Лабораторная работа № 7

Примеры применения и разрешения главных септаккордов в гармонических оборотах. Анализ особенностей соединения и голосоведения при введении второстепенных

Септаккордов в решении гармонических задач

Объем учебного времени – 4 часа

Учебная тема: Главные и второстепенные септаккорды.

Цель: практическое освоение главных и второстепенных септаккордов.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ строение, применение, приготовление, разрешение D7 и его обращений; скачки при соединении с тоническим трезвучием;

§ строение, применение, приготовление, разрешение II7 и его обращений в К46 и D7;

§ разновидности, строение, применение, приготовление VII7 и его обращений, их разрешение (непосредственно в Т и внутрифункционально через D7 и его обращения); проходящие аккорды в окружении VII7;

§ строение, применение, приготовление, разрешение побочных септаккордов I7, III7, IV7, VI7 и их обращений.

Практические задания:

Задание 1. Запишите и исполните на музыкальном инструменте гармонические обороты в тональностях мажора и минора с 3-мя ключевыми знаками (диезами и бемолями): 1) 3/4 T – D56 | T – II7 – II56 | К46 – D6 | T ||;

2) 2/4 T – T2 | VI – II56 | К46 – D76 | T – S46 – T ||.

Задание 2. Запишите и исполните на музыкальном инструменте гармоническую последовательность в тональностях мажора и минора с 4-мя ключевыми знаками (диезами и бемолями): 3/4 T – (м.VII7)1 – ум.VII7 | D56 – T – D46 | T6 – S – II56 | К46 – D – D2 |T6 – VII6 – T | VI – II34 | К46 – D76 | T – S46 – T ||.

Задание 3.Письменно гармонизуйте следующие мелодии:

а) (c использованием D7)

Лабораторная работа № 7 - student2.ru

б) (с использованием VII7)

Лабораторная работа № 7 - student2.ru

в) (с использованием II7)

Лабораторная работа № 7 - student2.ru

Задание 4. Cоставьте схемы гармонического анализа приведенных ниже фрагментов музыкальных произведений:

а)

М. Мусоргский. Слеза

Largo Andante con moto

Лабораторная работа № 7 - student2.ru

Лабораторная работа № 7 - student2.ru

б) М. Глинка. Разлука

Comodo

Лабораторная работа № 7 - student2.ru

Лабораторная работа № 7 - student2.ru

Лабораторная работа № 7 - student2.ru

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какие септаккорды называются главными, почему?

2. Как строится и приготавливается D7?

3. Каким образом может вводиться септима в D7?

4. Что такое полный и неполный D7?

5. Как разрешается полный и неполный D7 в T?

6. В чем особенности применения D7 в заключительной и серединной каденциях?

7. Что в мелодии чаще всего является признаком появления D7 внутри построений?

8. Как образуются и применяются обращения D7?

9. В чем особенность голосоведения при использовании проходящего D34?

10. Может ли изменяться положение септимы в D7 и его обращениях при перемещениях?

11. Какие скачки допускаются при разрешении D7 и его обращений в тоническое трезвучие?

12. Допускается ли движение противоположными и параллельными октавами в крайних голосах при разрешении D7 в заключительной каденции?

13. Каким образом это происходит?

14. Какие септаккорды являются побочными в ладу, почему?

15. Каково строение и обозначение септаккорда II ступени?

16. Как приготавливаются, разрешаются II7 и его обращения в D, К46, T и D7?

17. В каких случаях вторая ступени лада в мелодии не может гармонизоваться II7 и его обращениями, почему? Каким аккордом в этом случае можно заменить II7?

18. Где и как строится и обозначается вводный септаккорд, его виды?

19. Каким образом приготавливается VII7?

20. Как разрешается VII7: непосредственно в T и внутрифункционально через D7?

21. Каким образом чаще всего возникает диатоническая секвенция, построенная из цепочки септаккордов?

22. Как соединяются в них главные и побочные септаккорды?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 89–110, 115, 138–143, 146–155, 181–187 (темы 14, 15, 16, 17 – гл.6, 21, 22, 22, 26 – гл.7, 9).

Наши рекомендации