Взялся, кремень, исчеркать, манит, договоренность, ракурс, холеный, красивее, щавель, ходатайствовать, августовский, наняться, творог

Литература к занятию:

1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2004. С.221-252.

2. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2006. С.125-148.

3. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. - М., 2004. С.391-410.

4. Орфоэпический словарь / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1989.

МОДУЛЬ 2. ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. ОРФОГРАФИЯ.

РАЗДЕЛ 1. ГРАФИКА.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Тема: Графика. Слоговой принцип русской графики.

Продолжительность 2 часа

Цель занятия:

1. Закрепить понимание основных принципов графики.

2. Отработать навыки осознания причины и характера отступлений от основных принципов графики.

Теоретические вопросы:

1. Основные понятия теории письма.

2. Алфавит

3. Принципы русской графики.

4. Школьный фонетический разбор.

I. Повторение:

1. Определить дифференциальные признаки фонем <Ч>,<П>.

2. Определить состав фонем в данном отрывке:

Нежно прильнули друг к другу крыльями, точно танец затеяли лебеди.

II. Ответьте на вопросы:

1) Каков предмет изучения графики?

2) Разделы русской графики, алфавит (сколько гласных букв, согласных букв, название букв)!

3) Каковы взаимоотношения между буквами и звуками (фонемами)? В чем их сложность? Объясните.

4) Как определить: основное или второстепенное значение имеет буква в слове?

5) В чем суть слогового (позиционного) принципа русской графики?

6) Как обозначать мягкость/твердость согласных фонем на письме?

7) Как на письме обозначается звук [j ]?

III. Практические задания:

1. Затранскрибировать слова и установить соотношение между звуками и буквами.

Бумажка, голубь, моё, мягкий, окрестность, расширить, сдоба, сердиться.

2. Определить звуковые значения букв в словах:

Павильон, чугунный, поощрять.

3. Определить, как обозначена твердость/мягкость согласных фонем на письме в словах: кит, лишь, дочь, стройучасток, обезьяна, помощник, воробьев.

4. Указать слова, соответствующие слоговому принципу русской графики.

Майонез–ёлка, щавель–щи, цель–щель, вол–вёл, цыплёнок–цирк, шуруп–парашют, моржом–пляжем.

5. Сделать школьный фонетический разбор слов: ямщик, берешь.

Литература к занятию:

1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2004. С.176–190.

2. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2006. С.151-161.

3. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. - М., 2004. С.413-434.

РАЗДЕЛ 2. ОРФОГРАФИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Тема: Орфография. Принципы русской орфографии

Продолжительность 2 часа

Цель занятия:

1. Закрепить понимание основных принципов орфографии.

2. Отработать навыки осознания причины и характера отступлений от основных принципов орфографии.

I. Теоретические вопросы:

1. Разделы русской орфографии.

2. Принципы русской орфографии.

II. Ответьте на вопросы:

1) 1. Что такое орфография?

2) В чем ее отличие от графики и в чем их смежность?

3) В чем суть фонологического принципа русской орфографии? Почему представители МФШ считают его основным?

4) Почему фонологический принцип русской орфографии имеет несколько названий? Как проявляется в его трактовке противоречие между московской и санкт-петербургской фонологическими школами?

5) В чем суть фонетического принципа русской орфографии? Какие орфографические правила ему подчиняются?

6) В чем «полярность» фонетического и традиционного принципов?

7) Расскажите о других известных Вам принципах русской орфографии.

III. Практические задания:

1. На каких принципах орфографии основаны орфографические правила:

1) З/С в приставках РАЗ-, ВОЗ- и др.

2) Гласная буква Ы после приставок на согласный;

3) Правописание безударных гласных в корне;

4) Употребление буквы «мягкий знак» в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа;

5) Непроизносимые согласные;

6) Правописание сложных прилагательных;

7) Чередование в корнях ЛАГ/ЛОЖ;

8) Проверяемые гласные в корне.

2. Какому принципу орфографии подчиняются выделенные буквы в словах?

шИпеть, приволЬно, соЛнце, дороЖка, раСсеять, жЕлтый, мОроз, чесТный, большоГо.

ПРИМЕЧАНИЕ: Для решения данной задачи необходимо выполнить комплексный фонетико-орфографический анализ слова: звук – фонема – графема – принцип орфографии.

Вопрос о соответствии буквы какому-либо принципу орфографии может быть поставлен только для букв, обозначающих звуки в слабых позициях. Для этого сопоставляем букву и фонему, представленную обозначенным звуком. При наличии такого соответствия проверяем, основным вариантом выражена фонема в данном случае или нет. Если основным, то фонемный принцип не противоречит фонетическому. Если соответствия нет, то это не фонемный принцип орфографии. Затем соотносим с реальным звучанием: если совпадает – принцип фонетический. Традиционный принцип проявляется в том случае, если буква не соответствует ни фонеме, ни реальному звучанию.

3. Из ряда однокоренных слов выпишите слова, не подчиняющиеся фонемному принципу орфографии.

Пловчиха, плавать, плавучий, плывун, поплавок, плавание.

4. Найдите в тексте слова, которые содержат буквы, соответствующие традиционному принципу орфографии:

Заря между тем разгоралась. Бледная полоса света, показавшаяся на востоке, окрасила пурпуром и обняла весь горизонт. Зарево росло и разливалось по небу. (Д. Григорович).

Литература к занятию:

1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2004. С.191-221.

2. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2006. С.161-180.

3. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. - М., 2004. С.434-454.

Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации

Наши рекомендации