Лабораторная работа № 15

Анализ музыкальных примеров с применением

Альтерированной доминанты

Объем учебного времени – 2 часа

Учебная тема: Аккорды альтерированной доминанты.

Цель: овладеть навыками анализа гармонической вертикали и решения задач с использованием альтерированной доминанты.

Подготовительная работа.Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ альтерация аккордов доминантовой группы в мажоре: приготовление, разрешение, голосоведение; альтерация в каденции;

§ альтерация аккордов доминантовой группы в миноре: приготовление, разрешение, голосоведение; альтерация в каденции.

Практические задания:

Задание 1. Постройте и исполните в тональностях мажора с одним ключевым знаком следующие гармонические обороты с альтерированной доминантой: 1) S6 – II34 b5D7 – T; 2) VI6 b5D34 – T; 3) II6b3DDVII7 – T; 4) DD2#5D56 – T; 5) S – #5D7 – T.

Задание 2. Постройте и исполните в тональностях минора с одним ключевым знаком следующие гармонические обороты с альтерированной субдоминантой: 1) II34b5D7 – t; 2)VI6b5D34 – t; 3) II34b5D7 – t; 4) II6b3DVII7 – t.

Задание 3. Письменно гармонизуйте ниже предлагаемые мелодии с использованием аккордов альтерированной доминанты:

а)

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

б)

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Задание 4. Выполните письменный гармонический анализ музыкального фрагмента (пример а) и примера гармонизации (пример б)1, составив схему и указав альтерацию в доминанте:

а) С. Рахманинов. Ноктюрн № 1, ор. 9

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

_______________________

1 Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 348.

б) Пример гармонизации

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Преимущественно с какой ступенью связана альтерация аккордов доминантовой группы?

2. Укажите способы альтерации II ступени лада в мажоре и миноре.

3. Какие альтерированные аккорды доминантовой группы являются наиболее распространенными в мажоре и миноре?

4. Какое расположение альтерированных аккордов доминантой группы является обязательным при их использовании?

5. В чем особенность приготовления, разрешения и голосоведения аккордов альтерированной доминанты в мажоре и миноре?

6. Как разрешается альтерированный доминантовый септаккорд в каденции?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 342 – 351 (тема 46).

Лабораторная работа № 16

Анализ музыкальных примеров из русской

И зарубежной классики

Объем учебного времени – 2 часа

Учебная тема: Гармонический анализ музыкального произведения.

Цель: закрепить полученные в процессе освоения основного раздела учебной дисциплины умения и навыки при выполнении гармонического анализа музыкального произведения, решении задач и исполнении гармонических последовательностей.

Подготовительная работа: повторите весь изученный материал дисциплины по литературе, указанной к лабораторным работам №№ 1–15.

Практические задания:

Задание 1.Сделайте письменный гармонический анализ двух приведенных ниже музыкальных фрагментов по следующему плану:

1) сыграйте музыкальный фрагмент на музыкальном инструменте;

2) определите и укажите характер музыки, ее жанр, эпоху, стиль, предполагаемого композитора, состав исполнителей (песня с сопровождением, произведение для фортепиано, для инструмента соло или с сопровождением, хоровое произведение для смешанного или однородного состава и т.д.);

3) определите тональный план (главную тональность и тональность модуляции), форму, фактуру фрагмента;

4) последовательно разберите функции гармонической вертикали и подпишите их соответственно под каждым аккордом;

5) выпишите схему музыкального фрагмента по тактам с указанием их номеров (сверху), функции и вида каждого аккорда;

6) отметьте наличие модуляции и способ ее осуществления: разделы или каденции модуляции, общий и модулирующий аккорды;

7) укажите характерные особенности гармонического языка и их связь с образным содержанием музыкальных произведений:

а)Й. Гайдн. Соната для фортепиано, D-dur

Allegro

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

б) Э. Григ. «Смерть Озе» из фортепианного цикла «Пер Гюнт».

Andante doloroso

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Задание 2.Письменно гармонизуйте один из следующих примеров1 с использованием отклонения и модуляции:

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Лабораторная работа № 15 - student2.ru

Задание 3. Сочините и запишите гармоническую последовательность в форме квадратного периода с модуляцией из Es-dur в тональность I степени родства; исполните полученную последовательность, используя любую разновидность гомофонной фактуры (кроме аккордовой).

_________________________

1 Выбор номера согласуйте с преподавателем.

Задание 4. Сочините и запишите в тональности G-dur звено хроматической секвенции из трех аккордов с отклонением в тональность диатонического родства. Взяв за основу данное звено, исполните секвенцию из трех звеньев, самостоятельно выбирая ее шаг и направление.

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005.

Наши рекомендации