Общий вид транспортной матрицы

Пункты отправления, общий вид транспортной матрицы - student2.ru Пункты потребления, общий вид транспортной матрицы - student2.ru Запасы, ед. прод.
общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru
общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru , [руб./ед. прод.] общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru
общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru
общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru
Потребность ед. прод. общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru общий вид транспортной матрицы - student2.ru

Из модели (4.1) следует, что сумма запасов продукции во всех пунктах отправления должна равняться суммарной потребности во всех пунктах потребления, т.е.

общий вид транспортной матрицы - student2.ru . (4.2)

Если (4.2) выполняется, то ТЗ называется сбалансированной (закрытой), в противном случае – несбалансированной(открытой). В случае, когда суммарные запасы превышают суммарные потребности, необходим дополнительный фиктивный (реально не существующий) пункт потребления, который будет формально потреблять существующий излишек запасов, т.е.

общий вид транспортной матрицы - student2.ru .

Если суммарные потребности превышают суммарные запасы, то необходим дополнительный фиктивный пункт отправления, формально восполняющий существующий недостаток продукции в пунктах отправления:

общий вид транспортной матрицы - student2.ru .

Для фиктивных перевозок вводятся фиктивныетарифы общий вид транспортной матрицы - student2.ru , величина которых обычно приравнивается к нулю общий вид транспортной матрицы - student2.ru . Но в некоторых ситуациях величину фиктивного тарифа можно интерпретировать как штраф, которым облагается каждая единица недопоставленной продукции. В этом случае величина общий вид транспортной матрицы - student2.ru может быть любым положительным числом.

Задача о назначениях – частный случай ТЗ. В задаче о назначениях количество пунктов отправления равно количеству пунктов назначения. Объемы потребности и предложения в каждом из пунктов назначения и отправления равны 1. Примером типичной задачи о назначениях является распределение работников по различным видам работ, минимизирующее суммарное время выполнения работ.

Переменные задачи о назначениях определяются следующим образом

общий вид транспортной матрицы - student2.ru

Методические рекомендации

Стандартная транспортная задача

Задача №4.01

Заводы некоторой автомобильной фирмы расположены в городах А, В и С. Основные центры распределения продукции сосредоточены в городах D и E. Объемы производства указанных трех заводов равняются 1000, 1300 и 1200 автомобилей ежеквартально. Величины квартального спроса в центрах распределения составляют 2300 и 1400 автомобилей соответственно. Стоимости перевозки автомобилей по железной дороге по каждому из возможных маршрутов приведены в табл.4.2.

Таблица 4.2

Стоимость перевозки автомобилей, руб./шт.

  D E
А
В
С

Постройте математическую модель, позволяющую определить количество автомобилей, перевозимых из каждого завода в каждый центр распределения, таким образом, чтобы общие транспортные расходы были минимальны.

Решение

Определение переменных

Обозначим количество автомобилей, перевозимых из i-го завода в j-й пункт потребления через общий вид транспортной матрицы - student2.ru .

Проверка сбалансированности задачи

Проверим равенство суммарного производства автомобилей и суммарного спроса

общий вид транспортной матрицы - student2.ru

откуда следует вывод – задача несбалансирована, поскольку спрос на автомобили превышает объем их производства. Для установления баланса введем дополнительный фиктивный завод с ежеквартальным объемом производства 200 шт. ( общий вид транспортной матрицы - student2.ru ). Фиктивные тарифы общий вид транспортной матрицы - student2.ru приравняем к нулю (т.к. перевозки в действительности производиться не будут).

Построение транспортной матрицы

Согласно результатам проверки сбалансированности задачи №4.01 в транспортной матрице должно быть четыре строки, соответствующих заводам и два столбца, соответствующих центрам распределения (см. табл.4.3). Тариф перевозки обычно вписывают в правом нижнем углу клетки матрицы для удобства дальнейшего нахождения опорных планов задачи.

Таблица 4.3

Наши рекомендации