Матричная структура в системе управления

Матричная структура в системе управления - student2.ru

С точки зрения людей, видящих перед собой только одну столовую,— невыгодно. Не укладывается в созна­нии таких экономистов-несистемщиков, противоречит здравому смыслу. Но подойдем к вопросу с иной пози­ции. Будем рассматривать его не изолированно, а в ком­плексе, в единой системе со всем производством. При этом учтем все многообразие факторов — техничес­ких, технологических, экономических, психологических и т.п. — и, допустим, ради кажущейся выгоды откажем­ся от таких столовых. Пусть, скажем, главный конвейер останавливается на обед в одно время, а конвейер кузов­ного производства — в другое. Рабочая смена пройдет в столовую в две очереди, а ее зал можно уменьшить наполовину. Выгодно? Вроде бы да. Но не торопитесь с выво­дами!

На тот час, когда смена с кузовного производства бу­дет обедать, а главный конвейер работать, нужен допол­нительный задел. А ведь с конвейеров завода сходит одна машина каждые 25 секунд. Каким же должен быть задел во время обеда корпусников, во что он обойдется? И где его разместить, в каких помещениях? На автозаводе все — на подвесных конвейерах в огромных корпусах. Значит, чтобы сэкономить площадь столовой, пришлось бы увели­чить площадь цехов.

Но здание цеха не то, что здание столовой. Цех — это мощные пролетные строения 14-метровой высоты да еще столько же в подвале, где размещаются подсобные служ­бы. И строительство, и содержание таких помещений обой­дется несравненно дороже, чем столовых, И выходит, что со всех точек зрения куда выгоднее строить столовые с расчетом на целую смену. Прийти к такому выводу помог системный подход.

Как видно, системный подход не есть какое-то откры­тие, позволяющее делать принципиально новое, а лишь систематизация здравого смысла, объединение предметов или знаний о них путем установления существенных связей между ними. При таком синтезе требуется мудрая даль­новидность, умение связывать близкие цели с дальними, технические и экономические перспективы с экологичес­кими и социальными.

2. В столице Швеции Стокгольме недавно была орга­низована выставка драгоценных камней из Республики Шри-Ланка. Главное внимание посетителей привлекал знаме­нитый голубой сапфир «Звезда Ланки» массой в 392 ка­рата и стоимостью в 420 тыс. дол.

Организаторы выставки весьма оригинально решили проблему охраны столь редких экспонатов. В витрину с драгоценными камнями они поместили трех ядовитых змей. «Мы подобрали самых ядовитых, самых смерто­носных и наиболее быстрых змей, — заявил шведский специалист по змеям Уле Рузенквист. — Мы их спе­циально не кормили в течение недели, чтобы они были в форме».

3. Как известно, во многих математических задачах ответ можно поучить несколькими способами. Другой вопрос, когда путей к достижению цели оказывается 1195.

Такой результат был получен в процессе успешного эксперимента преподавателем математики Максимом Бурханларским в 133-й софийской школе с преподаванием на русском языке: за один месяц 24 его восьмиклассника нашли именно столько решений словесной алгебраической задачи, составленной их сверстницей.

Интересно, что варианты решения задач не дублиру­ются, дети оперировали разным числом неизвестных, вво­димых в разных местах в ходе решения. Одна из участ­ниц эксперимента (средняя ученица по геометрии), сама того не ведая, добралась до нового способа введения не­известной величины в элементарную математику.

Сейчас 1195 вариантов решения задачи заботливо пе­реплетены в толстый синий том массой 5,385 кг и ждут регистрации в книге рекордов Гиннесса. Ясно, что за та­ким богатством математического мышления школьников стоят энергия и оригинальная методика преподавания Максима Бурханларского — преподавателя с 32-летним стажем, автора книги «Методы анализа и решения задач при вычислении и доказательстве», на которую в 1976 г. он получил авторское право. В работе он подробно излагает сущность своей новаторской теории составления урав­нений, ведущей к общему пути решения большого класса задач в элементарной математике.

Не пренебрегая учебным материалом, преподаватель постепенно знакомит своих воспитанников с тонкостя­ми своей методики. И они незаметно начинают решать самые сложные задачи по алгебре и геометрии, приме­няя основные алгебраические знания. Учащиеся шутя справляются с ними, не боятся и не нервничают перед контрольными, кончают школу без «троек» и «четверок» по математике, а все, кто поступает затем в вузы с экзаменом по математике, до одного выдерживают его успешно.

Традиционная методика преподавания математики в шко­ле — несовершенна. Дети затрачивают много времени, сил и нервов на то, чтобы проанализировать условия зада­чи и найти связь между данными и искомыми величинами. Это ребус, к которому они подходят со страхом, рассчиты­вая прежде всего на свою интуицию.

В классе Бурханларского нет слабых учеников по ма­тематике. Даже двоечники оказываются способными по­лучать «четверки» и «пятерки» (к слову, в Болгарии шестибалльная система оценки знаний), а бывшие хорошие ученики, попав к нему, просто превосходят себя...

Характерно и другое: учитель не дает более двух до­машних работ в течение года, но и они представляют про­стор для многовариантного, нешаблонного логического мышления.

4. Проведена сравнительная оценка экономической и системной эффективности.

В качестве объекта приложения методики оценки выбраны электромонтажные соединения (ЭМС) радио­электронной аппаратуры (РЭА). Будучи малоисследован­ными, они являются самыми массовыми и распростра­ненными элементами любой ТС. Для конкретной сравнительной оценки выбраны паяные соединения (ПС), в настоящее время наиболее распространенные в промышленности, и накрученные соединения (НС) как наиболее перспективные. Сравнительные расчеты экономической и системной эффективности ПС и НС показали, что НС по СЭ значительно превосходят ПС (в 12,5 раза на при­мере типового блока РЭА!), что и должно обусловливать их выбор в ТС. И этот пример показывает, что систем­ная оценка — основа принятия управленческого ре­шения.

5. Японская компания «Сумитомо» купила обанкро­тившийся французский завод «Данлоп» по производству автопокрышек. «С тех пор за очень короткое время мы шагнули из века каменного в век XXI, говорит один из профсоюзных лидеров.— Производительность труда воз­росла на 40%, вдвое сократилось число прогулов, зарплата увеличилась на 22%...» В чем же причина такого небыва­лого успеха? Дело в том, что в новой дирекции оказался один японец-системщик (личность!) при двух помощниках...

6. Научно-технический прогресс развертывается как взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие сис­темы наука — техника — производство — образование. Раз­витие в ней составляющих элементов есть процесс их взаимодействия и взаимопроникновения; взаимодействие первых трех элементов продуцирует новые научно-тех­нические знания, которые реализуются в материальном субстрате техники, ее структурах и функциях. Система образования, вбирая достижения НТП, в свою очередь, готовит и поставляет кадры его организационным струк­турам, от которых зависит развитие наук, техники и про­изводства. Все эти элементы образуют диалектическое единство, наличие противоречий в нем создает проблем­ные ситуации. Основополагающий методологический принцип их изучения — объединение всех элементов в системную модель. Ее разработка может иметь альтер­нативные модификации, но суть непременно должна со­стоять в том, чтобы совместить все усложняющееся и непрерывно изменяющееся содержание современной науки с доступной для студентов формой изложения. За­дача, разумеется, не решается простым добавлением к традиционным курсам нового материала и частичным обновлением старого. Все чаще специалисты высшей шко­лы приходят к выводу о необходимости упрощения в ди­дактических целях материала современной науки и перестройки почти всех учебных дисциплин в соответствии со структурой и логикой прогрессивного развития науки. По-видимому, этим целесообразно заниматься прежде всего вузовскому сектору НИР. Разве получение экономического эффекта от исследований и разработок — един­ственный показатель оценки результатов деятельности сек­тора? Ученые вузов обязаны не только хорошо знать со­ответствующие разделы современной науки и техники, но и профессионально, дидактически их интерпретиро­вать. Кстати, за счет этого можно сэкономить до 20—30 % учебного времени (Соколовский Ю.И. Сколько стоит время? // Изв. 1973. 29 ноября), что сокращает разрыв между содержанием учебных дисциплин, методиками обу­чения, реальными возможностями применения в них дос­тижений НТП. Всему этому будет способствовать исполь­зование нового научного направления — онтодидактики, которая занимается анализом и переработкой научного содержания учебных дисциплин в дидактических целях. Онтодидактические исследования ведутся в двух направ­лениях — стратегическом и тактическом. К первому из них относятся: радикальные изменения в учебных планах, связанные с перестановкой учебных дисциплин или боль­ших разделов; выявление глубоких взаимосвязей в учебном материале; выдвижение общих научных принципов. Второе направление включает оригинальные научные до­казательства, нетрадиционные трактовки, новую класси­фикацию понятий и т.д.

Учитывая относительную новизну вопроса, приведем ряд доказательных примеров (Соколовский Ю.И. Онтодидактика — актуальное направление исследований // Вест. Высш. шк. 1973. № 8. С. 7—13). Классическая меха­ника построена на трех законах движения Ньютона. Но это возможно и на основе уравнений Лагранжа, или прин­ципа наименьшего действия. В математике принято во­дить логарифм как функцию, обратную показательной.

Однако известны предложения определять логарифм как интеграл от dx/x и доказательства, что обратной ему яв­ляется показательная функция. Для теоремы Пифагора имеется несколько сот (!) доказательств, которые отли­чаются друг от друга степенью сложности. И если для других теорем такого изобилия обоснований нет, то лишь потому, что их поиском никто не занимался. Кто знает, не проще ли они, чем ставшие традиционными? Возможно, любое из таких построений логически безупречно от­ражает факты. Но с точки зрения дидактики они зна­чительно различаются по степени доступности, по за­тратам учебного времени и усилий для овладения матери­алом. Альтернативность доказательств теорем, выводовформул, классификация понятий, изделий, процессов споследующим выбором оптимальных решений являются важными задачами вузовской НИР. Именно получение ди­дактического эффекта должно быть поставлено во главу угла при проведении и оценке любого вузовского иссле­дования. Не отставать от отраслевой науки, а, используя солидный кадровый потенциал, высшая школа призвана даже опережать ее развитие, выходя на передовые ру­бежи прикладных и особенно фундаментальных исследований.

Именно на основе требований обеспечения дидак­тического эффекта были разработаны многие учебные программы Института повышения квалификации быв­ших МАП, МОП, MOM, МПСС, бывшей Ленинградской школы управления, Института управления и экономи­ки и др.

7. Именно такой подход к системной оценке техники и производства реализуется в учебном процессе БГТУ им. Д.Ф. Устинова. Наши студенты успешно восприни­мают и используют эту методологию и методы для оценки своих разработок в курсовом и дипломном проекти­ровании. Методы системной оценки студенты примени­ли и в разработках завода «Электроприбор», где они проходили производственную практику. Причем не только применили, но и разработали новые изделия с учетом всех этапов ПЖЦ, провели оценку каждого этапа с помощью его показателей. Хотя деятельность студентов была кратковременной, она оказалась весьма полезной для завода. Успешно разработаны новые приборы: ис­точник питания демонстрационный ИПД-1, генератор низкой частоты лабораторный ГНЧЛ, индикатор иони­зирующих частиц демонстрационный ИЧД-3, зарядное устройство ЗУ и т.д. В настоящее время уже организо­вано серийное производство изделий ИПД-1 и ГНЧЛ, а разработка остальных планируется на ближайшие годы. Мы считаем это положительным примером эффекта от полученных студентами научных знаний по полному жизненному циклу как методологическому принципу организации обучения.

Объективная оценка разрабатываемой новой техники по ПЖЦ имеет огромное воспитательное значение. Сту­денты увидели и убедились, что их труд не пропадает да­ром, а время и финансовые средства, затраченные на раз­работки, окупаются с немалой прибылью. «Никогда не ожидали, — говорили они впоследствии, — что мы спо­собны быстро и качественно осуществить решение по­ставленных перед нами производственных задач. Мы по­лучили большое моральное удовлетворение от этой ис­ключительно полезной и интересной работы!» Обращаем внимание на то, что не менее важным в этом рассужде­нии студентов является мнение о ПЖЦ как методологи­ческой основе стимулирования познавательного интере­са. Значит, ПЖЦ — средство не только обучения, но и воспитания такой устойчивой черты качества личности, как неуклонное стремление к познавательной, исследова­тельской, конструктивной, т.е. творческой инженерной деятельности.

8. Подобные экспериментальные исследования были проведены и кафедрой психологии Московского госу­дарственного университета им. М.В. Ломоносова на при­мере учащихся общеобразовательной школы 8—10 классов по профилю «Радиоэлектроника» (Решетова 3.А. Пси­хологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во МГУ, 1985. 208 с.). Сравнительные результаты уча­щихся экспериментальной (ЭК) и контрольной (КГ) групп показали существенные различия как в характере знаний, так и в практических возможностях. У учащихся КГ знания носили разорванный, фрагментарный характер и представляли собой некоторую совокупность не упорядо­ченных какой-либо схемой разрозненных сведений. При анализе технического устройства они обнаружили беспо­рядочную деятельность, не было ни плана общей деятель­ности, ни обоснований в ответах, ни уверенности в пра­вильности даваемого ответа, ни связи одних данных с другими. Они допускали много ошибок при определении функции и назначения радиотехнического объекта. Зна­ния же учащихся ЭГ представляли собой систему теорети­ческого описания объекта в логике системного анализа. Они успешно проектировали и конструировали различные устройства радиотехнических систем (до 25 раз­новидностей) на базе радиоконструктора «Малыш», рас­сматривали их локальные и целостные характеристики, уровни строения, структуру каждого уровня, элементы, их свойства и связи между ними, проверяли возможные ошибки в схемах, раскрывали зависимости свойств эле­ментов от состояния и характера «среды», вносили изме­нения в схемы в целях улучшения системных свойств аппаратуры.

В результате экспериментального обучения у учащих­ся был сформирован не только «политехнический» взгляд на вещи, но и связанные с этим профессионально важ­ные качества личности: рационализаторство, техничес­кое творчество, культура и дисциплина профессиональ­ного мышления, высокая производительность труда, твор­ческое и сознательное отношение к труду и выбору будущей профессии (из 12 учащихся 10-го класса ЭГ 10 человек поступили учиться на радиотехнические фа­культеты). Резко сократилось время обучения. В действу­ющей программе трудового обучения, утвержденной быв­шим Министерством просвещения СССР, по радиотех­ническому профилю в 9—10-х классах на изучение только «теоретических сведений» по радиоэлектронике отводи­лось 85 часов. Экспериментальная программа, теорети­чески более емкая и обеспечивающая несопоставимый диапазон практических возможностей учащихся, потре­бовала всего 40 часов.

Итак, новый тип профессионального труда и соответ­ственно новый тип профессиональных задач предусмат­ривает деятельность, обеспечивающую ПЖЦ ТС. Ее смысл не в приобретении личностью широкой номенклатуры специальных знаний, а в уровне и принципах мышления, позволяющих, в частности, инженеру диалектически представить объект, явление, процесс во всем многообразии их свойств и вместе с тем — цельности, что дает возмож­ность активно, сознательно и творчески, на научной ос­нове построить управление деятельностью по развитию сложной техники. Но для этого необходима существен­ная перестройка учебных процессов на всех уровнях, как это было сделано в бывшем ЛМИ.

9. В технических вузах одним из основных предме­тов является «Проектирование» (по специальности). Про­ектируются машины, приборы, механизмы, технологи­ческие процессы, технологическая оснастка и многое другое. И все происходит иногда в рамках одной специ­альности. Для того чтобы улучшить усвоение материала и сэкономить время, мы даем студентам знание общей методики (методологии) проектирования любых техни­ческих объектов и процессов, объединяя их названием «технические системы» разной сложности: простые, слож­ные и большие. Эта качественная методика для студен­тов в основном младших курсов включает формулиров­ку основных и рабочих принципов, анализ ошибок, раз­работку улучшенных принципов, сравнительную оценку и выбор оптимального рабочего принципа, соответству­ющего рациональной конструкции ТС или оптимально­му технологическому процессу ее изготовления и сбор­ки (Ханзен Ф. Основы методики конструирования (сис­тематизация конструирования / Пер. с нем. В.В. Титова. Л.: Машиностроение, 1969. 167 с.). На старших курсах, следуя диалектическому методу, эта качественная мето­дика дополняется количественной оценкой на основе системного анализа. Она включает постановку цели про­ектирования и выбор альтернативных путей решения задач (методология и логика), определение затрат на аль­тернативные решения поставленных задач (экономика), составление логико-математической модели, т. е. систе­мы связей между целями, альтернативными средствами их достижения, требованиями на ресурсы окружающей среды (логика, математика, ЭВМ), выбор критерия оцен­ки альтернатив (диалектика, логика), сравнение альтер­натив и принятие решений (комплекс наук!). Критерием целесообразности той или иной ТС является не мини­мум массы или стоимости, не максимум надежности (как зачастую требуют преподаватели в вузовской практике обучения), а интегральный показатель и более точно — критерий системной эффективности, построенный на взаимосвязи общественных, естественных и техничес­ких наук.

Предлагаемая общая методика проектирования ТС для использования ее при обучении в высшей школе оказы­вается полезной для всех технических дисциплин и спе­циальностей, развивающей творческие способности сту­дентов, а также такие универсальные и важные свойства, как системность мышления, последовательность образа действий, умение связывать различные рабочие процес­сы при их разработке, способность к абстрагированию, взаимосвязи наглядного и абстрактного.

Для выработки навыков организационно-управленчес­кой деятельности требуется объединение усилий различ­ных наук. Особенно важно соединение общетеоретических знаний об организации и управлении с профессиональны­ми знаниями. Не является секретом, что руководители различных предприятий предъявляют существенные претен­зии к вузам по поводу недостаточной активности молодых специалистов. По-видимому, пассивность части выпускни­ков — результата в основном того, что мы не научили их основам организационно-управленческой деятельности не просто как таковой, а в комплексе, системе деятельности по специальности. Только общими усилиями всех преподава­телей общественных, естественных и технических дисцип­лин можно передать студентам современную информацию по организационно-управленческой деятельности.

Итак, подведем некоторые итоги под содержанием по­собия, посвященной системному анализу (в первую оче­редь, современной техники, выступающей ныне в виде сложных и больших технических систем).

Объективное развитие науки заключается в том, что она все больше систематически проникает вглубь и вширь действительности, т.е. во все более глубоком по­знании связей всего, всеобщей связи действительности вообще, которую мы называем миром (Краткая философс­кая энциклопедия. М.: Прогресс, 1994). А окружающий мир по своей структуре имеет системную природу. Это предъявляет определенные требования к современной выс­шей школе, находящейся в глубоком кризисе. (Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире: системный ана­лиз, 1970). В частности, требуется возвращение к систем­ности знаний, потерянной в конце средних веков. Сис­темность — это новое качество знаний, разорванное «лишь по произволу самим человеком» (Макс Планк).

По данным ЮНЕСКО, существуют три типа сферы инженерной деятельности:

— инженер-исследователь-разработчик, выполняющий функции изобретателя; проектировщика и конструктора, связанные с НИР;

— инженер-производственник, выполняющий функции технолога, организатора производства и эксплуата­ционника;

— инженер-универсалист (системотехник широкого профиля) с функциями управления сложной инженерной деятельностью; особенно здесь важна методологическая направленность, требующая изменения формы профес­сиональной подготовки инженера, принципиально нового мышления.

Именно на последнюю сферу деятельности (в первую очередь!) и рассчитано представленное пособие.

Еще раз подчеркнем значение системности.

Для студентов и слушателей:

— для развития мышления, ибо оно происходит через усвоение научной теории, внутренним свойством которой является системность;

— для разработки различных социально-экономических систем (в том числе и технических), подход к которым дол­жен быть адекватным их природе, т.е. системным;

— для понимания знаний как результата синтеза; имен­но непонимание ведет к утрате желания учиться, к поте­ре престижа высшей школы; понимание ценнее знания (Ланжевен);

— для повышения интереса студентов к науке и изу­чаемым дисциплинам, ибо интерес вызывается в первую очередь пониманием;

— для сокращения нагрузки на память; легче запо­минать знания целыми блоками; перегрузки в средней и высшей школе возникают за счет большой мобили­зации памяти при недогрузке мысли (в школе Л.Н. Толстого дети занимались по 12 часов в день и не уста­вали);

— для укрупнения знаний: без дальнейшего увеличе­ния знаний мы погибнем, но и под прессом этого знания мы не выживем (О. Рейзер — крупный специалист в об­ласти информатики);

— для познания законов окружающего мира и фор­мирования новых (ведь закон — это внутренняя, устой­чивая, существенная связь и взаимная обусловленность явлений природы и общества);

— уровень современного мышления определяется уров­нем познания связей;

— для упорядочения знаний (сегодня, по мнению ака­демика Е.П. Велихова, 80% их не упорядочено;

— освобождает студентов (и ученых) от массового дуб­лирования работ, экономя астрономические суммы тру­довых, материальных и финансовых ресурсов;

— для получения научной картины мира как целостного усвоения знаний по основам наук о природе и обществе.

Для науки и научных дисциплин системность имеет следующее значение.

Чтобы занятия имели научный характер, пишут экс­перты ООН по образованию, они должны начинаться с постановки проблемы и кончаться выводами по их реше­нию. Но:

— попредметных проблем не существует (профессор Пенсильванского университета Р. Акофф);

— в предметном знании невозможно принять опти­мальное решение (профессор Торонтского университета А. Рапопорт).

Наша высшая школа продолжает оставаться попредметной и линейной с вытекающими отсюда последствия­ми. Выход из проблемной ситуации не может быть устра­нен частичными изменениями в содержании образования. Требуется серьезная перестройка структуры всей обра­зовательной системы и ее процессов. Важнейший ее эле­мент — создание кафедры системологии (системотехни­ки) в каждом университете. Она должна стать мозговым центром всей теоретической и практической работы по развитию социального и научно-технического прогресса, по организации планомерного перехода к системологическому (системотехническому) образованию как подлинно высшему! Главными ее целями являются обеспечение воз­можности комплексирования факультетов и кафедр в единую систему по профилю университета (вуза) в целях оптимизации содержания всех курсов и формирование системы научных дисциплин, излагающих принципы сис­темного анализа. Рекомендуемые курсы такой кафедры:

— логика и методология системного анализа;

— основы системотехники (теоретической, инженер­ной, организационной);

— системное проектирование современной техники;

— системная оценка современной техники;

— управление (системное!) развитием сложными тех­ническими системами;

— диалектика научно-технического прогресса;

— концепция научно-технической политики государства, отрасли, фирмы;

— системы качества в соответствии с международными стандартами ИСО 900 семейства 9000 и др.

Предлагая такие курсы, мы исходили из следующих требований к инженеру-системотехнику:

— умения сформировать научно-техническую пробле­му и разработать под нее тактико-техническое задание;

— правильного выбора конечных целей;

— определения условий, в которых надо проверять предлагаемые варианты решений;

— умения объективно оценивать имеющиеся данные по затратам, эффектам, качеству и прочим характеристи­кам в условиях риска и неопределенности;

— способности предлагать и оценивать новые систе­мы или способы выполнения задач;

— динамического видения научной картины мира в целом, способности производить новое знание, умения творчески мыслить, обладать чувством собственного до­стоинства и пр.

Кафедра системотехники (системологии — для нетехнических университетов и институтов) — это вы­живаемость высшего образования, а следовательно, и всего нашего общества!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как-то академик С.Г. Струмилин вычислил, что полное отрезвление нашего общества позволило бы поднять про­изводительность труда на 10%. Но столь же неотложно тре­буется нам отрезвление и от наивного представления о спосо­бах разработки новой техники без применения системного подхода. В пособии представлены логические и методологические основы системного анализа на базе обобщения многочисленной отечественной и зарубежной литературы и личных исследований автора в этом направлении.

Системная проблематика, по существу, сводится к ограничению аналитических процедур в науке, технике, тех­нологии и образовании. Специализация сделала возмож­ным быстрое увеличение знания, но ценой ослабления свя­зей между учеными различных специальностей. Углубле­ние исследований влечет за собой создание специальных приемов исследовательской техники и языков. Этот про­цесс привел к тому, что мы оказались перед лицом такого же краха, как и строители Вавилонской башни, ибо наука перестала быть благородным поприщем, участники которо­го объединены в общих поисках истины, и превратились в пчелиные соты с изолированными одна от другой ячейка­ми, каждая из которых занята лишь небольшим числом жильцов, способных понимать лишь друг друга.

Применение аналитических процедур как массового явления в современной науке требует выполнения двух условий:

— необходимо, чтобы взаимодействие между частями данного явления отсутствовало или было бы пренебрежимо мало для некоторой исследовательской цели; только при этом условии части можно реально математически или логически извлекать из целого, а затем собирать;

— отношение, описывающее поведение частей, долж­но быть линейным; только в этом случае имеет место от­ношение суммативности, т.е. форма уравнения, описы­вающего поведение целого, такова же, как и форма урав­нения, описывающего поведение частей; наложение друг на друга частных процессов позволяет получить процесс в целом.

Для образований, называемых системами, т.е. состоя­щих из взаимодействующих частей, это условие не вы­полняется. Прототипом описания систем являются систе­мы дифференциальных уравнений, в общем случае нели­нейных. Методологическая задача теории систем состоит, таким образом, в решении проблем, которые носят более общий характер, чем аналитическо-суммативные пробле­мы классической науки. Системный метод — это метод восхождения от абстрактного к конкретному, это один из важнейших методов современного теоретического иссле­дования.

Важной специфической чертой системных исследова­ний является стремление основывать их на принципе изо­морфизма законов в различных областях действительнос­ти. Одна из главных задач — выявление и анализ законов и соотношений, общих для различных областей деятельнос­ти. Отсюда вытекает тезис о междисциплинарном характе­ре системного подхода, т.е. о возможности переноса зако­нов, понятий и даже методов исследований из одной сфе­ры познания в другую.

Это, еще раз, о содержании и значении системной про­блематики в общем контексте. Другая ее сторона — необ­ходимость принятия решений. Ведь личность человека ха­рактеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В связи с этим исключительно важным ста­новится умение принимать оптимальные решения, особенно в нестандартных ситуациях. При этом самое интересное заключается в том, что невозможно принять оптимальное решение в предметном знании. И в то же время наша высшая школа продолжает готовить только специалистов-пред­метников. Поэтому мы всегда жили и живем в обстановке совершенно некомпетентных решений, принимаемых не­компетентными людьми... Решать труднее, чем не решать. Поэтому решают далеко не все. Но если ты инженер, то обязан совершать выбор — выбор технических решений. И не просто решений, а оптимальных, т.е. справедливых, умных, точных, смелых, системных... И для этой цели сис­темный анализ незаменим.

И в завершении — о проблемах. Пособие посвящено системной разработке ТС. Вполне понятно, что в зависи­мости от конкретной отрасли ТС будут значительно отли­чаться друг от друга. Например, системы механические и радиоэлектронные, системы вооружения и производственные. Следовательно, одной из проблем ближайшего буду­щего является уточнение рассмотренных выше моделей и критериев разработки и оценки отраслевых ТС, обладаю­щих определенной спецификой. Далее. Даже внутри от­расли ТС также отличаются друг от друга. Например, в радиоэлектронных системах можно выделить подсистемы информационные, измерительные, вычислительные. По­этому следующей проблемой является уточнение (разра­ботка на более низком уровне) моделей и критериев для этих альтернатив.

Продолжая подобную классификацию, можно и нуж­но рассмотреть довольно большое количество уровней и, следовательно, конкретных объектов и предметов иссле­дования. Для каждого из них, соответствующего опреде­ленному конструкторско-технологическому ряду систем, подсистем и т.д., рекомендуется разрабатывать свои спе­цифические системные (подсистемные) модели критерии и стремиться к их стандартизации, созданию предметных информационных баз. Только такое решение поставлен­ных проблем позволит значительно повысить эффектив­ность ПЖЦ ТС, а следовательно, и ускорить темпы НТП — глобальной задачи любой передовой в социально-эконо­мическом развитии страны, отрасли, фирмы.

Наши рекомендации