Методика расчета рабочего цикла дизеля
ВВЕДЕНИЕ
Курсовой проект имеет своей целью закрепление теоретических сведений, полученных студентами при изучении курса Судовых ДВС. При выполнении курсового проекта студент должен научиться самостоятельно оценивать различные параметры, характеризующие работу дизеля, и усвоить конкретные пути проектирования двигателя.
Выполнение проекта дизеля невозможно без четкого и ясного понимания материала теоретического курса и конструкции дизеля.
Курсовой проект, состоящий из расчетно-пояснительной записки и графической части, выполняется в следующем объеме:
1. Расчет рабочего цикла дизеля (конструктивный или поверочный); построение индикаторной диаграммы;
2. Динамический расчет с построением диаграмм нормальных, касательных и радиальных усилий;
3. Расчет газообмена дизеля;
4. Расчет на прочность коленчатого вала дизеля;
5. Основные правила техники безопасности при конструировании и обслуживании дизеля.
Графическая часть состоит из одного листа поперечного разреза дизеля на формате А1. Чертеж выполняется в соответствия с ГОСТ и в заданном масштабе. Записка должна содержать обоснования и необходимые расчеты по проектируемому дизелю. Изложение записки должно быть технически грамотным, четким и сжатым. Выбор исходных данных для расчета параметров должен быть обоснован ссылками на источники. Записку по расчёту следует оформлять в той же последовательности, в какой изложена методика. Указываются порядковый номер пункта и его наименование, после чего приводится расчётная формула с последующей записью цифровых значений параметров, входящих в неё. Записка выполняется на листах формата А4, причем текст пишется на одной стороне. Записка обязательно брошюруется.
Исходными данными в задании на курсовой проект в зависимости от вида расчета рабочего цикла являются:
1. Прототип двигателя;
2. Диаметр цилиндра и ход поршня;
3. Частота вращения коленчатого вала;
4. Сорт топлива;
5. Максимальное давление сгорания;
6. Давление наддувочного воздуха;
7. Температура окружающей среды;
8. Число цилиндров;
9. Средняя скорость поршня;
10. Отношение хода поршня к диаметру цилиндра.
В списке литературы, приведенном в конце указаний, даны как учебники по курсу судовых двигателей внутреннего сгорания и их эксплуатации, так и книги, содержащие описание конструкций и характеристик дизелей, необходимых для расчетов.
МЕТОДИКА РАСЧЕТА РАБОЧЕГО ЦИКЛА ДИЗЕЛЯ
Цель расчета рабочего цикла – определение основных параметров рабочего процесса дизеля.
Расчетный цикл базируется на относительно простом, но достаточно точном методе теплового расчета В.И.Гриневецкого – Е.К.Мазинга, разработанном в 1907 году в МВТУ им. Баумана, который позволяет определить расчетные значения параметров рабочего тела в характерных точках цикла, энергетические и экономические показатели работы двигателя.
Расчетный цикл представляет собой совокупность пяти последовательно протекающих процессов: наполнение, сжатие, сгорание топлива, сгорание-расширение и выпуск. Основные расчетные формулы для каждого из перечисленных процессов получаются совместным решением уравнения состояния идеального газа, уравнений баланса энергии и массы. Процесс выпуска и его влияние на процесс наполнения в рамках данного метода расчета не рассматриваются.
Расчет рабочего цикла заканчивается определением индикаторных показателей двигателя кроме мощности. Эффективные и геометрические характеристики двигателя от расчетного цикла не зависят. В этом заключается один из главных качественных недостатков метода В.И.Гриневецкого – Е.К.Мазинга, а именно, отсутствие зависимости между параметрами рабочего цикла и скоростью поршня.
Графическое изображение расчетного цикла в рабочих координатах (рис. 1.1) называется диаграммой расчетного цикла. На этой диаграмме не отображаются процессы газообмена (на диаграмме четырехтактного двигателя отсутствуют такты газообмена, а на диаграмме двухтактного двигателя - «хвостовая» часть).
Рис. 1.1. Диаграмма расчетного цикла
Обозначения на рисунке
- рабочий объем цилиндра;
- объем камеры сгорания (камеры сжатия);
- объем цилиндра в конце видимого сгорания;
- объем цилиндра в начале сжатия (в конце расширения);
- давление в цилиндре в начале сжатия;
- давление в цилиндре в конце сжатия;
- максимальное давление в цилиндре (давление сгорания);
- давление в цилиндре в конце расширения.
Для двухтактных дизелей введены следующие понятия
- потерянная доля хода поршня на процессы газообмена из-за наличия продувочных (выпускных) окон;
- потерянная часть хода поршня на процессы газообмена.
Эти же понятия можно рассматривать применительно к объему
Исходные данные
Выбор исходных данных кроме указанных в задании на курсовой проект, выполняется по технической документации и литературным источникам. Исходные данные рекомендуется записать в виде таблицы (таблица 1.1) с цифровыми значениями.
Таблиця 1.1 – Исходные данные для расчета рабочего процесса дизеля
Обозначение | Наименование | Ед. изм. | Числ. знач. |
Давление окружающей среды | МПа | ||
Давление наддувочного воздуха | МПа | ||
Максимальное давление сгорания | МПа | ||
Температура окружающей среды | К | ||
Температура остаточних газов | К | ||
Снижение температуры наддувочного воздуха в ОНВ | К | ||
Подогрев воздуха от стенок цилиндра | К | ||
Доля массы углерода в 1 кг топлива | - | ||
Доля массы водорода в 1 кг топлива | - | ||
Доля массы кислорода в 1 кг топлива | - | ||
Доля массы серы в 1 кг топлива | - | ||
Низшая теплота сгорания топлива | кДж/кг |
Продолжение таблицы 1.1
Коэффициент избытка воздуха при сгорании топлива | - | ||
Коэффициент остаточних газов | - | ||
Действительная степень сжатия | - | ||
Механический КПД дизеля | - | ||
Показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре ГТН | - | ||
Коеффициент скругления индикаторной диаграммы | - | ||
Коеффициент использования тепла в точке „z” | - | ||
Коеффициент использования тепла в точке „b” | - | ||
Коеффициент, учитывающий снижение давления в точке „a” | - | ||
Диаметр цилиндра | м | ||
Ход поршня | м | ||
Коеффициент в формуле мощности, равный 13,1 для двухтактных дизелей и 6,55 – для четырехтактных | - | ||
Потеря рабочего хода поршня в долях | - | ||
Частота вращения колінчатого вала | мин-1 | ||
Количество цилиндров | - | ||
Ориентировочная максимальная температура цикла в точке „z” | К | ||
Ориентировочная температура газов в конце расширения в точке „b” | К | ||
Ориентировочное значение показателя политропы сжатия воздушного заряда в цилиндре | - | ||
Основание расчетной индикаторной диаграммы (рекомендуется 250 мм) | мм | ||
Эффективная мощность | кВт | ||
Отношение хода поршня к диаметру цилиндра | - | ||
Средняя скорость поршня | м/с |
Примечание: Расчет цикла двигателя предусматривает два варианта: поверочный и конструктивный. Поверочный расчет проводится для конкретного дизеля, т. е . , и известны (заданы в таблице 1.1). Поэтому после определения сразу рассчитывается эффективная мощность двигателя . Выбор исходных данных в таблице 1.1 заканчиваются на выборе длины индикаторной диаграммы . При конструктивном расчете при заданной эффективной мощности , средней скорости поршня и отношению определяют диаметр цилиндра , ход поршня и частоту вращения вала . Поэтому в таблице исходных данных условно следует принять , , .
Расчетные уравнения
Процесс наполнения
1.2.1. Давление начала сжатия, МПа
,
где: – давление наддувочного воздуха, МПа,
– коэффициент, учитывающий снижение давления воздушного заряда в цилиндре двигателя в начале сжатия из-за сопротивления во впускных органах (продувочных окнах).
1.2.2. Температура воздуха в продувочном ресивере, К
где: и – давление и температура воздуха в МКО, К;
– показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре ГТН, принимается от 1,45 до 1,6 – для поршневых компрессоров и от 1,7 до 1,8 – для центробежных компрессоров;
– снижение температуры наддувочного воздуха в охладителе наддувочного воздуха (ОНВ) после компрессора, выбирается так, чтобы
К и К,
где - температура точки росы для условий в МКО, К, рассчитывается по формуле, приведенной в ПТЭ судовых дизелей [11],
где - температура воздуха в машинном отделении, 0С;
- относительная влажность воздуха в машинном отделении, % ;
- избыточное давление наддувочного воздуха перед ОНВ, кгс/см2.
1.2.3. Температура воздушного заряда цилиндра к началу сжатия, К
,
где: - степень подогрева воздушного заряда от стенок цилиндра, К;
- коэффициент остаточных газов;
- температура остаточных газов, К, принимается от 650 до 700 К;
1.2.4. Коэффициент наполнения, отнесенный к полезному ходу поршня
,
где - действительная степень сжатия.
1.2.5. Коэффициент наполнения, отнесенный к полному ходу поршня
,
где - потеря рабочего хода в долях от хода поршня.
Процесс сжатия
1.2.6. Средний показатель кажущейся адиабаты сжатия
Уравнение решается методом последовательных приближений. В качестве первого приближения принимаем . Решение найдено, если , где – погрешность вычисления показателя .
1.2.7. Температура воздушного заряда в конце сжатия, К
Должно быть ,
где – температура самовоспламенения топлива, указывается в сертификате на топливо, К.
1.2.8. Давление в конце сжатия, МПа
1.2.9. Теплоемкость воздуха в конце сжатия, кДж/(кмоль∙ К)
Процесс сгорания
1.2.10. Действительное количество воздуха, участвующее при сгорании 1 кг топлива, кмоль/кг топлива
,
где : – коэффициент избытка воздуха при сгорании;
– количество воздуха, теоретически необходимое для сгорания 1 кг топлива, кмоль /кгтоплива ;
, , и – доли углерода, водорода, серы и кислорода в 1 кг топлива (принимаются для выбранного сорта топлива).
1.2.11. Теоретический коэффициент молекулярного изменения
1.2.12. Доля топлива, сгоревшего в т. z
1.2.13. Действительный коэффициент молекулярного изменения в т. z
1.2.14. Действительный коэффициент молекулярного изменения в конце сгорания с учетом догорания
1.2.15. Коэффициенты уравнений теплоемкости продуктов сгорания
в конце видимого сгорания ;
, кДж/(кмоль∙ К)
, кДж/кмоль
в конце расширения
, кДж/(кмоль∙ К)
, кДж/кмоль
1.2.16. Степень повышения давления при сгорании
1.2.17. Решение уравнения сгорания
где где - низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг; необходимо рассчитать по формуле /12/ после обоснования выбора сорта (марки) топлива.
Уравнение решается методом последовательных приближений, причем в качестве первого приближения принимаем = 2000 К. Решение найдено, если
,
где - погрешность вычисления температуры.
1.2.18. Степень предварительного расширения
Процесс расширения
1.2.19. Степень последующего расширения
1.2.20. Решение уравнений процесса догорания и расширения
(1.1)
, (1.2)
где - показатель политропы расширения;
- температура газов в конце расширения, К;
Систему уравнений (1.1) и (1.2) решаем методом последовательных приближений. В качестве первого приближения принимаем = 1000 К, которое подставляется в правую часть уравнения (1.1). В результате, получаем (n2 - 1), которое подставляем в уравнение (1.2).
Система уравнений решена, если
1.2.21. Давление в конце расширения, МПа
.
Индикаторные и эффективные показатели цикла
1.2.22. Среднее индикаторное давление расчётного цикла, отнесенное к полезному ходу поршня, МПа
1.2.23. Среднее индикаторное давление, отнесенное к полному ходу поршня, МПа
где - коэффициент скругления индикаторной диаграммы.
1.2.24. Среднее эффективное давление, МПа
,
1.2.25. Удельный индикаторный расход топлива, кг/(кВт∙ час)
1.2.26. Удельный эффективный расход топлива, кг/(кВт∙ час)
1.2.27. Индикаторный КПД дизеля
1.2.28. Эффективный КПД дизеля
Конструктивные характеристики двигателя
1.2.29. Диаметр цилиндра, м
,
где Ne - эффективная мощность двигателя, кВт;
C1 = 13,1 - для 2-х тактных и C1 = 6,55 - для 4-х тактных двигателей;
S - ход поршня, м;
n - частота вращения коленчатого вала, мин-1;
i - число цилиндров.
Так как средняя скорость поршня , то
.
1.2.30. Ход поршня, м
S = d·D.
После определения D и S их необходимо округлить до значений в миллиметрах, оканчивающихся на цифры «0» или «5».
1.2.31. Частота вращения коленчатого вала, мин-1
1.2.32. Эффективная мощность дизеля, кВт
Если расчетные параметры рабочего процесса двигателя по сравнению с данными прототипа признаны не удовлетворительными, то необходимо откорректировать исходные данные и повторить расчет.