Социальный заказ на формирование нравственных стандартов поведения участников ОП
· В Федеральном государственном стандарте и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России задача духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, выделена как одна из приоритетных, возложенная, в том числе, и на образовательную систему РФ
· Сегодня в России во многих сферах деятельности осуществляется постепенный переход от авторитарного стиля взаимодействия к демократическому стилю. Этот переход требует от участников ОП смены парадигмы отношений. Авторитарный стиль взаимодействия со стороны взрослого замедляет формирование ответственности, самостоятельности, инициативы ребенка, снижает познавательную активность. Мотивом нравственного поведения становится «страх наказания», а не внутренняя нравственная потребность личности ребенка. Демократизм, в свою очередь, дает ощущение внутренней свободы, личного достоинства, при этом, не наделяя правом вседозволенности, а формируя личностную ответственность за собственные действия.
Социальный заказ на эффективность образовательной деятельности ребенка в школе
Категория «эффективности» входит как понятие в нашу жизнь в связи с тем, что с одной стороны имеется потребность в высокой результативности современного общества и образования, с другой стороны есть необходимость соизмерения результатов с затраченными ресурсами. В этом отношении в Программе развития лицея является важным - широкое внедрение в практику идеи и технологии «формирования, измерения и предъявления результатов» образовательных процессов (во всех сферах деятельности лицея, не только в рамках итоговой аттестации), а также сохранение лучших традиций лицея в создании благоприятных условий и комфортной среды обучения ребенка.
Потребность участников образовательного процесса – в успехе и признании результатов развития ребенка
Потребность в успехе и признании выражается в стремлении к достижению поставленных целей, умении их ставить и брать на себя ответственность за их осуществление.
Эта потребность удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения, что является сильным мотивационным стимулом. Итоговое признание, провозглашение успеха личности, дает мощнейшее внутреннее удовлетворение, а также позитивное эмоциональное переживание «осмысленности» деятельности.
Образовательное учреждение имеет возможность предоставить ребенку достаточное количество ситуаций для достижения успеха, и поощрять его в соответствии с достигнутыми результатами.
Выделение в приоритеты таких сфер личности как интеллектуально-познавательная, нравственная и мотивационная, а также осмысление самоидентичности лицея, помогает определить ключевые приоритеты для планирования и прогнозирования развития на ближайшее время и на перспективу, а также сформулировать Миссию, стратегические цели и задачи.
Миссия лицея:
«Мы предоставляем качественное образование и содействуем формированию нравственной эффективной личности, способной простраивать успешное становление в обществе, и вносить конструктивный вклад в его развитие»
Слоган лицея: «Образованность, достоинство и успех в каждом!»
В качестве основного подхода к проектированию изменений в лицее следует принять ценностно-целевой подход, который позволяет на основе выделенных приоритетных ценностных областей деятельности, формулировать конкретные цели для изменений, описывать ожидаемые результаты в измеримых показателях, в процессе реализации анализировать степень продвижения к результатам и вносить своевременные коррективы.
В качествеценностно-целевых областей деятельности лицеявыделяются следующие:
1. Область «образованности» (интеллектуально-познавательная сфера)
2. Область «достоинства» (нравственная сфера)
3. Область «успешности» (мотивационная сфера)
Главнаястратегическая цель развития лицея на 2015-2020гг.
Создание оптимальных условий для формирования образовательного пространства лицея, в целях реализации ключевого предназначения лицея как статусного ОУ и обеспечения:
1. Совершенствования деятельности лицея в области «повышения качества образования»учащихся
2. Совершенствования деятельности лицея в области «развития достоинства» участников образовательного процесса
3. Совершенствования деятельности лицея в области «достижения успеха» участниками образовательного процесса
Область «образованности»
(интеллектуально-познавательная сфера)
Понятийная плоскость.
Образованность - качество личности, характеризующее способность человека использовать в своей жизнедеятельности освоенные им продукты информационного, материального и духовного труда и прошлого опыта людей и включать их в свой собственный опыт, руководствуясь действующими социальными нормами и духовными ценностями в обществе.
На практике образованность заключается в объеме информации (знаний, умений, навыков), позволяющей правильно мыслить в пределах существующей системы представлений, рассуждать, оценивать последствия своих действий, осмысливать явления собственной духовной жизни. Формирование образованности личности складывается из:
1) того, что он приобрел в процессе школьного обучения
2) знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, приобретенных путем самообразования
3) знаний, добытых из окружающей жизни, в процессе усвоения разнообразной информации из различных источников
Наиболее надежной составной частью образования является образование школьное, происходящее в специально для этого созданных и контролируемых условиях.