Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Пример МАТРИЦЫ

Пример 1. Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Пример 2. Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Пример 3. Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru .

Пример 4. Найти определитель матрицы Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru .

Решение: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Пример 5. Вычислить определитель

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Ответ: D=4.

Пример 7.НайтиА Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , если Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Решение: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Составим союзную матрицу. Для этого вычислим алгебраические дополнения:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Союзная матрица будет следующей: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru . Вычислим обратную матрицу:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Проверкой Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru убеждаемся, что обратная матрица найдена верно.

Пример ОБРАТНЫЕ МАТРИЦЫ.СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ.

Пример 1. Решить систему уравнений методом обратных матриц:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Решение: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Составим союзную матрицу. Для этого вычислим алгебраические дополнения:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Союзная матрица будет следующей: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru .

Вычислим обратную матрицу:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Найдем решение системы по формуле (6):

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru .

решение(1; 2; -1)

Пример МЕТОД КРАМЕРА

Пример 1. Решить систему методом Крамера:

3x1 + x2 – 2x3 = 6;

5x1 – 3x2 + 2x3 = -4;

4x1 – 2x2 – 3x3 = -2.

Находим главный определитель системы:

3 1 -2

∆ = 5 -3 2 = 3∙(-3) ∙ (-3) + 1∙ 2∙ 4 + 5∙(-2) ∙ (-2) – 4∙(-3) ∙ (-2) – 5∙ 1∙(-3) –

4 -2 -3 - (-2) ∙ 2∙ 3 =27 +8 +20 -24 + 15 + 12 = 58.

Так как главный определитель системы не равен нулю, то она совместна. Находим определители: ∆x1, ∆x2, ∆x3. Определитель ∆x1 получается из главного определителя ∆ путём замены в нём первого столбца на столбец свободных членов.

6 1 -2

∆x1 = -4 -3 2 = 54 – 4 – 16 + 12 – 12 + 24 = 58.

-2 -2 -3

Т.к. ∆x1 отличен от нуля, значит решение системы единственное. Определитель ∆x2 получается из главного определителя ∆ путём замены в нём второго столбца на столбец свободных членов.

3 6 -2

∆x2 = 5 -4 2 = 36 + 48 + 20 – 32 + 90 + 12 = 174.

4 -2 -3

Определитель ∆x3 получается из главного определителя ∆ путём замены в нём третьего столбца на столбец свободных членов.

3 1 6

∆x3 = 5 -3 -4 = 18 – 16 – 60 + 72 + 10 – 24 = 0.

4 -2 -2

По формулам Крамера: x1 = Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru = Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru =1; x2 = Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru = Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru 3 ; Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru = Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru = 0.

Итак, решением системы будет тройка чисел (1; 3; 0).

Пример МЕТОД ГАУСА

Пример 1. Решить систему методом Гаусса:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Решение: в результате элементарных преобразований над расширенной матрицей

системы:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Исходная система свелась к ступенчатой:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Поэтому общее решение системы: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Если положить, например, Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru найдем одно из частных решений этой системы Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Пример 2. Решить систему методом Гаусса:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Решение. Произведем элементарные преобразования над строчками расширенной матрицы системы:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Полученная матрица соответствует системе

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Осуществляя обратный ход, находим Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Операции над векторами и их свойства Сложение векторов.Для того чтобы построить сумму двух данных векторов Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , нужно выбрать произвольную точку А и отложить от нее вектор Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , а затем от точки В отложить вектор Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru . Тогда вектор Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru является искомой суммой: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Этот способ построения называется правилом треугольника.

Сумму двух данных векторов Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru можно построить и следующим образом. Откладывая от произвольной точки О векторы Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , построим параллелограмм ОАСВ.

Тогда вектор Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru (где Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru – диагональ параллелограмма) является искомой суммой:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru . Этот способ построения называется правилом параллелограмма:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Вычитание векторов. Два вектора называются противоположными, если их сумма равна нулевому вектору. Вектор, противоположный вектору Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , обозначают - Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru . Таким образом, Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru . Ненулевые противоположные векторы имеют равные длины и противоположные направления. Вектор с называется разностью векторов Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , если Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru . Чтобы вычесть из вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru вектор Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , достаточно прибавить к вектору Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru вектор, противоположный вектору Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , т.е. Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Умножение вектора на число. Произведением ненулевого вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru на числоm называется вектор, имеющий направление вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , если Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , и противоположное направление, если Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru . Длина этого вектора равна произведению длины вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru на модуль числа m.Произведение вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru на число m обозначается m Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru . При любых m и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru векторы m Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru коллинеарны и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru . Угол между двумя векторами. Угломмеждудвумя ненулевыми векторами Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru называется угол между направлениями этих векторов: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , где Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru .

Частные случаи: 1) если Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , то Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru ; 2) если Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , то Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru .

Декартова система координатПусть на плоскости задана пара единичных взаимно перпендикулярных векторов Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , отложенных от некоторого начала – точки О. Такую пару векторов называют прямоугольным базисом на плоскости. Совокупность начала О и прямоугольного базиса Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru называют прямоугольнойсистемойкоординат на плоскости. Точку О называют началом координат, а векторы Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru (1; 0) и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru (0; 1)– координатными векторами.Вектор, направленный из начала координат в произвольную точку М плоскости xOy,называется радиусом–вектором точки М и обозначается Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru : Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Проекции вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru на координатные оси, т.е. Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , называются координатами вектора. Координаты вектора кратко записывают так: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru .Координаты радиуса-вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru являются одновременно координатами точки M, т.е. конца радиуса вектора. Если начало вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru не совпадает с началом координат, то координаты вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru и координаты его конца различны. В этом случае проекции вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru на оси координат соответственно равны Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , т.е.: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru :

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Разложение вектора по координатным осям.Разложение вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru в базисе Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru имеет вид Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru ,Действие над векторами в координатах

Пустьв базисе Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru заданы векторы Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru , тогда координаты суммы двух (или более) векторов равны суммам соответствующих координат слагаемых, т.е.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru координаты разности двух векторов равны разностям соответствующих координат этих векторов, т.е. Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

координаты произведения вектора на число равны произведениям соответствующих координат данного вектора на это число, т.е. Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Длина вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru находится по формуле Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Длина вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru находится по формуле Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru .С помощью этой формулы вычисляется также расстояние между двумя точками на плоскости.Скалярным произведениемдвух векторов называется число, равное: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Скалярное произведение двух ненулевых векторов, с другой стороны, может быть найдено как произведение модулей этих векторов на косинус угла между ними:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru .Скалярным квадратом вектора Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru называется скалярное произведение Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru . Скалярный квадрат вектора равен квадрату его длины.

Условие коллинеарности двух векторовУсловие коллинеарности двух векторов Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru имеет вид Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru ,

т.е. если соответствующие координаты двух векторов пропорциональны, то векторы коллинеарны.

Общее уравнение прямойAx+By+C=0,

Значение коэффициентов Уравнение прямой Положение прямой
С=0 А=0 В=0 А=0, С=0 В=0, С=0 Ах+Ву=0 у=b, где b= -С / В x=a, где a= -C / A y=0 x=0 Проходит через начало координат Параллельна оси Ох Параллельна оси Оу Совпадает с осью Ох Совпадает с осью Оу

Угловой коэффициент прямой y=kx+b Угловой коэффициент k прямой, заданной уравнением Ax+By+C=0, находится как коэффициент k прямой, заданной двумя точками А(ха; уа) и В(хВ;уВ), вычисляется по формуле: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Уравнение прямой в отрезкахУравнением прямой в отрезках называетсяуравнение вида: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Уравнение прямой, проходящей через точку в данном направлении

Уравнение прямой, проходящей через т.у А(ха; уа) и имеющей угловой коэффициент k, записывается в виде у – уа=k (x – xaУравнение прямой, проходящей через две точки.Уравнение прямой, проходящей через две точки т. А (х1; у1) и т.В (х2; у2), имеет вид

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Нормальное уравнение прямой А( х-хо )+В( у-уо )=0 Угол между прямыми. Условие параллельности 2-х прямых: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Условие перпендикулярности 2-х прямых: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Условие параллельности в этом случае имеет вид: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Условие перпендикулярности прямых: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Если две прямые заданы каноническими уравнениями: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru и Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

то угол φ между этими прямыми определяется по формуле:

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru Условие параллельности прямых: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Условие перпендикулярности прямых: Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы - student2.ru

Наши рекомендации