Обработка результатов тестирования
1. Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением №5) выводятся путем подсчета количества правильных выполненных заданий.
ПРИМЕР: Если испытуемый в наборе .3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13.
2. Результаты набора заданий №5 оцениваются в зависимости от качества обобщения в 2 балла, 1 баллом, 0. Оценку 2 балла получают обобщения, приведенные в таблице правильных ответов. (Возможны синонимические замены понятий). Более широкие, по сравнению с приведенными в таблице, категориальные обобщения оцениваются в 1 балл.
НАПРИМЕР: Если испытуемый в задании 3 (форма А) дал ответ "наука", то он получает оценку 1 балл. Оценкой в один балл оцениваются также правильные ответы, но более узкие частные обобщения, чем приведены в таблице.
НАПРИМЕР: Ответ к заданию 18 (форма Л) - литературные направления. Нулевую оценку получают неправильные ответы, максимальное количество баллов, которое может получить испытуемый при выполнении этого субтеста, равно 38. Эта цифра соответствует 100 % выполнения набора № 5.
3. Индивидуальными показаниями выполнения тестов в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.
4. Если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому набору заданий могут служить значения среднего арифметического и моды. Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100% выполнения каждого субтеста, испытуемые по результатам тести рования подразделяются на 5 подгрупп:
1) наиболее успешные - 10% всех испытуемых;
2) близкие к успешным - 20%;
3) средние по успешности - 40%;
4) малоуспешные - 20%;
5) наименее успешные – 10%.
Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера групп, по оси координат - процент выполненных каждой группой заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом.
ПРИМЕР: Тестирование проведено на группу 100 человек. На основании полученных по тесту баллов выделяем первую группу -10 чел., получивших наибольшие баллы. Допустим, средний процент выполнения в этой группе равен 85%. Вторая группа •• 20 человек. В среднем выполнила задание на 67%. Третья группа - 40 человек - на 43%. Четвертая группа - 20 человек - на 27%, 5 группа - 10 человек - на 11%. Находим в системе координат соответствующие точки: а) с параметрами 1 и 85; б) с параметрами 2 и 67; в)3 и 43; г) 4 и 27; д) 45 и 11. По точкам строим график:
% выполнения заданий
80
40
20
1 2 3 4 5
5. Качественный анализ тестовых результатов (как индивидуальных, так и групповых) проводится в следующем направлении:
А. Для набора заданий №3 выявляется:
а) самый отработанный (легкий) и наиболее трудный тип логических связей, исследующих заложенные в тест - вид-род, причина-следствие, часть-целая, противоположности функциональные связи, типичные ошибки при установлении логических связей.
б) Наиболее усвоенные и наименее усвоенные области содержат тесты (литература, история, математика, география, физика, биология) и циклы школьных дисциплин - общественно-гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический.
Б. Для набора заданий №4 устанавливается:
а) задание с каким содержанием выполняются лучше, и задания - с каким хуже.
б) задания какого типа - с конкретными или абстрактными понятиями - выполняются хуже, провоцируют большое количество ошибок.
В. В наборе 5 выделяется:
а) характер типичных обобщений (по конкретному видовому, категориальному признакам).
б) характер типичных ошибок и на каких понятиях (абстрактных или конкретных), а также на каком содержании они возникают.