Профессиональные задачи к экзамену
МАТЕРИАЛЫ К ЭКЗАМЕНУ ГРУППЫ 4.5, 4. 7 «Дошкольное образование» 2015- 2016 уч. год , 7 семестр
МДК « ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ТИХОМИРОВА Н.Д.
Вопросы:
РАЗВИТИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ, СЧЁТЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЦИФРАМИ
ПОРЯДКОВОЕ И КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛА
СРАВНЕНИЕ СМЕЖНЫХ ЧИСЕЛ
СЧЁТ С УЧАСТИЕМ АНАЛИЗАТОРОВ
СЧЁТ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ
ЗНАКОМСТВО С СОСТАВОМ ЧИСЛА ИЗ ЕДИНИЦ И ДВУХ МЕНЬШИХ ЧИСЕЛ
ВИДЫ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ПРИЁМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Концепции развития количественных представлений в дошкольном возрасте
Профессиональные задачи к экзамену
№ 1
Дети придумывают задачи на вычитание. Вот одна из задач: На ветке сидело 7 птиц, одна улетела. Сколько птиц стало на ветке?
1. Какую ошибку допустили дети?
2. Как избежать этой ошибки в дальнейшей работе?
2-й уровень. Какая работа проводится на I и II этапах по обучению детей решению и составлению задач?
3-й уровень. Другие точки зрения на методику обучения детей составлению и решению задач?
№2
В старшей группе на занятии по математике в ноябре месяце дети с места считали шепотом поставленные воспитателем на наборное полотно машинки, многие при этом указывали на каждый предмет пальцем. Количество машин дети называли безошибочно.
Вопросы:
1. Соответствуют ли навыки детей возрастным возможностям?
2. Какую работу должен провести воспитатель, чтобы научить детей считать про себя?
2-й уровень. Элементы счета, методика работы по усвоению правил счета.
3-й уровень. Альтернативные методики обучения детей счету.
№3
Родители девочки обратились к воспитателю: "Наша дочка через год пойдет в школу, а она не знает цифр и не умеет их писать. Считает хорошо только до 10, а дальше путает числа. Решает задачи она только на пальцах. Достаточно ли таких знаний для поступления в школу"?
Вопросы:
1. Как Вы смогли бы ответить на этот вопрос?
2. С каким уровнем знаний о количестве должен поступать ребенок в школу?
3. Какие навыки учебной деятельности должны быть сформированы у старшего дошкольника?
2-й уровень. Знакомство детей с цифрами /Р.П.Чуднова, Л.Цидилина/.Перепетайло Н.
3-й уровень. Методика работы по запоминанию детьми чисел Е.В.Соловьевой.
№ 4
Воспитатель подготовительной группы, планируя занятие по закреплению умений детей сравнивать смежные числа в пределах 8 на конкретном материале, просматривает итоги предыдущего занятия. Внимание привлекла следующая запись: Оля, Ира и Нина плохо считают, часто ошибаются, неправильно отвечают на вопросы, в частности на вопрос "на сколько больше или меньше то или иное число?".
1-й уровень.
1. Как учесть знания детей при планировании следующего занятия?
2. Какие дидактические игры могут помочь в устранении ошибок?
3. Какие знания не усвоены детьми?
2-й уровень. Придумайте игровые упражнения на понимание отношений между смежными числами.
3-й уровень. Взгляды Ф.Н.Блехер, В.Лаксон, Р.Грина на восприятие детьми числа.
№5
В игре "Назови соседей" детям предлагается выложить карточки с числами-соседями названного педагогом числа. Витя положил перед собой карточки 5 и 6,после того, как педагог назвал число 4. И каждый раз, после того как назывались числа, он выкладывал карточки с числами, которые идут после названного.
Воспитатель поправляет Витю, просит назвать числа по порядку. Мальчик правильно называл последовательность чисел. Но когда его просили назвать число, которое стоит перед данным, ребенок называл числа наугад.
1-й уровень.
1. Какие навыки сформированы у мальчика?
2. Какая программная задача не усвоена им. Назовите возможные причины пробела в знаниях ребенка.
2-й уровень. Составьте план индивидуальной работы с ребенком.
3-й уровень. Какая работа, предложенная Е.В.Соловьевой, способствует запоминанию числительных по порядку?
№ 6
В подготовительной группе было несколько мальчиков, которые очень увлекались математикой. Они часто придумывали интересные задачи, которые обсуждались со всеми детьми, а наиболее оригинальные задачи воспитатели записывали в специальную тетрадь.
1-й уровень.
1. Правильно ли действовали воспитатели?
2. В чем должен состоять индивидуальный подход к таким детям на занятиях и в повседневной жизни?
2-й уровень. Обучение детей составлению и решению задач, этапы работы.
3-й уровень. Задачи на нахождение изначального числа.
№7
Иногда в подготовительной группе встречаются дети, которые не могут самостоятельно придумать арифметическую задачу, повторить ее условие и ход решения.
Между тем эти дети сообразительны, о чем можно судить по таким фактам: при решении задач они изобретают свои варианты ответов, фантазируют при составлении рассказов.
1-й уровень.
1.Чем может быть вызвана пассивность на занятии по математике?
2. Как учитывать эти особенности воспитателю?
2-й уровень. Этапы в обучении детей составлению и решению задач.
3-й уровень. Методика работы по закреплению умений решать задачи, записывание их с помощью цифр /использование математических кубиков/.
№ 8
Оценивая действия детей в процессе выполнения заданий, педагог говорит:
- Да, ты сегодня хорошо считала, почти не ошибалась.
- Умница, Юленька, как аккуратно нарисовала квадрат, нигде квадрат не сошел с линеечек.
- Катя, ты сегодня хорошо считала, но вот при решении задач допускала ошибки.
- Да, Олег, ты сегодня быстрее сложил узор, чем вчера.
- Что по-твоему, Вася, тебе сегодня особенно удалось? А что еще не совсем получилось?
1-й уровень.
1.Какую характеристику Вы можете дать указаниям педагога?
2. В чем важность таких оценок?
3. В какой возрастной группе это происходило?
2-й уровень. Организация занятий по математике в подготовительной группе?
3-й уровень. Обучение детей подготовительной группы умению анализировать свою работу. Важность самооценки в подготовке детей к школе.
№9
В 1-й части занятия дети с помощью воспитателя вспомнили, как на предыдущем занятии они составляли группу карандашей разного цвета. "Сколько нужно взять карандашей, если я назову число 6? Миша, возьми столько же карандашей, и расскажи, сколько карандашей каждого цвета и сколько всего?" - предлагает педагог.
Далее он предлагает составить группу из 7 предметов, подобрать разные по высоте домики и задает вопросы.
1-й уровень.
1.В какой последовательности нужно предлагать вопросы и как их формулировать?
2. Какая программная задача решалась в этой части занятия?
2-й уровень. Какие Вы можете назвать игровые упражнения для закрепления знаний?
В какой возрастной группе проводилась работа?
3-й уровень. Для чего необходимо проводить работу в подготовительной группе?
№10
Для подвижной игры "Автомобили и гаражи" воспитатель в разных местах участка прикрепляет числовые карточки, нa которых наклеено от одного до 5 кружков, это номера гаражей. Детям он раздает по одной карточке на которой наклеены от одного до пяти треугольников - это номера машин. По сигналу педагога автомобили, двигающиеся в разных направлениях должны приехать в своей гараж, на номере которого столько же кружков, сколько треугольников на номере машины. Игра повторяется 3 раза, каждый раз по указанию воспитателя дети обмениваются карточками.
1-й уровень.
1. С какой целью проводилась игра?
2. Как вы объясните детям правила игры?
3. Как будете проверять правильность выполнения задания.
2-й уровень. Назовите игры и упражнения, помогающие решать аналогичные задачи обучения в средней группе.
3-й уровень. Методика Т.И.Ерофеевой, Е.В.Сербиной по обучению детей счету.
№11
На доске педагог нарисовал слева 3 маленькие, а справа 2 большие груши, и спросил детей, где больше груш? Дети ответили, что справа. Педагог вместе с детьми сосчитал груши: под рисунками написал цифры: 3 и 2. и что больше? 3 или 2? " - 3 больше!" - ответили дети. "Где больше груш: слева или справа?" - повторил вопрос педагог. "Справа" - "Почему". Дети объяснили воспитателю, что справа большие груши, а слева маленькие.
1-й уровень.
1. Какое Вы можете дать обоснование ответам детей?
2. С какого возраста детям становится доступно понимание независимости числа предметов от величины?
2-й уровень. При каких условиях дети могут преодолеть так называемый "феномен Пиаже?"
3-й уровень. Придумайте игровые упражнения, способствующие пониманию детьми независимости числа, используя 5 методических приемов.
№ 12
Ребенок средней группы пересчитывает матрешек, дотрагиваясь рукой до каждой матрешки. "Раз матрешка, два матрешка, три матрешка, четыре, пять".
На вопрос воспитателя: "Сколько всего матрешек ?" он начинает пересчитывать их снова.
Вопросы:
1.Правильно ли ребенок считал?
2.Каковы причины ошибок?
3.Назовите, какие навыки счета должны быть сформированы у детей средней группы к концу года?
2-й уровень. Ошибки воспитателя, детей, допускаемые при счете.
3-й уровень. Альтернативные методики обучения детей счету.
№ 13
В среднюю группу вновь открывшегося ДОУ пришли дети с разными математическими знаниями. Одни дети умели правильно считать до трех, другие пересчитывая стоящие перед ними игрушки, пропускали некоторые и не могли ответить на вопрос:
"Сколько?", не прибегая в счете к помощи руки; третьи не могли назвать числа по порядку, сбивались при счете игрушек. Были дети, которые хорошо называли числа до 5 и дальше, но нe могли сосчитать стоящие перед ними предметы.
Вопросы:
1. Объясните, почему у детей одного и того же возраста наблюдаются разные навыки счета.
2. С чего нужно начать работу по обучению счету в данной возрастной группе?
3. Какие навыки счетной деятельности должны быть сформированы у детей средней группы к концу года?
№14
Воспитатель предлагает детям средней группы поиграть в игру "Магазин без продавцов". В магазине /на столе воспитателя/ разные по форме и в разном количестве игрушки, предметы. Дети - покупатели получают чек-карточку, на котором изображены кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники в количестве от 1 до 5. Они покупают /выбирают/ столько игрушек, предметов, сколько фигур на чеке-карточке. Ребенок получает покупку в том случае, если правильно подобрал количество и описал форму купленного товара.
1-й уровень.
1. Какие программные задачи решаются в этой игре?
2. Какое место в занятии по математике может занимать такая дидактическая игра?
3. Перечислите, в каких видах деятельности можно закреплять эти знания?
2-й уровень. Обучение отсчитыванию. Счет с участием различных анализаторов.
3-й уровень. Придумайте игры, упражнения, способствующие закреплению знаний детей о количестве
№15
В конце года в старшей группе воспитатель проводит в начале занятия игру "Считай дальше". Вызванные дети называют числа по порядку от того числа, которое назовет взрослый. От одного до 10 называли числа быстро, и никто из детей не допускал ошибок. Но когда воспитатель изменил задание и предложил называть числа в обратном порядке - от 10 до 1, начали путать последовательность чисел, темп игры значительно замедлился.
Вопросы:
1. Какова цель данной игры?
2. Соответствовало ли поведение детей в игре уровню знаний по математике для старшей группы?
3. Почему дети затруднялись в назывании чисел в обратном порядке?
2-й уровень. Обучение детей обратному счету по программе "Радуга".
3-й уровень. "Стосчет" Н.А.Зайцева, методика работы.
№16
Воспитатель предложил детям в 1 части занятия посмотреть на наборное полотно, на верхней полоске которого 5 яблок. "Одно яблоко упало. Мы поместили его на нижнюю полоску. Сколько яблок на верхней полоске? Сколько яблок на нижней полоске? Сколько всего яблок? Из каких чисел можно составить число 5?" - спрашивает воспитатель. Вызванный ребенок отвечает: "Число 5 можно составить из 1-го яблока и 4-х". Далее воспитатель переносит еще 1 яблоко с верхней полоски на нижнюю и задает те же вопросы. Перемещая яблоки сверху вниз, воспитатель показывает, как можно составить число 5. Затем убирает наборное полотно и предлагает детям назвать, из каких 2-х меньших чисел можно составить число 5. Каждый вызванный ребенок вспоминает только один вариант, причем вместе с числом дети называют предметы, например,: "Составить число 5 можно из 3-х яблок и одного" и т.п.
1-й уровень.
1.Какая программная задача решалась в описанном фрагменте занятия?
2. Как вы оцените объяснение и показ воспитателя?
3. В какой последовательности должно вестись изучение состава чисел?
2-й уровень. Какое значение имеет работа по обучению детей 7 года жизни составу числа?
3-й уровень. Методика работы В.Лаксон, Р.Грина, Ф.Н. Блехер по обучению детей составу числа из 2 меньших чисел.
№ 17
Слева на доске 9 квадратов, которые находятся на расстоянии друг от друга, справа 10 квадратов, объединенных в одну фигуру. Отвечая на вопрос, поровну ли квадратов в левой и правой части доски, большинство детей сказали, что слева квадратов больше, чем в правой. Другие дети предложили проверить, нарисовав квадраты друг под другом. Третьи - провести стрелочки.
1-й уровень.
1. Какие особенности восприятия проявились в ответах детей? Как называется такое явление в психологии?
2. Какая работа с детьми поможет преодолеть им аналогичные затруднения?
2-й уровень. Какие вы можете для этого предложить упражнения?
3-й уровень. Придумать игровые упражнения, способствующие пониманию детьми независимости числа, используя 5 методических приемов.
№18
При решении задачи мальчик рассуждает следующим образом:
" На аэродроме было 6 самолетов и еще 2 прилетело. Мне нужно узнать, сколько всего стало на аэродроме самолетов. 6 да 1- это 7, 7 да еще 1 - это 8, к 6 прибавить 2 получится 8. Значит, на аэродроме 8 самолетов стало".
1-й уровень.
1. Верно ли рассуждал мальчик, решая задачу?
2. Каким приемом он пользовался при решении этой задачи?
3. На каком этапе идет работа над арифметическим действием?
2-й уровень. Сформулируйте программную задачу к этой части занятия.
3-й уровень. Методика обучения детей составным задачам.
Билеты
Блок №1
1.Концепции развития количественных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Содержание работы по развитию количественных представлений в дошкольном возрасте
3.Использование палочек Кюизенера как универсального множества для познания чисел.
4. Пособия для развития количественных представлений, представлений о числе и счёте, требования к подбору и оформлению
Блок №2
1. Формирование представлений о множестве.
1.1 Выделение отдельных предметов из группы и составление групп из отдельных предметов.
1.2 Нахождение много и одного предмета в окружающем
2 Сравнение двух множеств по количеству приёмами наложения и приложения
3.Развитие представлений о количественном счёте
4.Развитие представлений о порядковом счёте
Блок № 3
1. Счёт с участием различных анализаторов
2. Счёт групп предметов
3. Знакомство детей с цифрами
4. Изучение состава числа из единиц
Блок № 4
1. Изучение состава числа из двух меньших чисел
2. Виды арифметических задач
3. Этапы работы над арифметическими задачами
4. Особенности усвоения дошкольниками арифметических задач
Блок № 5
1 Приёмы работы над арифметическими задачами на каждом этапе обучения (4 этапа)
Преподаватель ТИХОМИРОВА Н.Д.