Жар — ...; шаль — ...; жарит—...; Луша —
Чётко произнеси слова парами. Как изменился звуковой состав подобранного тобой слова? Скажи, изменилось ли его значение?
2. Подбери в течение 5 минут по 2 слова со слогами ша, жа; шу, жу; ши, жи так, чтобы эти слоги сначала были в начале слова, а затем — в конце.
Проанализируй любые 2 слова со звуком Ш и 2 слова со звуком Ж.
3. Чётко назови предметы, изображённые на рисунках. (Логопед предъявляет детям предметные картинки: машина, ножницы, журавль, шуба, шапка, лыжи.)
Назови слова со звуками Ш и Ж. Определи место этих звуков в слове. Составь схемы первого и последнего слова. К схеме первого слова подбери другое — со звуком Ж; к схеме последнего слова — со звуком Ш. Со вторым и пятым словом составь предложения.
(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания.)
|
Подушка, кожа, игрушки, жало, жизнь, крыша, карандаш, кружево, камыш, стужа.
Расшифруй слова и подбери другие с такой же схемой. Составь схемы слов: кожа, крыша. Подходит ли слово стужа к схеме слова крыша! Если нет, скажи, что нужно изменить, чтобы схемы стали одинаковыми.
5. Прослушай слова, запомни их и чётко проговори:
Петух, луг, пирог, флаг, лопух, корень, круг, снег, пух, утюг, сапог.
Есть ли в них изучаемые звуки?
Измени слова так, чтобы они обозначали маленький предмет. Какие звуки появились во вновь образованных словах? Определи их место в каждом слове.
6. Внимательно прочитай предложения. Найди ошибки и исправь их.
У Маши сильный шар. В небо взвился красный жар. |
При встрече Серёжа и Шура крепко шали друг другу |
руки. На плечах у девушек красивые жали. |
Оса больно шалит. Малыш сегодня много жалит. |
Чайка над морем кружит. Ураганный ветер всё крушит |
на своем пути. |
Обоснуй правильность своих исправлений.
Звуки С-Ш
1. Прочитай «про себя» 1-й и 2-й столбики слов:
кашка | каска |
Мишка | миска |
крыса | крыша |
басня | башня |
жутки | сутки |
Сравни слова по звуковому составу и по значению. Чётко прочитай слова парами. Запиши их по памяти. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
2.
а)Подбери 6—8 односложных слов так, чтобы сначала звуки С или Ш были
в начале слова, а затем — в конце.
б) Подберипо 5 двухсложных слов со звуками С и Ш в середине слова. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
3. Назови цифры:
6; 7; 8; 16; 17; 18; 600; 700; 800.
Составь с названиями данных цифр словосочетания так, чтобы в слове, стоящем после цифры, были звуки Ш или С.
Образец: шестьсот шарфов. |
Чётко произнеси составленные словосочетания, выделяя ударный слог.
Назови словосочетания, в словах которых звуков С больше, чем Ш; затем — те, в которых есть оба эти звука. Проанализируй слова, содержащие оба звука.
Составь с любыми двумя словосочетаниями 2 предложения и запиши их. Подчеркни букву Ш синим цветом, букву С — чёрным.
4. Прочитай «про себя»:
паштусок пас сеснадцать коров. |
Штарушка прошусила шерстяные ношки и шарфы. |
В лесу Шаша услысал селест шухих листьев. |
Сестеро малысей играли в песочнице. |
Найди ошибки и исправь их. В чём заключаются эти ошибки? Докажи правильность своего исправления, чётко и правильно прочитав предложения.
Звуки 3-Ж
1. Читай чётко слоговые ряды:
зажа жаза | жозо зожо | зужу жузу | зижи жизи | жезе зеже |
Проанализируй слоги 1, 3 и 5-го столбиков.
2. Внимательно послушай пары слов и запомни их:
Зал — жал коза — кожа