IX. Диагноз существующей системы

Проблемы управления, требующие применения СА, возникают в реально функционирующих производственных системах. Поэтому, когда уже выполнены предыдущие этапы и осуществляется практическая реализация выбранной альтернативы, всегда у руководства будет возникать вопрос: «Каково состояние выполнения программы?». Для ответа на него возникает необходимость в диагностическом анализе работы органов управления, направленном на выявление их возможностей, устранение недостатков, диспропорций («узких мест»), а также на лучшее ориентирование системы на достижение поставленных целей.

На этом этапе смотрят состояние выполнения программы. Выявление актуальных проблем развития системы и ближайших целей – это предмет диагностического обследования и анализа состояния органов управления реализующих альтернативу.

Производится: моделирование экономического и технологического процессов; расчет потенциальной и фактической мощностей; анализ потерь мощностей; выявление недостатков организации производства и управления.

Порядок диагноза: обнаружить отклонение от заданной программы или неудовлетворительное состояние процесса исполнения; определить причину появления этих факторов; принять решение об изменениях программы, состава органов управления; реализовать намеченные изменения.

Первый шаг диагноза - типичный и своевременный учет отклонений, его цель – установить величину отклонений. После этого проводится диагностика отклонений – определяются причины и разрабатываются меры по устранению.

Методы: диагностические, матричные, экономического анализа, кибернетические модели.

X. Построение программы реализации выбранной альтернативы.

Этап формирования программы включает следующие работы:

1. Формирование мероприятий, проектов.

2. Определение очередности выполнения мероприятий.

3. Распределение сфер деятельности.

4. Распределение сфер компетенции.

5. Разработка плана мероприятий в рамках ограниченных ресурсов и времени.

6. Распределение мероприятий по подразделениям и исполнителям.

Методы: матричные, сетевые, экономического анализа, описательные модели, нормативные операционные модели.

XI. Реализация программы и контроль исполнения.Организация исполнения альтернативы представляет собой определенную систему, которая включает уяснение и детализацию альтернативы; подбор и расстановку исполнителей, их инструктаж и обучение; обеспечение нормальной работы исполнителей; контроль за исполнителями и учет результатов их работы, корректировку программы, регулирование и координацию работы в целом.

Контроль является самой продолжительной стадией управления, так как осуществляется с этапа постановки задачи и кончается завершением реализации программ и подведения итогов. При правильной организации системы контроля исполнения субъект реализует следующие цели:

¨ получает сведения о ходе выполнения заданий, чтобы своевременно обеспечить выполнение упреждающих корректирующих действий;

¨ убеждается в эффективности распоряжения с тем, чтобы произвести корректировку при выявлении отклонений;

¨ побуждает работников к эффективному выполнению задания.

Примечание. Неформальные методы: метод сценариев, метод экспертных оценок («Дельфи»), диагностические методы; графические методы: метод деревьев целей, матричные методы, сетевые методы; количественные методы: методы экономического анализа, морфологические методы, статистические методы; методы моделирования: кибернетические модели, описательные модели, нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые).

Практическое задание

Системный анализ — это совокупность определенных научных методов и приемов решения различных проблем на основе системного подхода. Можно сказать, что системный подход — это представление объекта исследования в виде системы.

Определение наилучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. Системность подхода здесь в том, что устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

С помощью системы представляется возможным охватить проблему со всех сторон. Разбивая ее на составные части, уже можно конкретно ставить перед собой задачи, которые в совокупности с закрепленными за ними ресурсами приведут к решению подпроблем. Разобравшись с подцелями, мы получаем решенную проблему.

Целью практической работы - анализ и решение выбранной актуальной для студента проблеме.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

- Описать систему, в которой возникла проблема, охарактеризуем проблему;

- Построить дерево целей для решения проблемы;

- Построить дерево решений для реализации мероприятий;

- Составить сетевой график реализации мероприятий.

Наши рекомендации