Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований»

Курсовая работа

по дисциплине «Прикладное программное обеспечение
для математических исследований»

на тему:

«Моделирование физических процессов в твёрдых телах»

Студент: Ильина Галина Александровна

Группа: ТМБО-01-13(ВТ-11), 4 курс

Форма обучения: дневная

Доля авторского текста (оригинальности)

в результате автоматизированной проверки составила ______%.

Работа защищена на оценку ____________ «___» _____________ 2016 г.

Преподаватель: к.ф.-м.н., доцент Шмелева А. Г.

Москва, 2016 г.

Оглавление

1 Введение……………………………………………………………………..…3

2 Задания………………………………………………………………...……. . ..5

3 Задача Коши…………………………………………………............................9

4 Листинг программы прогонки…………………………………………..…..13

5 Задача Дирихле для уравнения Лапласа …………………………………....15

6 Листинг программы ………………………………………………………....21

7 Вывод………………………………………………………………………....22

8 Список используемых источников………………………………………….23

Введение

Прикладное программное обеспечение (ППО) составляют программы конечного пользователя. Это самый обширный класс программного обеспечения. В настоящее время в большинстве сфер человеческой деятельности разработаны и применяются прикладные программные продукты. Везде, где требуется выполнить большие математические расчеты или производится обработка больших объемов разнообразных данных, или требуется быстрый анализ ситуации с принятием управляющего решения, – компьютеры под управлением прикладного программного обеспечения с успехом заменяют человека.
Прикладное программное обеспечения специального назначения используется для более узких задач, а также задач профессионального характера. К ним относятся СУБД информационных систем, программные средства для решения математических задач, экспертные системы и т.д. Рассмотрим программные средства для решения математических задач. Существуют различные программы для решения математических задач такие как Scilab, Maple, Matcad и другие. В этих программах выделяются различные операции: вычисление выражения в аналитическом и в комплексном виде, разложения в ряд, преобразования Лапласа, пределы, интегрирования и другие операций, включающие в эти программы. В данной курсовой работе рассмотрим два задания. В первом задание рассмотрим задачу Коши, решим задачу методом прогонки и вычислим точное решение. Целью данной работе будет подробное решение задачи Коши аналитическим методом, а так же методом прогонки, предварительно запрограммированном в системе wxMaxima.

Хочется заметить что задача Коши очень похожа на обыкновенное решение дифференциальных уравнений, основная разница заключается в том, что в нашей задаче требуется отыскать частное решение, такое решение которое будет удовлетворять какому то конкретному условию поставленной нам задачи.

Одной из интереснейших задач теории дифференциальных уравнений (обыкновенных и с частными производными) является задача Коши, цель которой сводится к поиску правильного решения (интеграла) дифференциального уравнения, удовлетворяющего данным нам изначально так называемым начальным условиям (начальным данным).
Задача Коши в большинстве случаев предстаёт перед нами при пристальном рассмотрении анализа процессов, построенных на основании дифференциального закона эволюции и начальным состоянием (математическим выражением которых и являются уравнение и начальное условие).

Во втором задание рассмотрим задачу Дирихле для уравнения Лапласа на прямоугольнике методом конечных разностей. Для решения использовать явную трёхслойную схему «крест». Построить диаграмму распределения значений функции в виде линий уровня. В итоге мы получим пять линейных векторных уравнений с пятью неизвестными векторами.

Задания

Задание № 1.

1.Решить аналитически задачу Коши. Варианты взять из таблицы 1. Краевое условие в точке b: y(b)=B вычислить, решив аналитически соответствующую задачу Коши:

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru

после нахождения точного решения поставить в него точку b=1, т.е. В=y(1)).

Значения a и b во всех вариантах равны 0 и 1, соответственно [a,b]=[0,1].

2. Решить задачу методом прогонки, шаг h=(b-a)/n.

3. Вычислить точное решение Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru с тем же шагом и величину Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru .

Таблица 1- Исходные данные

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru

Задание № 2.

Формулировка задачи: решить задачу Дирихле для уравнения Лапласа на прямоугольнике Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru методом конечных разностей с шагом по осям x и y соответственно hx и hy.,а uл , uп , uн , uв - соответственно значения функции Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru на левой, правой, нижней и верхней сторонах прямоугольника. Для решения использовать явную трёхслойную схему «крест». Построить диаграмму распределения значений функции Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru в виде линий уровня.

Вариант A b hx hy uл uп uн uв
1.2 0.2

Задача 1

Постановка задачи и метод решения.

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru .

Уравнение

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru ,

является линейным неоднородным уравнение второго порядка с постоянными коэффициентами. Его общее решение имеет вид

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru ,

где Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru – общее решение соответствующего однородного уравнения Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru , а Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru – произвольное решение уравнения (1.2).

Характеристическим уравнением для однородного уравнения Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru является Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru . Его корни Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru . Следовательно, общее решение уравнения Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru имеет вид Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru . Таким образом,

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru .

Согласно общей теории линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами, правая часть уравнения (1.2) имеет специальный вид. Будем искать частное решение Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru как

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru .

Дифференцируя данное выражение

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru

Находим, что Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru . Приравнивая правую часть полученного выражения к правой части уравнения (1.2), находим, что Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru . Таким образом, мы нашли частное решение уравнения (1.2) в виде Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru .

Согласно формулам (1.3) и (1.4), общее решение уравнения (1.2) имеет вид

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru

Имея данное общее решение легко получить решение задачи Коши (1.1).

Очевидно, что Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru и Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru . То есть Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru .

Итак, решение задачи Коши (1.1): Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru .

Метод прогонки.

Найдем приближенное решение задачи (1.1) на отрезке Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru с шагом Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru .

Соответствующая разностная схема имеет вид.

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru

где Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru – номера узлов, Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru – искомые значения аппроксимирующей функции в узлах, Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru . Напомню, что последняя функция является функцией Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru из условия.

Перепишем схему в виде.

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru (2.1)

Значения Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru и Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru нам известны, поэтому нам нужно решить линейную неоднородную систему из 9 уравнений (2.1).

Приведем ее к виду, пригодному к методу прогонки. Именно, перепишем первое и последнее уравнения:

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru (2.2)

где Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru , Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru и Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru для остальных индексов.

Результатом метода прогонки, примененной к данной системе, являются соотношениями

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru ,

в которых числа Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru определяются соотношениями.

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru

Далее приведены соответствующие массивы.

Таблица 1-массивы

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru
Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru 2.1207 2.2847 2.4955 2.7574 3.0751 3.454 3.9003 4.421 5.024 5.7183
Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru 2.1205 2.2843 2.495 2.7567 3.0744 3.4533 3.8996 4.4204 5.0236 5.7183
Модуль разности 0.0002 0.0004 0.0006 0.0007 0.0007 0.0007 0.0007 0.0005 0.0003

Графики практически сливаются

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru

Рисунок 1- Значения в узлах приближенного и точного решений значения в узлах приближенного и точного решений

Листинг программы прогонки в системе wxMaxima

В последней таблице (окно результатов) первая и вторая колонки – это значения в узлах приближенного и точного решений. Последний столбец – абсолютные величины их разностей. Параметр Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru здесь не число интервалов аппроксимации, а число узло. В силу специфики программной среды – индексы начинаются с 1 – они сдвинуты, то есть Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru , Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru и т.д. Значения точного решения в точках сетки обозначены Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru .

Постановка задачи и метод решения. по дисциплине «Прикладное программное обеспечение для математических исследований» - student2.ru

Задача 2

Наши рекомендации