Оценка приспособляемости ДВС
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Пермский национальный исследовательский политехнический университет"
Автодорожный факультет
Кафедра автомобили и технологические машины
По дисциплине «Математические модели движения транспортных средств»
На тему: «теоретическая оценка возможности работы автомобиля в заданных условиях эксплуатации»
Выполнил: студент гр. А-12-2
Козырин Н.С.
Проверил: преподаватель
Свиридов Е.В.
Пермь 2013
ПНИПУ
Кафедра «Автомобили и технологические машины»
Задание
На курсовую работу по дисциплине «Математические модели
движения транспортных средств»
студенту группы А-12-1
Тема: Оценка возможности движения транспортного средства в заданных условиях эксплуатации
Марка автомобиля ВАЗ-2110
Тип дороги мокрый асфальт
Руководитель и консультант Свиридов Е.В.
Дата выдачи задания 01.09.2013г.
Содержание
Содержание
• Исходные данные для расчетов…………………………………..……….4
• Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя…………………………………………………………………....7
• Расчет КПД и передаточных чисел трансмиссии……………………….11
• Расчет показателей тяговой характеристики……………………………13
• Расчет и построение динамического паспорта………………………….16
• Оценка разгонных свойств АТС. Расчет и построение графиков ускорений, времени и пути разгона……………………………………...20
• Расчет и построение мощностной характеристики…………………….26
• Расчет и построение топливно – экономической характеристики…….30
Список литературы…………………………………………………………..34
Объектом исследования является автомобиль ВАЗ-2111, выпускающийся Волжским автомобильным заводом с 1997 года. Кузов автомобиля ВАЗ-2111 закрытый, 4-дверный,универсал.
Краткая техническая характеристика представляется в таблице 1.1
Исходные данные для расчетов
Таблица 1.1 – Краткая технологическая характеристика АТС.
Показатели | Ед. измерения | Условное обозначение | Численное значение | Примечание |
Колесная схема: | - | 4х2 | /3/ | |
Особенности привода: | - | Передний | /3/ | |
Число мест (вместительность): | Чел. | /3/ | ||
Грузоподъемность: | Кг. | M1 | /3/ | |
Снаряженная масса: | Кг. | M2 | /3/ | |
Полная масса: | Кг. | М=M1+M2 | /3/ | |
В т.ч. на переднюю ось: | Кг. | M3 | /3/ | |
На заднюю ось: | Кг. | M4 | /3/ | |
Габаритные размеры: | /3/ | |||
-длина | Мм. | L1 | ||
-ширина | Мм. | B1 | ||
-высота | Мм. | H1 | ||
Максимальная скорость: | Км/ч. | Vм | /3/ | |
Тормозной путь с 80км/ч. | М. | S1 | 35,8 | /3/ |
Контрольный расход топлива | /3/ | |||
-при 90км/ч. | л/100км. | Q | 5.5 | /3/ |
Марка двигателя | ВАЗ21126 | /3/ | ||
Тип двигателя, Особенности конструкции и расположения | Бензиновый, четырехцилиндровый, рядный, с системой распределенного впрыска топлива и искровым зажиганием | /3/ | ||
Номинальная (максимальная) мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала | кВт об/мин | 65,5 | /3/ | |
Удельный расход Топлива при номинальной мощности: | г/кВт*ч | ge(NH) | /3/ | |
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала: | Н*М Об/мин | Мe max NM | /3/ | |
Передаточные числа: | /3/ | |||
-Главная передача | U0 | 3,7 | ||
Коробки передач: | ||||
1-я передача | Uпк1 | 3.636 | ||
2-я передача | Uкп2 | 1.95 | ||
3-я передача | Uкп3 | 1.357 | ||
4-я передача | Uкп4 | 0.941 | ||
5-я передача | Uкп5 | 0.784 | ||
Размерность пневматических шин | 175/65R14 | |||
Радиус качания колес | м | Rk | 0,26 | /3/ |
Таблица 1.2- Принятые значения коэффициентов
Наименование | Условное обозначение | Числовое значение | Примечание |
Коэффициент холостых потерь в трансмиссии | Kхол | 0.04 | 2// |
Коэффициент эксплуатационной загрузки | χ | /2/ | |
КПД цилиндрической пары зубчатых колес | ηц | 0.99 | /2/ |
КПД конической пары зубчатых колес | ηк | 0.98 | /2/ |
КПД карданного шарнира | ηкар | 0.995 | /2/ |
Коэффициент сопротивления качению (табличный) | FR | 0.012 | /2/ |
Коэффициент сцепления с дорогой | φ | 0,4 | /2/ |
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Н с2/м2 | Cr | 0,35 | /2/ |
Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя.
Оценка приспособляемости ДВС.
Расчетные формулы:
Эффективная мощность двигателя для интересующего режима работы, кВт;
Ne=NH max(a*(λ) + b*(λ)2 c*(λ)3) (2.1)
λ=0.2…1,2, соответственно, для λ=0,2 - 1000 об/мин
Для 1000 об/мин Ne=65,5*(1*(λ) +1*(λ)2-1*(λ)3=15,2 кВт;
Эффективный крутящий момент на коленчатом валу, Н*м;
Me=9550*(Ne/nд) (2.2)
Для 1000 об/мин Me=9550*(15.2/1000)=145,16 Нм;
Эффективный удельный расход топлива, г/кВт*ч;
ge=geн(at- btλд+сtλд2); (2.3)
Для 1000 об/мин ge = 230*(1- 1*0,2 + 1*0,04) = 193,2 г/кВт*ч;
Коэффициент приспособляемости двигателя по нагрузке определяется по формуле:
(2.4)
Км =156,2/125,1 = 1,25;
где Меmax – максимальное значение крутящего момента, Н×м;
МН – значение крутящего момента при номинальной мощности, Н×м.
Коэффициент приспособляемости по частоте вращения определяется по формуле:
Kw = nн/nм, (2.5)
Kw = 5000/2500 = 2;
где nм – частота вращения коленчатого вала при Мемах, об/мин.
nн – номинальная частота вращения коленчатого вала.
Коэффициент, характеризующий скоростной режим работы ДВС:
λд = nд/nн, (2.6)
Таблица 2.1 – Выходные данные двигателя
№ n/n | λд | nд, об/мин | Ne, кВт | Ме, Н×м | ge, г/кВт×ч | Примечание |
0,2 | 15,2 | 145,2 | 193,2 | Nн = 65,5 Ne = 5000 gен = 230 KM = 1,25 Kω = 2 | ||
0,3 | 23,8 | 151,5 | 181,7 | |||
0,4 | 32,4 | 154,7 | 174,8 | |||
0,5 | 40,9 | 156,2 | 172,5 | |||
0,6 | 48,7 | 174,8 | ||||
0,7 | 55,5 | 151,4 | 181,7 | |||
0,8 | 60,8 | 145,1 | 193,2 | |||
0,9 | 64,2 | 136,2 | 209,3 | |||
1,0 | 65,5 | 125,1 | ||||
1,1 | 64,1 | 111,3 | 255,3 | |||
lмах | 1,2 | 59,7 | 285,2 |
Рисунок 2.1 – Внешняя скоростная характеристика двигателя
Вывод: согласно расчетам и диаграмме внешней скоростной характеристики, максимальный крутящий момент в заданных дорожных условиях 156,2 Н*м при 2500 об/мин, максимальная мощность двигателя 65,5 кВт при 5000 об/мин. Коэффициент приспособляемости двигателя по нагрузке =1,25, коэффициент приспособляемости двигателя по частоте вращения Kw=2.