выводом на экран соответствующих шаблонов операторов и функций. Простейшие знаки основных операций можно набирать и с клавиатуры.

Для получения справки в «MathCad» в меню есть пункт «Help(?)». При выборе этой команды на экране появляется окно интерактивной справки. Этот же результат можно получить быстрее, нажав клавишу «F1». Контекстно-зависимую справку можно получить, поместив указатель мыши на нужный элемент документа или меню «MathCad». Если поместить указатель на кнопку панели инструментов, то через некоторое время появится окно с названием кнопки, а на строке состояния (так же, как и при выборе элемента меню) появится поясняющий текст.

Команда «Resource Center»меню «Help(?)» открывает доступ к огромной библиотеке систематизированных ресурсов «MathCad».

Команда «Open Book» («Открыть справочник») открывает электронный справочник, с помощью которого можно составить представление о возможностях «MathCad» [18–23].

Для создания нового документа «MathCad» надо выбрать команду «New» («Новый») из меню «File» («Файл») (комбинация клавиш Ctrl+N).

Курсор-крестик может быть преобразован в рамку для текста нажатием клавиши «"». При этом будет открыта окруженная черной рамкой текстовая область, которая останется открытой до тех пор, пока курсор щелчком мыши не будет перемещен на свободный участок документа. В текстовой области курсор имеет вид вертикальной черты. После создания области текста можно ввести заголовок. По умолчанию он будет представлен шрифтом «Arial». Если вводится текст без создания текстовой области, для «MathCad» это означает, что вводится формула (шрифт «Times New Roman»). Для устранения подобной ошибки достаточно нажать клавишу пробела, чтобы «MathCad» преобразовал формулу в текст. Преобразование в обратном направлении невозможно.

Набор формул начинается с места, указываемого визиром (красным крестиком), положение которого определяется щелчком левой кнопки «мыши». В области формулы визир превращается в синий уголок, указывающий место ввода, а в текстовой области, которую можно ввести в документ командами главного меню («Вставка» – «Текстовая область»), визир превращается в вертикальную линию (маркер ввода). Управление визиром осуществляется как мышью, так и стрелками клавиатуры.

Для ввода формулы устанавливаем визир в место ввода и вводим определенную последовательность символов, например: «а:1».

«MathCad» автоматически преобразует этот текст в формулу – определение переменной: « Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru » (a = 1). «MathCad» различает прописные и строчные символы, поэтому переменные х и Х различаются между собой.

Переменные в языке «MathCad» задаются идентификаторами, которые могут быть любой длины, содержать латинские, греческие буквы и цифры, но при этом должны начинаться с буквы и быть слитными.

При работе с переменными часто используется операция присвоения. Для этого на экране используется знак «:=» (например, «С1:=2.3» соответствует присвоению переменной С1 значения 2,3), вводимый Shift + «двоеточие» с клавиатуры. Знак «равенство» на клавиатуре используется для вычисления переменной. Таким образом, для вычисления выражения необходимо сначала присвоить значения всем его переменным, затем присвоить какой-то переменной само выражение, набрав его после знака присваивания. Тогда для вычисления значения переменной достаточно набрать с клавиатуры эту букву и знак равенства.

Для набора специальных операций (знак корня или степени) используется панель арифметических операторов.

Введем интервал изменения переменной х от – Х (начальное значение) до Х (конечное значение) с шагом 0,02 : «х:-Х,-Х+.02;Х».

Введенный текст будет преобразован «MathCad»: точка с запятой будет преобразована в две точки, но при этом смысл определения вводимого интервала будет правильно интерпретирован «MathCad».

Теперь введем определение функции, например Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru :

« Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru ».

«MathCad» преобразует символ «*» («звездочка») в привычный знак умножения «·», а символ «/» («косая черта») сразу преобразуется в общепринятое обозначение дроби.

Каждое математическое выражение (график или текстовая область с комментариями) образует блоки. Они имеют невидимые прямоугольные границы, которые становятся видимыми, если выделить выражение (щелкнуть на выражении левой кнопкой «мыши»). Левой кнопкой «мыши» можно перемещать блоки.

Основной принцип работы «MathCad» – блоки выполняются строго поочередно с просмотром их слева направо и сверху вниз. В системе по умолчанию задан режим автоматического вычисления всех выражений по мере их ввода или после каждого редактирования документа. Стоит вывести визир за пределы выражения, как все результаты вычисленийобновляются. Это происходит быстро, но если вычисления занимают некоторое время, то используется специальное выделение вычисляемых в данный момент выражений – прямоугольником из зеленых линий.

Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru При необходимости можно сделать невычисляемыми отдельные выражения документа. Для этого надо выделить выражение, затем в контекстно-зависимом меню, вызываемом правой кнопкой «мыши», использовать команду «Отменить вычисления». Невычисляемое выражение будет отмечено черным квадратом.

В качестве примера, рассмотрим некоторые этапы вычисления, характерные для задания № 2. Определим номиналы элементов схемы при fрез = 84 Гц и z0 = 0,45 и найдем характеристики для электрической цепи, схема которой представлена на рисунке 5.1.

Найдем ПФ для данной схемы:

Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru (5.1)

Приведем (5.1) к стандартному виду для колебательного звена

Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru (5.2)

где Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru , Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru .

Определим номиналы элементов схемы :

Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru , откуда Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru ; Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru . (5.3)

Имеем систему из двух уравнений с неизвестными L1, C1, R1, R2..

С помощью «MathCad» определим возможные значения L1 и С1.

С учетом значений ряда Е24 примем такие номиналы элементов:

С1 =20 мФ, L1 = 1/(4p2·842·2·10-4) = 18 мГн.

Резистор R1 должен быть намного меньше сопротивления конденсатора С1 (или L1) на fрез : R1 << 1/(2p·fрез·С1) = 1/(2p·84·2·10-4) = ZC1 = 9,5 Ом.

На рисунке 5.2 приведена копия части экрана из «MathCad».

Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru

Примем R1 = 2,0 Ом, тогда, решая (5.3), получим R2 = 6,2 Ом.

(Для решения уравнений и систем уравнений удобно воспользоваться блоком функций «Given» – «Find»[18–23]).

Изменяя сопротивление R1 или R2 , можно регулировать z. Для удобства анализа построим график зависимости z от номинала R2.

Построение графиков в «MathCad» осуществляется с помощью шаблонов, перечень которых содержится в меню «Вставка»–«Graph» («График»). Используем шаблон для построения двумерных графиков «Х-Y Plot». После вызова шаблона графика на экран необходимо ввести имя переменной по оси x и имена одной или нескольких переменных (разделенных запятыми) по оси y в соответствующие шаблоны – черные квадратики в средней части осей. В крайние черные квадратики осей вносятся значения пределов изменения переменных по осям. Если эти значения не введены, то в этом случае «MathCad» сам выберет пределы, исходя из максимальных значений отображаемых переменных. После щелчка «мышью» вне шаблона график будет построен. График является блоком «MathCad» и, как любой блок «MathCad», может переноситься по экрану и редактироваться. Кроме изменения размеров, редактирование графика можно осуществлять командами меню «Format» («Формат») – «Graph» («График»). Например, опция «Трассировка» позволяет точно определять значения x и y в любой точке графика, а опция «Zoom»позволяет выбрать любой фрагмент графика с помощью прямоугольника из пунктирных линий, а затем увеличить масштаб этого фрагмента графика.

Если какие-то ячейки оказались незаполненными (выделенными красным цветом), на экране появится сообщение об ошибке: «This expression is incomplete. You must fill in placeholders» («Это выражение неполное, необходимо заполнить поля»). Необходимо заполнить такие ячейки.

 
  Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru

На рисунке 5.3. приведен график зависимости z (R2), интересующая нас область изменения z – от 0 до 1,1.

По графику видим, что значению z = 0,45 соответствует R2 = 6,16 Ом, ближайшим значением по ряду Е24 является номинал 6,2 Ом.

Построим графики АЧХ, ФЧХ, АФЧХ, ЛАЧХ, ЛФЧХ для R2 = 6,2 Ом.

Для построения графиков необходимо присвоить значения всем переменным, а затем задать диапазон частот (f или ω). «Мнимую единицу» можно задать напрямую Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru , а можно использовать встроенную «мнимую единицу» «MathCad». Рекомендуется вводить в графики не само выражение вычислений, а присваивать его какой-либо функции пользователя.

Например, при заданной функции W(iω) для построения АФХЧ (годографа) по осям координат (x и y) графика в соответствующие шаблоны вводим имена переменных Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru и Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru , которые получены с помощью встроенных функций, определяющих действительную (Re) и мнимую (Im) части ЧПФ.

Для построения АЧХ в шаблоны для осей графика необходимо внести mW(ω) (модуль ЧПФ: mW(ω) = │W(iω)│) по оси y и ω по оси x.

Аналогично для построения ФЧХ в шаблоны необходимо ввести по оси y fz(ω) ( Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru ) и ω по оси x. При построении ФЧХ рекомендуется логически проверять полученный результат: из-за ограниченности области значений (±90°) функции arctg, применяемой для вычислений фазы, график может иметь разрывы, хотя обычно ФЧХ непрерывна.

На рисунке 5.4 приведена копия соответствующего поля экрана «MathCad».

На рисунке 5.5 приведены графики АЧХ, ФЧХ и АФХЧ (годограф).

 
  Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru

Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru

Рекомендуется форматировать графики так, чтобы наиболее информативные участки попадали в центральную часть графика.

Для построения ЛАХЧ по оси y необходимо ввести Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru , а для оси x через контекстное меню следует установить логарифмический масштаб только для этой оси.

Для ЛФЧХ логарифмический масштаб для оси x вводится аналогично, но по оси y остается линейный масштаб, как для ФЧХ.

 
  Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru

На рисунке 5.6 приведены графики ЛАЧХ, ЛФЧХ. График aL(ω) показывает асимптотическую ЛАЧХ. По графикам видно, что АЧХ и ЛАЧХ при
z = 0,45 имеют резонансный выброс.

Широкие возможности для анализа предоставляют операторы символьных вычислений, которые встроены в «MathCad». Для их осуществления необходимо набрать выражение, над которым необходимо провести символьное преобразование без оператора присваивания. Далее «мышкой» или стрелками клавиатуры нужно установить визир (зеленый уголок) так, чтобы он охватывал все выражения справа. После чего из палитры математических операций выбираем необходимое действие из списка операторов символьной математики (помечена «черной шапочкой») и вводим в ее шаблон имя переменной, с которой и осуществляется операция. После щелчка левой кнопки «мыши» за пределами выделенного блока выполняется сама операция, и ее результат помещается после стрелки, являющейся на экране признаком проведения символьной операции.

Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru
Определим ПХ и ИХ с помощью символьного оператора обратного преобразования Лапласа из библиотеки «MathCad» – «invlaplace».

После выполнения «invlaplace»выражение, появившееся справа от стрелки, можно скопировать и присвоить новой функции, например h(t).

ИХ проще всего определяется как производная ПХ по времени, но ИХ можно найти и через «K(p) invlaplace, p».

 
  Задание № 4. Исследование следящей РАС - student2.ru

На рисунке 5.8 приведены графики ПХ h(t) и ИХ g(t).

Наши рекомендации