Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре

Решение типичных задач, предлагающихся в первом семестре

Линейная алгебра

Пример 1. Решить систему линейных уравнений: 1) методом Крамера;

2) методом Гаусса; 3) с помощью обратной матрицы.

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение.

1) Метод Крамера. Вычислим главный определитель системы:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Так как D¹0, то система имеет единственное решение, которое можно найти по формулам Крамера:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

где Dx, Dy, Dz получаются из определителя D путем замены 1-го, 2-го или 3-го столбца, соответственно, на столбец свободных членов.

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Таким образом, Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

2) Метод Гаусса. Запишем систему в матричной форме, переставив местами 1-е и 3-е уравнения: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru
Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Вычтем из второго уравнения первое уравнение, умноженное на 2. Из третьего уравнения вычтем первое уравнение, умноженное на 5.

Получим: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru Вычтем из третьего уравнения второе, умноженное на 11: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Мы получили систему: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Из последнего уравнения находим z = -194 / 97= -2.

Подставим z во второе уравнение и найдем y = -17 + 20 = 3.

Подставив y и z в первое уравнение, найдем x = 1 – 6 + 6 = 1.

3) Решим систему с помощью обратной матрицы.

Для этого запишем ее в матричном виде: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru ,

где Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru - главная матрица системы, Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru - столбец неизвестных и Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru - столбец свободных членов.

Так как главный определитель системы Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru , то основная матрица системы А имеет обратную матрицу А-1. Для нахождения обратной матрицы А-1, вычислим алгебраические дополнения ко всем элементам матрицы А, причем алгебраические дополнения к строкам матрицы А запишем в соответствующие столбцы:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Из полученных чисел составим матрицу и разделим ее на определитель D. Таким образом, мы нашли обратную матрицу:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение системы находим по формуле: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Векторная алгебра

Пример 2. Дана пирамида ABCD: A( 2; 4;-1 ), B( 3; 2; 0 ), C( 1;-3; 2 ),

D( 5;-1; 3 ). Найти: 1) угол BCD; 2) площадь грани ABC; 3) объем пирамиды.

Решение.

1) Найдем координаты векторов Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru и Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru , образующих угол Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru :

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Угол BCD найдем по формуле: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru , где Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru -скалярное произведение векторов Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru и Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru . Таким образом,

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Следовательно, Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Площадь грани ABC находим по формуле Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

где Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru - векторное произведение векторов Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru и Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru .

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Следовательно, Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Объем пирамиды находим по формуле: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru где

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru -смешанное произведение векторов Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru и Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Ответ: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Аналитическая геометрия

Пример 3. Дан треугольник A( 2; 7 ), B(-5; 7 ), C( 5; 3 ). Найти:

1) уравнения сторон; 2) уравнение и длину медианы AM; 3) уравнение и длину высоты BD; 4) уравнение биссектрисы AK; 5) точку пересечения медианы AM с высотой BD и угол между ними.

Решение.

1) Уравнения сторон AC и BC находим используя уравнение прямой, проходящей через две точки: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Уравнение AB находится еще проще. Нужно только заметить, что вторая координата точек A и B одинакова и равна 7.

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

2) Найдем точку M – середину стороны BC:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Длину медианы найдем как расстояние между двумя точками:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

3) Определим угловой коэффициент стороны AC. Для этого уравнение

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Составим уравнение высоты BD, используя уравнение прямой, проходящей через заданную точку B и с угловым коэффициентом k:

y – y0 = k×( x - x0 ).

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Длину высоты BD найдем как расстояние точки B до прямой AC по формуле:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

4) Найдем основание биссектрисы (точку K), используя то, что точка K делит отрезок BC на части, пропорциональные прилежащим сторонам треугольника:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru Для нахождения координат точки K используем формулы деления отрезка в данном отношении:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Составим уравнение AK, используя координаты точек A и K:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

5) Найдем точку О пересечения медианы AM с высотой BD, решив систему:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Итак, точка O имеет координаты: O( 23; 28 ).

Для нахождения угла между прямыми линиями BD и AM воспользуемся формулой:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Математический анализ

Предел функции

Пример 4. Найти предел Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение. Для раскрытия неопределенности вида Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru разделим числитель и знаменатель дроби на старшую степень x (т.е. на x2). Получим:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Ответ: 4/3.

Пример 5. Найти предел Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение. При подстановке вместо x числа 2 мы получаем неопределенность вида Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru . Для раскрытия этой неопределенности сначала избавимся от иррациональности в знаменателе дроби, а затем разложим выражения, стремящиеся к нулю, на множители:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Ответ: 9,6.

Пример 6. Найти предел Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение. Мы имеем дело с неопределенностью вида Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru .

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

так как Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru (первый замечательный предел).

Ответ: 1.

Производная функции

Производной функции y = f (x) в точке x называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Таблица производных:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Основные правила дифференцирования:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Пример 7. Найти производную функции Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение.

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Ответ: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Пример 8. Найти производную y¢(x) неявной функции:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение. Продифференцируем данное равенство по x:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Раскроем скобки:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Ответ: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Пример 9. Найти производную функции Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение. Логарифмируя данное равенство, получим неявную функцию:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Дифференцируем данное равенство по x и находим y¢(x):

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Ответ: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Пример 10. Найти производную y¢(x) функции, заданной параметрически:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение. Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Ответ: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Пример 11. Вычислить Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru приближенно, с помощью дифференциала.

Решение. Рассмотрим функцию Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Пусть Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Для нахождения Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru воспользуемся формулой:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru где Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru - дифференциал функции.

Таким образом, Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Ответ: 2,019.

ЧАСТЬ II

Программа 2-го семестра

(экзамен)

1. Понятие монотонности функции. Достаточные условия возрастания и убывания функции.

2. Понятие экстремума функции. Необходимое условие экстремума.

3. Достаточные условия экстремума.

4. Выпуклость, вогнутость графика функции. Точки перегиба.

5. Достаточные условия выпуклости, вогнутости. Необходимое и достаточное условия перегиба.

6. Асимптоты плоской кривой. Нахождение вертикальных, горизонтальных и наклонных асимптот.

7. Полное исследование функции и построение ее графика.

8. Первообразная функции. Теорема об общем виде всех первообразных. Понятие неопределенного интеграла.

9. Свойства неопределенного интеграла. “Неберущиеся” интегралы.

10. Таблица интегралов.

11. Простейшие приемы интегрирования. Подведение множителя под знак дифференциала.

12. Замена переменной в неопределенном интеграле.

13. Интегрирование по частям в неопределенном интеграле.

14. Интегрирование выражений, содержащих квадратный трехчлен в знаменателе.

15. Интегрирование тригонометрических функций.

16. Задача о площади криволинейной трапеции.

17. Определение определенного интеграла.

18. Основные свойства определенного интеграла.

19. Формула Ньютона-Лейбница.

20. Замена переменной в определенном интеграле.

21. Интегрирование по частям в определенном интеграле.

22. Вычисление площадей с помощью определенного интеграла.

23. Вычисление длины дуги плоской кривой.

24. Вычисление объема тела с известным поперечным сечением.

25. Объем тела вращения.

26. Несобственные интегралы первого рода.

27. Несобственные интегралы второго рода.

28. Определение функции нескольких переменных, ее геометрический смысл.

29. Область определения функции нескольких переменных.

30. Линии уровня функции двух переменных, их геометрический смысл.

31. Частные производные первого порядка.

32. Производная по направлению и градиент функции нескольких переменных, их геометрический смысл.

33. Дифференциал функции нескольких переменных и его применение к приближенным вычислениям.

34. Частные производные высших порядков.

35. Экстремум функции нескольких переменных. Необходимое условие экстремума.

36. Достаточное условие экстремума функции двух переменных.

37. Дифференциальные уравнения. Определение порядка дифференциального уравнения, решения, общего решения и частного решения.

38. Задача Коши.

39. Дифференциальные уравнения первого порядка. Уравнения с разделяющимися переменными.

40. Однородные дифференциальные уравнения первого порядка.

41. Линейные дифференциальные уравнения первого порядка.

42. Линейные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами.

Неопределенный интеграл

Таблица интегралов;

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Свойства неопределенного интеграла:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Формула интегрирования по частям:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре

Пример 12. Найти неопределенный интеграл Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение. Умножим и разделим подынтегральную функцию на 4 и внесем множитель 4x3 под знак дифференциала:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Ответ: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Пример 13. Найти неопределенный интеграл Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение. Произведем замену переменной Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru . Тогда

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Ответ: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru .

Пример 14. Найти неопределенный интеграл Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru .

Решение. Воспользуемся формулой интегрирования по частям. Для этого обозначим x через u, а e2xdx через dv:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Ответ: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Определенный интеграл

Пример 15. Вычислить площадь земельного участка, ограниченного линиями:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение. Построим данные линии в декартовой системе координат:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Рис. 1.

Земельный участок изображен заштрихованным. Найдем точку А пересечения параболы с прямой y = x - 1. Для этого решим систему:

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Таким образом, Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Искомую площадь найдем по формуле: Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Решение типичных задач, предлагающихся во втором семестре - student2.ru

Ответ: 27(ед2).

Наши рекомендации