Дисперсий воспроизводимости опыта

РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2

 
 
Оптимизация буровых и горно-разведочных работ и

По дисциплине __________________________________________________________

___________________________планирование эксперимента_____________________

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Полный факторный эксперимент 23
Тема:

_____________

_____________

Выполнил: студент гр. РТ-09 _____________ /Аллагузин З.Х./

(подпись) (Ф.И.О.)

ОЦЕНКА:_______________

Дата: __________________

ПРОВЕРИЛ:

Руководитель проекта: ___________ /Страупник И.А./

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

Условие задания

В ходе проведения экспериментальных исследований определялась механическая скорость бурения новой алмазной коронкой при изменении трех факторов: осевой нагрузки х1, частоты вращения x2 и расхода промывочной жидкости х3. В качестве уровней факторов приняты крайние значения интервалов варьирования (табл. 1). Число параллельных опытов равнялось трем.

Таблица 1

Интервалы варьирования и уровни факторов

Факторы Уровни факторов
–1 +1
x1, кН
x2, об/мин
x3, л/мин

План эксперимента с учетом взаимодействия факторов и его результаты приведены в табл. 2. Требуется построить математическую модель и проверить ее адекватность.

Таблица 2

План и результаты эксперимента

№ опыта x0 x1 x2 x3 x1x2 x1x3 x2x3 х1x2x3 уIj, м/ч уIIj, м/ч уIIIj, м/ч
+1 –1 –1 –1 +1 +1 +1 –1 0,33 0,4 0,36
+1 +1 –1 –1 –1 –1 +1 +1 0,65 0,77 0,68
+1 –1 +1 –1 –1 +1 –1 +1 0,48 0,58 0,5
+1 +1 +1 –1 +1 –1 –1 –1 0,76 0,89 0,8
+1 –1 –1 +1 +1 –1 –1 +1 0,38 0,46 0,39
+1 +1 –1 +1 –1 +1 –1 –1 0,77 0,91 0,81
+1 –1 +1 +1 –1 –1 +1 –1 0,55 0,67 0,59
+1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0,88 1,02 0,91

Рабочая матрица экспериментов

Проведем рандомизацию опытов (включая параллельные опыты), и определим возможный вариант рабочей матрицы экспериментов. Сначала введем последовательную нумерацию опытов: первому параллельному опыту первой серии опытов (1.1) присвоим номер 1; второму параллельному опыту первой серии (1.2) – номер 2; …; третьему параллельному опыту восьмой серии (8.3) – номер 24. Затем с использованием таблиц случайных чисел выберем произвольный порядок проведения экспериментов
(табл. 3). Для каждого опыта приведены конкретные значения факторов.

Таблица 3

Рабочая матрица экспериментов

№ п/п № опыта x1, кН x2, об/мин x3, л/мин y, м/ч
7.2 = 20 0,67
3.1 = 7 0,48
5.2 = 14 0,46
8.2 = 23 1,02
1.2 = 2 0,4
8.3 = 24 0,91
2.2 = 5 0,77
7.3 = 21 0,59
4.2 = 11 0,89
1.1 = 1 0,33
7.1 = 19 0,55
6.1 = 16 0,77
8.1 = 22 0,88
5.3 = 15 0,39
2.1 = 4 0,65
3.2 = 8 0,58
2.3 = 6 0,68
4.3 = 12 0,8
6.3 = 18 0,81
4.1 = 10 0,76
5.1 = 13 0,38
3.3 = 9 0,5
1.3 = 3 0,36
6.2 = 17 0,91

Первым проводится второй параллельный опыт седьмой серии экспериментов, вторым – первый параллельный опыт третьей серии и т.д. Результаты эксперимента приведены в правом крайнем столбце.

Определение уравнения регрессии

Найдем среднее значение результатов трех параллельных опытов по каждой строке матрицы планирования следующим образом:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru (1)

и приведены в табл. 4.

Общий вид функции при учете взаимодействия факторов имеет следующий вид:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru (2)

Определим значения коэффициентов этого полинома:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru ;

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru ;

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru ;

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru ;

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru ;

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru ;

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru ;

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru

Таблица 4

Результаты определения среднего значения параметра и

дисперсий воспроизводимости опыта

№ опыта x0 x1 x2 x3 x1x2 x1x3 x2x3 x1x2x3 уIj, м/ч уIIj, м/ч уIIIj, м/ч `yj, м/ч 10-3×s2j j, м/ч Dy¢j, %
+1 –1 –1 –1 +1 +1 +1 –1 0,33 0,4 0,36 0,36 1,23 0,3633 2,51
+1 +1 –1 –1 –1 –1 +1 +1 0,65 0,77 0,68 0,70 3,90 0,6999 0,34
+1 –1 +1 –1 –1 +1 –1 +1 0,48 0,58 0,5 0,52 2,80 0,5201 1,77
+1 +1 +1 –1 +1 –1 –1 –1 0,76 0,89 0,8 0,82 4,43 0,8167 0,30
+1 –1 –1 +1 +1 –1 –1 +1 0,38 0,46 0,39 0,41 1,90 0,4101 2,24
+1 +1 –1 +1 –1 +1 –1 –1 0,77 0,91 0,81 0,83 5,20 0,8299 0,31
+1 –1 +1 +1 –1 –1 +1 –1 0,55 0,67 0,59 0,60 3,73 0,6033 1,51
+1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 0,88 1,02 0,91 0,94 5,43 0,9367 0,27

С учетом вычисленных коэффициентов математическая модель примет вид:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru

Проверка воспроизводимости результатов экспериментов

Для каждой строки плана рассчитаем дисперсию воспроизводимости опыта дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru следующим образом:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru (3)

ее значения также приведены в табл. 4.

Затем просуммируем дисперсии:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru

Выберем среди дисперсий наибольшую дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru и определим G-критерий Кохрена:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru ( 4)

Табличное значение G-критерия Кохрена равно

Ga=0,05, f1=2, f2=8=0,5157.

Так как G<Ga,f1,f2, то можно сделать вывод о том, что с доверительной вероятностью 0,95 дисперсии опытов однородны, и гипотеза о воспроизводимости результатов экспериментов принимается.

Определяем дисперсию воспроизводимости всего эксперимента:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru . (5)

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru .

Проверка значимости коэффициентов уравнения регрессии

Определяем общее количество опытов

L=8×3=24,

и находим дисперсию коэффициентов уравнения:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru (6)

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru .

Затем определяем среднеквадратичную ошибку, взяв квадратный корень из дисперсии коэффициентов уравнения:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru .

Табличное значение t-критерия Стьюдента равно

ta=0,05; f=16=2,119.

Тогда, доверительный интервал для коэффициентов уравнения определяется:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru (7)

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru

Коэффициенты уравнения являются незначимыми, если они находятся внутри доверительного интервала. Определяем, что незначимыми в полиноме являются b23=0,0033 и b123=–0,0058. Тогда уравнение, состоящее из значимых коэффициентов, имеет вид:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru

Вычислим по этому уравнению значения параметра, и занесем его в соответствующие строки табл. 4. Затем определим относительное отклонение вычисленных значений параметра по следующей формуле:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru (8)

и занесем результаты в табл. 4.

Максимальное относительное отклонение вычисленных значений параметра составляет 2,51 %.

Проверка адекватности модели

Рассчитаем дисперсию адекватности:

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru (9)

дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru

Число степеней свободы при этом fад=8-6=2, так как из восьми коэффициентов исходного уравнения значимых оказалось шесть.

Поскольку дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru £ дисперсий воспроизводимости опыта - student2.ru , то можно сделать вывод об адекватности модели без проверки по F-критерию Фишера.

Анализ полученных результатов

Основное влияние на механическую скорость бурения оказывает осевая нагрузка, далее частота вращения, а затем расход промывочной жидкости. Увеличение всех факторов ведет к росту механической скорости бурения. Так как коэффициенты являются незначимыми, то при взаимодействие факторы х2 и х3 ; х1 , х2 и х3 практически не влияют друг на друга. Факторы х1 и х2 ; х1 и х3 при взаимодействии оказывают друг на друга влияние.

Наши рекомендации