Красивые» экономические задачи
Сегодня успех каждого конкретного человека, а тем самым и процветание общества в целом, зависят от того, будут ли люди действовать в согласии с объективно существующими экономическими закономерностями. Уже очень много ясно, что для обеспечения своего будущего в новых для России условиях рынка необходимо изучение экономики.
Некоторые из экономических задач нельзя назвать простыми, но ведь трудные задачи интереснее. И я надеюсь, что именно они помогут школьникам не «выучить», а понять и полюбить основы красивой науки – экономики.
Задача
Узнав о повышении цен на кожу, руководство компании, владеющей сетью обувных магазинов, распорядилось уволить часть продавцов. Почему?
Решение
До повышения цен на кожу кривые спроса и предложения на обувь выглядели соответственно как D и S (рис. 13). В этой ситуации равновесное количество продукта составляло А, равновесная цена В.
При неизменности остальных неценовых детерминант предложения повышение цен на кожу, являющуюся сырьем для обувной промышленности, приведет к смещению кривой предложения S влево, к положению S'.
Рис. 13 Графики спроса и предложения
(для обуви)
Поскольку неценовые детерминанты спроса по условию задачи не меняются, кривая спроса D в новых условиях сохранит свое положение на графике.
Значит, точка равновесия сместится из Е в Е', равновесная цена на обувь увеличится с В до В', а равновесное количество продукта уменьшится с А до А'.
Предстоящее уменьшение объема продажи обуви и ' является основанием для принятия решения об увольнении части продавцов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализируем ход нашего исследования. Работа по выбранной теме осуществлялась в полном соответствии с планом исследования, а именно: были определены объектная область, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, поставлены цели и задачи, а также определены ожидаемые результаты. Были указаны используемые методы исследования, определена проблема, обоснована актуальность.
Анализируя выполнение поставленных задач, можно сказать следующее:
- В ходе исследования дано определение «красивой» математической задачи, проведена классификация таких задач по определенным признакам, а именно:
- Задачи, «красивые» по решению
- Задачи, «красивые» по содержанию
- Задачи, «красивые» по чертежу
- «Красивые» олимпиадные задачи
- «Красивые» задачи с экономическим содержанием.
- Изучена литература по вопросу исследования, всего изучено 10 научных публикаций и других источников. Самыми интересными, на наш взгляд, оказались Бахтина Т.П. Раз задачка, два задачка…..-М.:Аскар,2001 и Леман И. Увлекательная математика/ Пер. с нем. Ю.А. Данилова. М., 1985.
- Создан сборник «красивых» математических задач.
В ходе данного исследования были использованы заявленные методы (теоретические, эмпирические, математические).
Анализируя планируемые ожидаемые результаты исследования, можно отметить, что как основной результат работы создан сборник «красивых» математических задач, в работе проведена классификация «красивых» математических задач.
Считаем, что практическая значимость данной работы заключается в следующем:
- Автор работы, изучив много литературы по данному вопросу, получил дополнительные знания в области математики, укрепив свой интерес к этой науке.
- Созданный сборник «красивых» математических задач может быть использован всеми учащимися гимназии при подготовке к урокам, олимпиадам, другим занятиям.
- Созданный сборник может быть использован учителями гимназии для проведения нестандартных уроков и внеклассных мероприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бахтина Т.П. Раз задачка, два задачка…..-М.:Аскар,2001.
- Ковалёва С.П. Олимпиадные задания по математике 9 класс – В.: Учитель 2005.
- Леман И. Увлекательная математика/ Пер. с нем. Ю.А. Данилова. М., 1985.
- Лихтарников Л.М. Задачи мудрецов: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
- Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. – М.: Наука, 1986.
- Фарков А.В. Математические олимпиады в школе – М.: Айрис пресс, 2002.
- Фарков А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 класс – М.:Айрис пресс, 2005.
- Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике – М.: Экзамен, 2006.
- Математические олимпиады и олимпиадные задачи – http://www.zaba.ru.
- Международный математический конкурс «Кенгуру» - http://.Kenguru.sp.ru.-
- Московская математическая олимпиада школьников -http://olympiadas.mccme.ru/mmo/