Ориентирование во времени

В этой возрастной группе уточняются представления де­тей о некоторых промежутках времени — частей суток (утро, день, вечер, ночь); учат оценивать последовательность дей­ствий: была, есть, будет; сейчас, позже, после, раньше; вчера, сегодня, завтра. Под влиянием обучения формируются уме­ния понимать и правильно обозначать протяженность вре­мени (долго—недолго, давно—недавно), обозначать последо­вательность логически связанных событий, действий на по­нятных сюжетах.

Ознакомление детей пятого года жизни с некоторыми отрезками времени осуществляется в основном на чувствен­ной основе. Воспитатель выясняет, что они делают утром, вечером, днем, ночью. В качестве методических приемов обучения широко используются наблюдения, рассматрива­ние картин, иллюстраций, чтение, беседы, дидактические игры. Вместе с сюжетной наглядностью используют услов­ную: модели, схемы. Отдельные части суток можно изобра­жать кружочками, квадратами разного цвета (например, белого, желтого, синего и черного). Однако чтобы сформи­ровать представления о цикличности, периодичности вре­мени, не следует постоянно обозначать части суток отдель­ными кружочками или квадратиками. Это не способствует формированию представлений о непрерывности времени. Лучше всего использовать для этого круг или квадрат, раз­деленный на части, и тогда ребенок будет легко представ­лять непрерывность времени: заканчиваются одни сутки, начинаются другие; сутки можно начинать с любой части (утро, день, вечер, ночь), главное — чтобы прошли все части суток (рис. 21).

Как словесный материал можно использовать рассказы, стихи, загадки:

Ориентирование во времени - student2.ru

Рис.21

«Солнце глянуло в комнату, Зачирикали птички:

  • Хватит спать!
  • Хватит спать!
    Просыпайтесь, малыши».
    Какое это время суток?

{Утро)

Закончилась программа «Спокойной ночи», Я ложусь спать И мои игрушки тоже Ложатся спать... Когда это бывает?

(Вечером)

Словесные характеристики дополняются красочной на­глядностью: картинками, диапозитивами. Воспитатель уточ­няет с детьми последовательность частей суток от любого из них. Закрепляется понятие сутки.

Под влиянием обучения осознается, что всегда одни сут­ки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас, называют­ся сегодня, те, которые прошли, — вчера, а сутки, которые еще не настали, — завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Для уточнения этих представлений воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня (утром, днем, вече­ром, ночью), что будут делать завтра (Т.Д.Рихтерман).

На основе формирования пространственных и временных представлений у детей пятого года жизни можно начинать формировать первичные единые пространственно-временные представления и понятие о скорости, учить определять в общих чертах скорость: быстро, медленно. Для этого можно использовать картинки с изображением транспорта: самоле­та, автобуса. При этом сравнивают скорость движения авто­мобиля, пешехода, черепахи, птицы.

Знания о времени закрепляются и уточняются на всем протяжении пребывания детей в детском саду, но перво­степенное значение имеют занятия по математике.

Упражнениядля самопроверки

частях последовательности

суток вчера завтра

времени деятельность

соответствующее суток беседы

опыт

упражнениям временной

Вгруппе пятого года жизни необхо­димо углублять и расширять знания о ... суток и давать представления о их ... ; зна­комить с чередованием трех ... и значе­нием слов ... , сегодня, ... . Конкретным отражением ... и в этой группе является их собственная .... Поэтому, обучая де­тей, воспитатель постоянно анализирует их деятельность, называя ... время. Озна­комление с частями ... нужно начинать с ... про личный, конкретный ... детей. При этом особое внимание уделять ... детей в адекватном использовании соответству­ющей ... терминологии.

Вопросы и задания

  1. Изложите последовательную методику ознакомления
    детей с числом. Докажите необходимость использования раз­
    вернутых практических действий детей в процессе обучения.
  2. Раскройте особенности ознакомления детей с геометри­
    ческими фигурами в группах четвертого и пятого года жизни.
  3. На основании сравнительного анализа программных за­
    дач по математике в группах четвертого и пятого годов
    жизни покажите, как реализуются основные дидактические
    принципы.
  4. Проанализируйте протоколы ваших наблюдений за деть­
    ми на занятиях по математике и вне их. Охарактеризуйте
    типовые ошибки детей при счете, сравнении предметов по
    размеру и форме.
  5. Раскройте методику обучения детей ориентировке в про­
    странстве.

6. Обоснуйте методику ознакомления детей с частями
суток.

6 Заказ 1393!

Наши рекомендации