Классификация и система обозначений

Автомобильные грузовые транспортные средства (автомобили) классифицируются по назначению, конструктивной схеме, размерности, виду перевозок, типу кузова, исполнению и подразделяются на дорожные и внедорожные автомобили.

Для дорожных автомобилей, используемых на дорогах с усовершенствованными капитальными покрытиями, предельно допустимая осевая нагрузка от одиночной наиболее нагруженной оси должна быть не более 10 т (при расстоянии до смежной оси 2,5 м и более), а для автомобилей, эксплуатируемых на всей сети дорог без ограничений, – не более 6 т.

Внедорожные автомобильные средства предназначаются для перевозок по специально построенным карьерным, лесовозным или другим дорогам, а также вне сети дорог.

В зависимости от назначения автомобили всех видов подразделяются на транспортные (для перемещения грузов или пассажиров) и специального назначения (пожарные, коммунального хозяйства, автокраны, санитарные, скорой медицинской и технической помощи, спортивные и др.).

Транспортные автомобили и автопоезда делятся на грузовые и пассажирские. Грузовые автомобильные транспортные средства по конструктивной схеме подразделяются на одиночные и автопоезда – автомобили-тягачи с прицепом или седельные тягачи с полуприцепом.

Одним из основных классификационных подразделений каждого из видов грузовых автомобилей является их градация по размерности, которая зависит от грузоподъемности или полной массы автомобиля. Для потребителей наиболее показательна классификация по номинальной грузоподъемности (т.е. полезной нагрузке, установленной изготовителем). Грузовой подвижной состав по грузоподъемности можно разделить на пять групп: особо малая – до 0,5 т (на базе легковых автомобилей); малая – 0,5…2,0; средняя – 2,0…5,0; большая – 5,0…15,0; особо большая – 15,0 т и более. Грузоподъемность автопоезда складывается из грузоподъемности автомобиля-тягача и прицепов.

Все грузовые автомобили и автопоезда также подразделяются: по виду перевозок – на местные и междугородные; по типу кузова – на универсальные и специализированные. К последним относятся самосвалы, фургоны, цистерны, контейнеро-, панеле-, лесо-, цементовозы и т.п.; по климатическому исполнению – северное, тропическое, горное; по типу двигателя – карбюраторные, дизельные, газобаллонные; по проходимости – обычные, повышенной и высокой проходимости.

Тягачи делятся на автомобили-тягачи, седельные тягачи и буксирные, а прицепной состав – на прицепы-тяжеловозы, активные прицепы и полуприцепы.

Система обозначения (индексация) заключается в следующем. Каж-дой модели автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырех цифр (первая обозначает размерность, вторая – тип, третья и четвертая – модель). Модификация определяется пятой цифрой, исполнение – шестой.

Индекс прицепного состава включает также четыре цифры (первая цифра обозначает прицеп – 8 или полуприцеп (роспуск) – 9; вторая – тип кузова, а две последующие – модель с учетом полной массы прицепного средства).

Перед цифровым индексом ставится марка завода-изготовителя.

Вторая цифра индекса грузовых автомобилей и прицепного состава зависит от типа кузова: бортовые платформы – 3, седельные тягачи – 4, самосвалы – 5, цистерны – 6, фургоны – 7, специальные автомобили – 9.

Для прицепного состава выделено пять групп индексов моделей (табл. 4.1).

Т а б л и ц а 4.1

Индексация прицепного состава в зависимости

От полной массы

Группа Цифры индекса (третья и четвертая) Прицеп и полуприцеп полной массы, т Роспуск полной массы, т
01…24 До 4 До 6
25…49 4…10 6…10
50…69 10…16 10…16
70…84 16…24 16…24
85…99 Свыше 24 Свыше 24

Эксплуатационные качества грузовых

Автомобилей

Качество продукции (изделия) – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением (ГОСТ 15467-79).

Поскольку автомобильные транспортные средства не «потребляются», а «эксплуатируются», расходуя при использовании свой ресурс, то показатели качества автомобильной техники рассматриваются применительно к условиям эксплуатации и называются эксплуатационными качествами.

Эффективность эксплуатации грузового автомобиля или автопоезда определяется перемещением грузов с наименьшими материальными и трудовыми затратами при соблюдении действующих норм и правил. Для сравнительной оценки применяется интегральный показатель качества продукции – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию. Величина, обратная интегральному показателю качества продукции, называется удельными приведенными затратами на единицу транспортной работы:

Классификация и система обозначений - student2.ru ,

где Сэ – годовые текущие затраты на эксплуатацию автомобильного транспортного средства, руб.; Ен – нормативный коэффициент эффектив-ности капитальных вложений; К – капитальные вложения и другие единовременные затраты, в частности оборотные средства, необходимые для эксплуатации автомобильного транспортного средства, руб.; 0,1Ца – ликвидная стоимость автомобильного транспортного средства, руб.
а – цена нового автомобильного транспортного средства, руб.); Рг.a – го-довая производительность автомобильного транспортного средства, т×км.

В годовые текущие затраты включают все виды издержек, связанные с доставкой грузов, т.е., кроме статей расходов, учитываемых на автомобильном транспорте, в стоимость перевозок необходимо включать расходы на подготовку грузов, погрузочно-разгрузочные работы, дорожную составляющую, а также издержки, связанные с несохранностью грузов за время их перемещения.

Наряду с удельными приведенными затратами можно применять и другие измерители эффективности – производительность автомобиля, трудоемкость, энергоемкость, материалоемкость, а также безвредность от эксплуатации автомобиля.

Производительность транспортного средства Р (т×км/год) при оценке его эффективности с целью учета простоев при техническом обслуживании и ремонте, а также исключения влияния ее изменений по дням недели и сезонам года необходимо рассматривать как среднегодовую.

Трудоемкость использования грузового транспортного средства – труд всех категорий работников, приходящийся на единицу транспортной продукции:

Классификация и система обозначений - student2.ru ,

где Тв, Тпр, Тор, Тау – годовые трудовые затраты времени соответственно водителей, грузчиков и машинистов на погрузочно-разгрузочных работах, персонала при выполнении технического обслуживания и ремонта, административно-управленческого и обслуживающего персонала, чел.-ч.

В формулу включены только основные затраты труда на перевозки и не учтены затраты труда работников, обеспечивающих содержание и ре-монт дорог, безопасность движения и т.д. (например, на строительство дорог, строительство новых видов транспортных сооружений и др.). Эти виды трудовых затрат не учитываются потому, что предполагается их овеществление в сфере производства материальных ценностей.

Наши рекомендации