А) Определение и способы задания.

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол № 17 от

«31» июля 2014 года

I. Цели и задачи занятия

1. Дать определение и способы задания функции, рассмотреть основные характеристики функций, основные элементарные, обратную и сложную функции, параметрическое задание функции и полярные координаты.

2. Показать важность данной темы и воспитывать интерес к изучаемой дисциплине.

3. Развивать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой дисциплине.

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Функция: а) определение и способы задания; б) основные характеристики; в) обратная и сложная функции; г) основные элементарные функции. 2. Параметрический способ задания функции. 3. Полярные координаты. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

III. Литература

основная

1. Шипачев В.С. Высшая математика. Москва «Высшая школа» 2010.

дополнительная

1. Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике. 1 часть. – М.: «Рольф», 2005

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: видеопроектор, ноутбук, экран.

V. Текст лекции

Вводная часть

Одним из основных математических понятий является понятие функции при изучении различных явлений природы и решение технических задач, а следовательно, и в математике приходится рассматривать изменение одной величины в зависимости от изменения другой. Так, например, при движении путь рассматривается как величина, зависящая от времени. Понятие функции связано с установлением зависимости между элементами двух множеств.

Учебные вопросы

1. Функция:

а) определение и способы задания;

б) основные характеристики;

в) обратная и сложная функции;

г) основные элементарные функции.

2. Параметрический способ задания функции.

3. Полярные координаты.

I. Функция.

а) Определение и способы задания.

Сформулируем определение понятия «функция»:

Определение: Пусть даны два множества А) Определение и способы задания. - student2.ru и А) Определение и способы задания. - student2.ru (непустых). Соответствие А) Определение и способы задания. - student2.ru , которое каждому элементу А) Определение и способы задания. - student2.ru сопоставляет один и только один элемент А) Определение и способы задания. - student2.ru называется функцией и записывается А) Определение и способы задания. - student2.ru или А) Определение и способы задания. - student2.ru (говорят еще, что функция А) Определение и способы задания. - student2.ru отображает множество А) Определение и способы задания. - student2.ru на множество А) Определение и способы задания. - student2.ru ).

А) Определение и способы задания. - student2.ru

а), б) – функции; в) – нет; г) – нет (не единственный А) Определение и способы задания. - student2.ru ).

Если элементами множеств А) Определение и способы задания. - student2.ru и А) Определение и способы задания. - student2.ru являются действительные числа (т.е. А) Определение и способы задания. - student2.ru , А) Определение и способы задания. - student2.ru ), то функцию называют числовой.

Множество А) Определение и способы задания. - student2.ru называется областью определения функции и обозначается А) Определение и способы задания. - student2.ru ; множество всех А) Определение и способы задания. - student2.ru называется множеством значений функции и обозначается А) Определение и способы задания. - student2.ru .

Переменная А) Определение и способы задания. - student2.ru называется аргументом или независимой переменной, а А) Определение и способы задания. - student2.ru – значением функции (функцией) или зависимой переменной (от А) Определение и способы задания. - student2.ru ). Относительно самих величин А) Определение и способы задания. - student2.ru и А) Определение и способы задания. - student2.ru говорят, что они находятся в функциональной зависимости А) Определение и способы задания. - student2.ru (иногда пишут А) Определение и способы задания. - student2.ru ).

Частное значение функции А) Определение и способы задания. - student2.ru при А) Определение и способы задания. - student2.ru записывают так: А) Определение и способы задания. - student2.ru (или А) Определение и способы задания. - student2.ru ). Например, если А) Определение и способы задания. - student2.ru , то А) Определение и способы задания. - student2.ru , А) Определение и способы задания. - student2.ru .

Чтобы задать функцию, необходимо указать правило, позволяющее, зная А) Определение и способы задания. - student2.ru , находить соответствующее значение А) Определение и способы задания. - student2.ru .

Наиболее часто встречаются следующие способы задания функции: аналитический, графический, табличный.

Аналитический способ: функция задается в виде одной или нескольких формул или уравнений.

Например, А) Определение и способы задания. - student2.ru ; А) Определение и способы задания. - student2.ru ; А) Определение и способы задания. - student2.ru .

Если область определения функции не указывается, то предполагается, что она совпадает с множеством всех значений аргумента, при которых формула имеет смысл, например, для А) Определение и способы задания. - student2.ru , А) Определение и способы задания. - student2.ru .

Аналитический способ является наиболее совершенным, т.к. к нему приложены методы математического анализа, позволяющие полностью исследовать функцию.

Графический способ: задается график функции.

Графиком функции А) Определение и способы задания. - student2.ru называется множество всех точек А) Определение и способы задания. - student2.ru , абсциссами которых являются аргументы ( А) Определение и способы задания. - student2.ru ), а ординатами – соответствующие им значения функции.

Например, графиком функции А) Определение и способы задания. - student2.ru является прямая.

Графический способ удобен, когда задать функцию аналитически трудно. Часто графики вычерчиваются автоматически самопишущими приборами или изображаются на экране дисплея. Непосредственно из графика можно находить значения функции, соответствующие тем или иным значениям аргумента. По графику можно наглядно судить о поведении и свойствах функции (четность, монотонность, ограниченность, периодичность и т.д.).

Преимуществом графического способа является его наглядность, недостатком – его неточность.

Табличный способ: функция задается таблицей ряда значений аргумента и соответствующих значений функции. Например, известны таблицы значений тригонометрических функций, логарифмические таблицы. На практике часто приходится пользоваться таблицами значений функции, полученных опытным путем или в результате наблюдений.

Наши рекомендации