Ориентирование во времени
В этой возрастной группе уточняются представления детей о некоторых промежутках времени — частей суток (утро, день, вечер, ночь); учат оценивать последовательность действий: была, есть, будет; сейчас, позже, после, раньше; вчера, сегодня, завтра. Под влиянием обучения формируются умения понимать и правильно обозначать протяженность времени (долго—недолго, давно—недавно), обозначать последовательность логически связанных событий, действий на понятных сюжетах.
Ознакомление детей пятого года жизни с некоторыми отрезками времени осуществляется в основном на чувственной основе. Воспитатель выясняет, что они делают утром, вечером, днем, ночью. В качестве методических приемов обучения широко используются наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение, беседы, дидактические игры. Вместе с сюжетной наглядностью используют условную: модели, схемы. Отдельные части суток можно изображать кружочками, квадратами разного цвета (например, белого, желтого, синего и черного). Однако чтобы сформировать представления о цикличности, периодичности времени, не следует постоянно обозначать части суток отдельными кружочками или квадратиками. Это не способствует формированию представлений о непрерывности времени. Лучше всего использовать для этого круг или квадрат, разделенный на части, и тогда ребенок будет легко представлять непрерывность времени: заканчиваются одни сутки, начинаются другие; сутки можно начинать с любой части (утро, день, вечер, ночь), главное — чтобы прошли все части суток (рис. 21).
Как словесный материал можно использовать рассказы, стихи, загадки:
Рис.21
«Солнце глянуло в комнату, Зачирикали птички:
- Хватит спать!
- Хватит спать!
Просыпайтесь, малыши».
Какое это время суток?
{Утро)
Закончилась программа «Спокойной ночи», Я ложусь спать И мои игрушки тоже Ложатся спать... Когда это бывает?
(Вечером)
Словесные характеристики дополняются красочной наглядностью: картинками, диапозитивами. Воспитатель уточняет с детьми последовательность частей суток от любого из них. Закрепляется понятие сутки.
Под влиянием обучения осознается, что всегда одни сутки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас, называются сегодня, те, которые прошли, — вчера, а сутки, которые еще не настали, — завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь.
Для уточнения этих представлений воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня (утром, днем, вечером, ночью), что будут делать завтра (Т.Д.Рихтерман).
На основе формирования пространственных и временных представлений у детей пятого года жизни можно начинать формировать первичные единые пространственно-временные представления и понятие о скорости, учить определять в общих чертах скорость: быстро, медленно. Для этого можно использовать картинки с изображением транспорта: самолета, автобуса. При этом сравнивают скорость движения автомобиля, пешехода, черепахи, птицы.
Знания о времени закрепляются и уточняются на всем протяжении пребывания детей в детском саду, но первостепенное значение имеют занятия по математике.
Упражнениядля самопроверки
частях последовательности
суток вчера завтра
времени деятельность
соответствующее суток беседы
опыт
упражнениям временной
Вгруппе пятого года жизни необходимо углублять и расширять знания о ... суток и давать представления о их ... ; знакомить с чередованием трех ... и значением слов ... , сегодня, ... . Конкретным отражением ... и в этой группе является их собственная .... Поэтому, обучая детей, воспитатель постоянно анализирует их деятельность, называя ... время. Ознакомление с частями ... нужно начинать с ... про личный, конкретный ... детей. При этом особое внимание уделять ... детей в адекватном использовании соответствующей ... терминологии.
Вопросы и задания
- Изложите последовательную методику ознакомления
детей с числом. Докажите необходимость использования раз
вернутых практических действий детей в процессе обучения. - Раскройте особенности ознакомления детей с геометри
ческими фигурами в группах четвертого и пятого года жизни. - На основании сравнительного анализа программных за
дач по математике в группах четвертого и пятого годов
жизни покажите, как реализуются основные дидактические
принципы. - Проанализируйте протоколы ваших наблюдений за деть
ми на занятиях по математике и вне их. Охарактеризуйте
типовые ошибки детей при счете, сравнении предметов по
размеру и форме. - Раскройте методику обучения детей ориентировке в про
странстве.
6. Обоснуйте методику ознакомления детей с частями
суток.
6 Заказ 1393!