Этапы позиции слушающего, когда инициация к коммуникации произошла К2
В конкретной ситуации коммуникации иметь цель, зачем нужно услышать К2
Без причин слышать кого-либо мы не будем. Мы можем легко отвлечься увидев что-то вокруг или своими собственными мыслями по поводу происходящего или вообще не имеющие отношения к ситуации. Держите в уме: какие проблемы, задачи или потребности решает данная коммуникация относительно Вашей жизни?
Какие ключевые мысли и главный тезис К2 должен иметь в конце коммуникации?
Имея цель к коммуникации, постарайтесь предварительно оценить, что уместно обсуждать относительно цели и что неуместно.
Задав рамки уместности обсуждения в коммуникации, Вы сможете удерживать себя от опасности расплыться по необъятным просторам тем для разговоров, а также сможете удерживать К2 от поползновений к неуместным в контексте обсуждения тем.
Оценивайте, слушайте внимательно человека до того, как приступить к реализации цели, озвучивания подготовленного текста.
Часто люди начинают слушать других только когда сами произнесли текст, чтобы услышать реакцию на него. Но слушать надо и до, там есть ценная информация с каких позиций, настроения человек будет воспринимать ваш текст.
Выявив при оценке, что человек находится в переживаемом эмоциональном состоянии сначала выведите его из этого состояния.
Настроение человека будет накладывать на восприятие влияние, изменять впечатление и мнение, выводы, которые будут далеко от задуманных.
Оцените также степень заинтересованности К2 в ситуации коммуникации, бонусов и выгод, которые К1 может забрать у К2.
Надеятся на беспристрастное мнение заинтересованной стороны бессмысленно, поэтому производите «прицеливание» с учетом фактора ветра.
Даже воспроизводя заготовленный или импровизированный текст не сводите с К2 восприятие, слушайте его, оценивайте как он слушает.
Особенно оценивайте реакцию и слова при диалоге, а не монологе – это позволит понимать на что среагирует и откомментирует К2, когда он будет высказывать своё мнение.
Когда выслушиваете мнение К2 самостоятельное или применительно к тексту К1, то выделяйте ключевые мысли и главный тезис исходя из законченного К2 текста.
Некоторые люди начинают после первой минуты готовить ответ, поэтому в дальнейшем восприятие информации ценной, но представленной позднее, окажется затруднительно. С позицией слушающего это несовместимо.
Начиная испытывать чувства или эмоции от рефлексии текста К2, прежде чем их проявлять, оцените уместность их проявления.
При оценке учитывайте уместность их проявления и совместимость с конечной реализацией цели, ради которой затеяна коммуникация. Вполне возможно, что ваш текст воспринимается К2 иначе, чем вы ожидали и задумывали. Либо у К2 возникла цель проявить свою персону или спровоцировать вас на эмоции.
9. Коммуникация заканчивается либо когда заканчивается время, отпущенное на неё либо когда реализуется её цель.
В результате текста от К1, у К2 должен сложиться целостный образ. Понимая, какой образ из ключевых мыслей должен сложиться, надо понимать какие проверяющие вопросы надо задать. Тут как в математике, не просите пересказать вам формулу, дайте значения элементов и пускай К2 скажет получаемый у него результат. Если результаты у вас разные, значит и формулы представляются разные.
Этапы позиции слушающего, когда инициация к коммуникации произошла К2
1. Несловесная поддержка говорящего
Действия: Контакт глаз, "поза слушания ", кивки, выражение согласия: "Угу", "Да-да" и т. п.
2. Фразы перенесения ответственности за высказывание на партнера (парафраз не работает, если в нем не подчеркивается, кто именно высказал эту мысль)
Действия: "Вы считаете, что...", "Итак, вы говорите, что...", "Значит, вы утверждаете...", "Итак, ваша мысль сводится к следующему...", "Вы выразились таким образом, что...", "Ваши слова таковы... " и т. п.
3. Формулирование содержания высказывания
Действия: На этом этапе надо избавиться от собственных эмоций, оценок
4. Получение согласия собеседника после интерпретации его мысли
Действия: "Я правильно понял?", "Это так?", "Я ничего не перепутал?". Возможно, потребуется перефразировать сказанное прежде еще раз, до полного понимания
5. Демонстрация своего отношения к услышанному
Действия: Подчеркнуть, что это ваше мнение по поводу услышанного. Высказывать отношение только к словам, но не к персоне говорящего
6. Высказывание своего собственного суждения по существу дела
Действия: "Мое мнение...", "Я считаю...", "Я думаю..." и т. п.