Модель управления развитием ТС по ПЖЦ

(объемно-матричная схема)

Модель управления развитием ТС по ПЖЦ - student2.ru

где 1 — выбор темы: оценка важности и новизны объекта исследования; 2 — выбор конструкторско-технологической схемы ТС: оценка назначения, надежности, технологичности конструкции, эргономичес­ких, эстетических и других показателей; 3 — выбор производственного процесса и средств технологического оснащения: оценка технологической подготовки производства; 4 — применение производственного процесса и средств технологического оснащения: оценка их в сопоставлении технологическими показателями; 5 — выбор режимов ис­пользования ТС: оценка удобства и безопасности обслуживания, качества и эффективности применения; 6 — выбор режимов транспортирования, разборки, утилизации: оценка этих возможностей; 7 — выбор организационной структуры управления НИР, обеспечения научно-технической информацией, организация материально-технического снабжения; 8 — выбор и создание конструкторских служб, уровня механизации и автоматизации, методов увязки с другими этапами ПЖЦ; 9 — выбор и создание технологических служб, уровня механизации и автоматизации, методов увязки с другими этапами ПЖЦ; 10 — выбор и создание производственных цехов, служб, отделов; организация концентрировании, специализации, кооперирования и пр.; 11 — выбор исправлений выявления резервов интенсивного использования ТС; формирование бригад обслуживания; 12 — выбор методов разборки ТС, их транспортирования и утилизации; 13 — оптимизация проведе­нии НИР, выработка и осуществление управляющих воздействий, и принятие решений; 14 — оптимизация проведения проектирования, наработка и осуществление управляющих воздействий и принятие решения; 15 — оптимизация производственного процесса, выработка управляющих воздействий и принятие решения, анализ и оценка; 16 — оптимизация производственного процесса с учетом производственной обстановки, выработка и осуществление управляющих воздействий, принятие решения, их анализ и оценка; 17 — устранение помех и отклонений от оптимальной работы ТС; оптимальное рассредоточение персонала, ремонтных мощностей; 18 — оптимизация методов разборки, транспортирования и утилизации ТС, их оценка; 19 — определение фактических значений показателей НИР; регистрация, хранение и пе­редача научной информации; прогноз НИР; 20 — определение факти­ческих значений показателей проектирования; регистрация, хранение и передача информации; 21 — определение фактических значений показателей технологического этапа; регистрация, хранение и передача технологической информации; 22 — определение фактических значе­ний показателей производства; регистрация, хранение и передача производственной информации; 23 — учет и анализ информации примене­нии ТС по назначению; техническая диагностика, контроль работы; учет выполнения ремонтных работ; 24 — учет и анализ показателей разборки, транспортирования и утилизации ТС; контроль работы ликвидационной службы; 25 — замысел (формирование концепции), маркетинг, патентный поиск, уточнение задачи, выдвижение первоначальных тактико-технических требований, поиск принципов решения новых задач, прикладные исследования; 26 — поисковые фундаментальные исследования: рассчитаны на перспективу и направлены на развитие технической теории; 27 — научно-технические исследования (развитие и конкретизация в целях решения определенного класса инженерных задач) и исследования прикладные (конкретизация, определение возможности использования уже проведенных научно-технических и поисковых исследований при разработке данного инженерного объекта); 28 — концептирование: мысленно, эскизно или экспериментально делается предварительная проработка в целях обоснования конструирования; 29 — конструирование: посредством изображения замысла он определяется ТС; 30 — традиционная технология (технологические процессы); 31 — природосберегающая технология; 32 — единичное производство; 33 — серийное производство; 34 — массовое производство; 35 — транспортирование; 36 — хранение; 37 — ремонт; 38 —техническое обслуживание; 39 — использование по назначению; 40 —доставка; 41 — разборка; 42 — утилизация.

При изучении тенденций развития научных исследований и разработок значительный интерес представляет соотношение затрат по отдельным составляющим жизненного цикла. Согласно данным некоторых обследований, затраты в промышленности распределяются следующим образом (Эффективность и организация использования научных результатов // Зарубежная электронная техни­ка. 1970. № 11. С. 19—352):

— изучение и теоретические исследования — 5— 10%;

— конструирование продукции — 10 — 20%;

— изготовление опытного образца — 40 — 50%;

— налаживание производства продукции — 5— 15%;

— исследование конъюнктуры сбыта — 10 — 25%.

Приведенные цифры показывают, что самые большие удельные затраты приходятся на производственный этап. Поэтому большинство специалистов считают технологию как науку о производстве тем краеугольным камнем, ко­торый ныне определяет направления технического про­гресса.

Теперь поставим вопрос: какова продолжительность жизненного цикла современных ТС? Безусловно, она за­висит от вида системы. Например, по данным ЦНИИТМАШ (Гаврилов Е.И. Экономика и эффективность научно-тех­нического прогресса / Под ред. Е.Н. Блокова. Минск: Высшэйша шк., 1975. 318 с.), для многих систем механического типа в течение первых 3 — 4 лет характерен постепенный рост количества внедряемых нововведений, в последую­щие 5 — 7 лет, когда новшества раскрывают свои потен­циальные возможности, происходит их наиболее широ­кое распространение. Следующие 4—5 лет, характеризу­емые исчерпанием технико-экономических преимуществ, отличаются значительным спадом в применении техни­ческого принципа, к этому времени уже ставшего традиционным. В итоге продолжительность использования новых научно-технических разработок в производстве со­ставляет 12—16 лет.

Поскольку указанный срок во многом определяется спецификой разрабатываемого объекта, то особый инте­рес представляют обобщенные оценки. Согласно им, обще­ственно необходимое время на прохождение научной идеи от стадии фундаментальных и поисковых исследований до производственной и коммерческой реализации новых ви­дов продукции составляет 10—15 лет, из них на прохожде­ние пути от прикладных исследований до серийного производства уходит 6—7 лет. Заслуживают внимания и такие цифры. Статистические оценки завершенных НИР составляют 4,5 года для фундаментальных исследований, 3 — для прикладных и опытно-конструкторских работ и 2,5 года — для непосредственного внедрения разработок. Эти оценки не адекватны действительности, ибо относятся к не связан­ным между собой указанным стадиям. Но если полный ком­плекс научно-технических работ будет представлять собой непрерывное чередование названных стадий, то общая дли­тельность цикла превысит 12 лет, не считая возможных вре­менных разрывов между ними.

Известно, что продолжительность работ по созданию новых видов техники сокращается медленно. Оптимизация ПЖЦ может привести к уменьшению этих сроков, а следовательно, и сокращению соответствующих полных затрат. Между тем уменьшение среднего статистического срока НИОКР (период между открытие финансирования и началом серийного производства) хотя бы на полгода (либо по наиболее сложным работам — на один квартал) позволяет получить к 2000 г. экономический эффект при разработке больших ТС только в машиностроительной и авиационной промышленности до 8—10 млрд. рублей (Саркисян С.А., Ахундов В.М., Минаев Э.С. Большие технические системы. Анализ и прогноз развития. М.: Наука, 1977. 350 с.). Поэтому оптимизация ПЖЦ наряду с оптимизацией параметров системы и ее структуры является одним из важных путей ускорения НТП.

Наши рекомендации