Организация и методика исследования
Цель исследования: изучить особенности элементарных математических знаний детей с ЗПР шестилетнего возраста в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
Задачи исследования:
1. определить критерии обработки результатов констатирующего эксперимента, экспериментальную методику обследования, которая бы отвечала особенностям развития старших дошкольников в системе формирования математических представлений.
2. Выявить уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 6-7 лет МКДОУ детский сад №…, МКДОУ детский сад №… г. Дзержинска. Из которых 10 человек составили группу с нормативным развитием и 10 с ЗПР. Исследование проводилось в индивидуальной форме. Время обследования одного ребенка 20-35 минут.
Для исследования использовались специально составленные задания на основе математического материала. Математические задания для детей с ЗПР составлялись с опорой на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и программу С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Для обработки результатов констатирующего эксперимента использовались следующие критерии:
1балл – ребенок не приступает к выполнению задания или действует случайным образом; не воспринимает помощи со стороны; не понимает смысл задания; демонстрирует крайне низкий уровень ЗУН, они неправильны, искажены или отсутствуют – уровень ниже низшего;
2балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; постоянно требуются наводящие вопросы, а иногда и прямые подсказки, если он допускает много ошибок и не замечает их, а качество и объем знания значительно снижен - низкий уровень;
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания; допускает неточности и небольшое количество ошибок; воспринимает помощь со стороны, может применить ее для выполнения задания; по объему и качеству ЗУН условно приближен к норме – средний уровень;
4 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно – высокий уровень.
Для характеристики вычислительных навыков у испытуемых
исследовательских групп детям предъявлялись задания по разделу
Количество и счет
Задание №1 Умение воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного (игра «Не ошибись»)
- считай по одному и дальше;
- считай в обратном порядке, до одного;
- считай от двух до шести;
- от семи до четырех.
Задание№2 Умение считать по порядку (игра « В какой коробке шары?»)
Задание№3 Умение сосчитать группу однородных предметов и обозначить числом (игра «Сделай так. как я скажу»)
- сосчитай, сколько кругов;
- покажи четыре круга;
- сосчитай, сколько всего кубиков,
- покажи шесть кубиков.
Задание№4 Понимание независимости числа от величины элементов, его образующих, от расстояния между ними, от их расположения (игровое упражнение «Посчитай, сколько»)
- сосчитай круги сверху вниз;
-сосчитай круги слева направо;
- сосчитай, сколько всего кругов (вразброс).
Задание№5 Умение считать с опорой на слуховое и осязательное восприятие предметов и явлений (Игровое упражнение «Веселый счет»)
- сосчитай, сколько раз я постучу карандашом (с закрытыми глазами);
- сосчитай на ощупь, сколько здесь предметов;
- хлопни в ладоши пять раз;
- сосчитай, сколько шагов я сделаю до двери
Задание №6 Установление равенства и неравенства групп однородных предметов, понимание отношений: больше - меньше, одинаково, на сколько больше – меньше (Игровое упражнение « Что изменилось?»)
- "где кубиков больше? где меньше?" (предъявлялись четыре и пять кубиков, две и шесть палочек, пять и пять елочек);
-"чего больше на картинках - яблок или груш? Груш или лимонов?
Чего меньше?"
- на сколько больше груш, чем яблок?
- на сколько меньше лимонов, чем груш?
Задание№7 Умение уравнивать неравночисленные группы предметов (4 и 5)
- сделай так, чтобы палочек и кубиков стало поровну;
-как по-другому можно сделать так, чтобы предметов стало поровну?
- сосчитай, сколько шагов я сделаю до двери
Задание №8 Выявление знаний цифр от 1 до 10 («Разложи по порядку», «Какой цифры не стало»).
Задание №9 Умение в соотнесении числа и цифры, цифры и количества обозначаемых ею предметов (игра «Картинке свою цифру»).
Задание№10
1. Умение присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10(игра « Сколько вместе?»
- сосчитай, сколько будет;
2+1 3 -1 7+1 6 - 1
4 +1 5 -1 9+1 10-1
2. Умение выполнять сложений и вычитание в пределах 5 и 10 - с опорой на наглядный счетный материал и без нее.
3 + 2 6 + 3
4 - 2 8 - 4
5 - 3 10 - 3
Задание 11 Умение решении простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания (игры: «Проверь себя», «Помогай-ка»)
Задачи:
I. На нахождение суммы:
-"На дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько
стало птичек?"
2. На нахождение остатка;
-"На дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек
осталось?"
Сформированность сенсорных эталонов по разделам:
Геометрические фигуры
Задание №1Умение правильно назвать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал (игра « Помоги Незнайке»)
- как называется эта фигура?
В случае затруднений ребенку предлагалось найти и показать ту или иную фигуру среди имеющегося набора:
- покажи треугольник;
- найди, где овал.
Размер предметов
Задание №2Умение сравнивать предметы различной величины (игровое упражнение «Поручение»). Овладение понятиями: большой - маленький, высокий – низкий,
длинный - короткий, толстый - тонкий, широкий - узкий; сравни эти две ленты по длине: какая это лента?; сравни эти деревья по высоте; сравни две полоски по ширине: какая это полоска?; сравни два круга по размеру. В случае неточного называния признака ребенку предлагалось
показать предмет с заданным свойством: "покажи высокое дерево"; «покажи короткую ленту», «покажи тонкое бревно".
Пространственные и временные понятия в соответствии с таким же названием разделов в программах
Задание№1 Умение показать правую и левую руку у себя:
- какая это рука - правая или левая?;
- покажи свою правую (левую) руку.
Задание№2 Умение показать правую и левую руку у собеседника.
Задание№3 Умение ориентироваться на листе бумаги (игра «Положи верно»):
положи круг слева (справа, вверху, внизу, посередине листа).
Задание №4. Выявление знаний о днях недели, частях суток («Когда это бывает?», «Живая неделя»).
Задание №5 Умение различать настоящее, прошедшее, будущее время: сегодня, завтра, вчера (игры: «Трик – трак, что не так?», « Что раньше»?).
2.2 Результаты экспериментального исследования
Вычислительные навыки
Задание№1Детям предлагалось воспроизвести числовой ряд в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного.
Дети с нормальным уровнем интеллекта безошибочно и легко называли числа от единицы до десяти. 90% умели считать и дальше, 30% детей без ошибок считали до ста. Несколько человек допустили ошибки при назывании круглых десятков. Все дети правильно называли числа от десяти до одного. 80% детей без ошибок справились со счетом от заданного числа до заданного. Две девочки (20%) допустили ошибку. В прямом порядке назвали числа 90% детей с нормативным развитием, в обратном порядке – 80%.
Таблица 1