Расчетная система дифференциальных уравнений

управляемости судна

Интегрирование системы дифференциальных уравнений движения судна (2.1)-(2.3) будем осуществлять численными методами, для чего приведем систему уравнений к нормальному виду:

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ;

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ;

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; (2.5)

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ;

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru .

Расчетную систему уравнений (2.5) дополним следующими соотношениями:

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru (2.6)

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru

В тех случаях, когда гидродинамические силы на корпусе определяются по данным экспериментальных исследований на ротативной установке, инерционные гидродинамические силы относят /4, 5, 6/ к неинерционному воздействию по причине технической невозможности выделить их аппаратными средствами из показаний динамометра. В этом случае уравнения движения корпуса принимают вид:

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ;

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ;

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru .

В справочнике / 4, 5 / рекомендуется применять систему дифференциальных уравнений, в которой только часть инерционных гидродинамических сил, а именно позиционный гидродинамический момент Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru отнесен к неинерционному воздействию. В этой системе уравнений предлагается также считать приближенно l26»0.

В этом случае система дифференциальных уравнений движения корпуса имеет такой вид:

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ;

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ;

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru .

Отличия систем уравнений обусловлены методами определения гидродинамических сил на корпусе судна при его криволинейном движении по поверхности воды: теоретическими; экспериментальными в аэродинамической трубе; экспериментальными на ротативной установке. Эти отличия следует строго учитывать при использовании разных методик /4, 5/, /6, 14/, /11/ .

Анализ системы уравнений движения (2.5) и выражений (2.6) для определения проекций главных вектора и момента внешних сил позволяет указать на следующие способы управления движением судна.

В продольном направлении активная роль принадлежит полезной тяге движителей Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru , а остальные продольные силы играют пассивную роль "помехи".

В поперечном направлении активными являются силы Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru , Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru . Однако, в ходовом режиме они значительно уступают пассивной силе Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru на корпусе. Поэтому, в ходовом режиме движения управление по поперечной координате осуществляется путем создания необходимого угла дрейфа корпуса, обеспечивающего силе Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru требуемые направление и величину. В неходовых режимах движения управление поперечным смещением осуществляется с помощью сил Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru и Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru .

Управляемое вращательное движение судна обеспечивается активной ролью нагрузок Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru . Остальные компоненты внешней нагрузки являются пассивными. Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru В соответствии с этим в качестве управляющих будем рассматривать силы: Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru .

В теории управляемости часто расчетную систему дифференциальных уравнений движения судна представляют в безразмерном виде в поточной системе параметров движения / 1 / :

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; (2.7)

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru .

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru

В выражениях (2.7) обозначено: Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru - относительная угловая скорость; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru - относительное время. Эти параметры определяются по таким формулам:

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru . (2.8)

Обобщенные относительные массы корпуса судна:

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru (2.9)

Обобщенные инерционные и гидродинамические силы на корпусе определяются по выражениям:

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru (2.10)

Эффективная относительная продольная сила ДРК определяется так:

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru . (2.11)

Эффективная относительная поперечная сила ДРК определяется так:

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru . (2.12)

Эффективная рулевая характеристика ДРК (относительный рулевой момент) определяются по выражениям:

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru (2.13)

В ряде случаев система уравнений (2. 7), будет более удобна для исследования управляемости судна.

В определенных случаях при составлении расчетной системы дифференциальных уравнений движения вместо относительного времени Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru может применяться относительный путь Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru , который определяется так:

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ;

(2.14)

Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru ; Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru .

Соотношения (2.14) рекомендуется применять при исследовании движения судна по длинной, слабо искривленной траектории, например по извилистому судовому ходу между удаленными пунктами, расстояние между которыми может достигать сотен километров. По трассе следования изменяются глубина судового хода, радиус кривизны, скорость и направление течения, погодные условия. При движении по судовому ходу судоводителю приходится перекладывать рули и рукоятки управления двигателями. Информация об этих параметрах трассы привязана к криволинейной координате Расчетная система дифференциальных уравнений - student2.ru , поэтому ее применение в качестве независимого параметра в уравнениях движения предпочтительно.

Наши рекомендации