Требования к уровню подготовки учащихся

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По математике

дляученика 1 класса

Титова Аркадия

Составитель:

Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учётом особенностей развития неслышащих обучающихся. Индивидуальная рабочая программа разработана на основе адаптированной типовой учебной программы по математике, на основе авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой «Математика».

Цели и задачи:

· закладывать основы для формирования приёмов умственной деятельности.

· формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;

· воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;

· проведение несложных систематизации, примеров;

· устанавливать причинно-следственные связи, закономерности;

· формирование у учащегося математических представлений о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел;

· формировать умение у слабослышащего школьника проводить анализ, сравнение, классификацию объектов.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБС(К)ОУ на 2015 – 2016 учебный год рассчитана на 132 часа (33 учебных недели в году).

Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями ученика, имеющего нарушение слуха. У данного учащегося имеется кохлеарный имплант, поэтому он относится к категории слабослышащих. Бедность речевого запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывают отпечаток на ход развития познавательной деятельности: минимальный объем знаний, нарушение всех аспектов устной речи, ограниченность словарного запаса, недоразвитие словесно-логического мышления, искажение пространственных представлений, несформированность абстрактного мышления.

Коррекционными задачами на уроке математики являются следующие:

§ создание слуховой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции слабослышащих учащихся;

§ использование ЗУА;

§ использование различных форм речи;

§ применение табличек с речевым материалом;

§ осуществление коррекции звуко-произносительной стороны речи учащегося;

§ применение дифференцированного подхода.

Специфика организации обучения: создание слухоречевой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции неслышащего учащегося; использование ЗУА, дактильной формы речи, широкое применение табличек с речевым материалом; помощь учителя; опора на сохранные анализаторы; формирование речи в коммуникативной функции и использование специальной методики обучения глухих со сложным дефектом языку на всех уроках; применение жестовой речи. Специфика овладения глухими детьми речью отражена в рабочей программе выделением речевого материала: в календарно-тематическом планировании (предметные термины, речевые обороты, фразы, обязательные для понимания). Знаком * помечен материал, обязательный только для понимания.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический, алгебраический материал. В связи со спецификой математического материала большое значение в программе придаётся учёту возрастных и индивидуальных способностей. Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Знаниями, умениями и навыками, предусмотренными в программе, учащийся с ОВЗ овладевает под руководством и с помощью учителя и с опорой на речевые таблички, иллюстрации.

Информация об УМК:

М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2011. – 112с.: ил., утверждённым приказом № _____ по школе-интернату №31 от __________________

Основными технологиями обучения математики являются:

· личностно-ориентированная технология;

· здоровьесберегающая;

· коррекционно-развивающая;

· игровая технология;

· использование электронно-образовательных ресурсов;

Форма организации познавательной деятельности – индивидуальная.

Характеристика учащегося.

У ребенка IV степень тугоухости, он кохлеарно имплантирован. У ученика помимо нарушения слуховой функции имеются различные нарушения в развитии, в том числе ДЦП.

По развитию навыка чтения с губ: понимание резко ограниченно.

Показатели внимания – ниже возрастной нормы. Внимание неустойчиво, переключаемость на очень низком уровне.

Объём кратковременной и долговременной памяти не соответствует возрасту.

Уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления не соответствует возрасту. На невербальном уровне не может даже с помощью взрослого устанавливать причинно-следственные связи и отношения.

Мотивация к обучению отсутствует, самоконтроль отсутствует.

Трудности в обучении. В связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата у ребенка отмечается ряд трудностей, а именно:

1. Невозможность использовать письменную речь.

2. Предъявляемая информация в виде табличек и картинок усваивается с трудом.

3. Трудности при дактилировании и проговаривании предъявляемого речевого материала.

Уровень сформированности познавательных интересов низкий. Основной способ предъявления речевого материала – устно-дактильный с использованием письменных речевых табличек, а также жестовая речь. Дактилологию самостоятельно не использует, путает дактилемы. Мальчик не соотносит дактилему со звуком. Отсутствуют все виды речи, кроме бытовой жестовой на примитивном уровне.

Способность и мотивация к обучению очень низкая. Скорость формирования новых навыков крайне низкая.

Каждый предмет вызывает у Аркадия очень большие трудности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

I четверть (36 часов)

ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (7 часов).

Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных)

Сравнение предметов по размеру (больше - меньше) и форме (круглый, квадратный, треугольный.)

Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу, слева, справа.

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ.

Цифры и числа 1 – 5 (15 часов).

Название, обозначение, последовательность чисел.

Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному.

Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «-», «=».

Понятия «равенство», «неравенство».

Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.

Требования к уровню усвоения материала.

Ориентироваться в понятиях: «одинаково», «столько же», «больше», «меньше», «много», «мало», «круглый», «квадратный», «треугольный», «вверху», «внизу», « слева», «справа»), подкладывая речевые таблички.

Сравнивать и определять место каждого числа в натуральном ряду. Набирать нужное количество предметов в пределах 5.

Считать от 1 до 5, используя речевые таблички.

Сопоставлять количество предметов с цифрой.

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков.

Определять место каждого числа в этой последовательности, в том числе и место числа 0 среди изученных чисел с помощью учителя.

Писать цифры. Соотносить цифру и число.

Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения: «>», «<», «=».

II четверть (28 часов)

Цифры и числа 6-9. Число 0. Число 10 (14 часов).

Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых.

Название, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.

Количественный счет по одному с использованием наглядного материала.

Сравнение групп предметов по количеству (одинаково, столько же, больше, меньше) с помощью учителя.

Повторение пройденного.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. Сложение и вычитание (28 часов).

Сложение и вычитание вида: +(-)1.

Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание.

Присчитывание и отсчитывание по 1.

Повторение пройденного.

Требования к уровню усвоения материала.

Считать от 1 до 10, используя речевые таблички , палочки.

Сопоставлять количество предметов с цифрой.

Определять место каждого числа в этой последовательности, в том числе и место числа 0 среди изученных чисел с помощью учителя.

Писать цифры. Соотносить цифру и число.

Соотносить цифровое и словесное обозначение чисел с опорой на речевые таблички.

Выполнять сложение и вычитание вида: +(-)1.

Присчитывать и отсчитывать по 1.

III четверть (36 часов)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. Сложение и вычитание (продолжение) (26 часов).

Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых.

Название, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.

Сложение и вычитание вида: +(-)2.

Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.

Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание.

Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Требования к уровню усвоения материала.

Считать от 1 до 10, используя речевые таблички, палочки.

Сопоставлять количество предметов с цифрой.

Выполнять вычисления вида +(-) 2.

Отражать содержание задачи в рисунке, записывать решение в виде примера.

Соотносить число с количеством предметов. Соотносить цифровое и словесное обозначение чисел.

IV четверть (32 часа)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 (10 часов).

Нумерация.

Числа от 1 до 20. Название и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка. Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10.

Решать примеры в пределах 10 на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Текстовые задачи в 1 действия. План решения задачи. Запись решения.

Повторение пройденного «Чему научились».

Требования к уровню усвоения материала.

Считать от 1 до 20, используя речевые таблички, палочки, абак.

Сопоставлять количество предметов с цифрой.

Выполнять вычисления вида +(-) 2.

Решать задачи в 1 действие, с помощью учителя.

Оценивать свою работу.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные результаты:

1.Начальные навыки адаптации в школе.

2.Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

3.Принятие образа «хорошего» ученика.

4.Познавательный интерес к математической науке

Метапредметные результаты:

1.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

2.Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметные результаты:

1.Соотносить количество предметов с цифрой.

2.Обозначать действия сложение и вычитание.

3.Считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.

4.Решать примеры в пределах 20 на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

5.Решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания.

Учебно-методические средства обучения.

Список литературы (основной).

1. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. – Москва: Просвещение, 2011. (I часть - 128с.: ил.; II часть – 112с.: ил.).

2. М.И. Моро. Тетрадь по математике. 1 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2011.

Список литературы (дополнительный).

1. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 1 класс: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2011.

2. В.Г. Сухова. Методика преподавания математики в школе для

неслышащих. - М.: Просвещение, 1991.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

1. звукоусиливающая аппаратура «Биомедилен». Класс слухо-речевой КСР-01;

2. компьютер;

3. интерактивная доска SMART BOARD;

4. таблички с речевым материалом;

5. карточки с заданиями;

6. дидактические пособия;

7. презентации Power Point.

I четверть (36 часов)

Тема Характеристика деятельности учащихся Речевой материал Часы Часы самостоятельной работы Сроки
план факт
  1.     2.     3.     4.   5.   ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Счет предметов Сравнение предметов по размеру (больше – меньше) Сравнение предметов по форме (круглый, квадратный, треугольный.) Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом.   Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу, слева, справа.   Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же.   ЧИСЛА ОТ 1 ДО 5 ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ. Цифры и числа 1 – 5. Название, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «-», «=». Понятия «равенство», «неравенство». Знаки «>», «<», «=». Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых. Ориентироваться в понятиях: «одинаково», «столько же», «больше», «меньше», «много», «мало», «круглый», «квадратный», «треугольный», «вверху», «внизу», « слева», «справа», подкладывая речевые таблички.   Сравнивать и определять место каждого числа в натуральном ряду. Набирать нужное количество предметов в пределах 5. Считать от 1 до 5, используя речевые таблички. Сопоставлять количество предметов с цифрой. Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков. Определять место каждого числа в этой последовательности, в том числе и место числа 0 среди изученных чисел с помощью учителя.   Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.   Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения: «>», «<», «=».   Использовать знаки «+», «-», «=».   Название чисел от 1 до 5.   Считай от 1 до 10 по одному *   Тут больше, тут меньше.*   Круглый*, квадратный*, треугольный.*   Вверху,* внизу*, слева*, справа.*     Сколько карандашей (ручек).*   Плюс,* минус,* равно*, будет.*   Четыре плюс один равно пять.*   Больше, меньше, равно. Один меньше, чем два.     Два это один и один. Три это один и два. Пять это три и два. Пять это три плюс два. Считай от 1 до 5. Считай от 5 до 1.                  
      ИТОГО:    

II четверть (28 часов)

Тема Характеристика деятельности учащихся Речевой материал Часы Часы самостоятельной работы Сроки
план факт
1.     2.     3.   4.     5.     Цифры и числа 6-9. Число 0. Число 10   Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых.   Название, обозначение, последовательность чисел.   Чтение, запись и сравнение чисел.   Количественный счет по одному с использованием наглядного материала. Сравнение групп предметов по количеству (одинаково, столько же, больше, меньше) с помощью учителя. Повторение пройденного. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. Сложение и вычитание   Сложение и вычитание вида: +(-)1. Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание.   Присчитывание и отсчитывание по 1.   Повторение пройденного.       Считать от 1 до 10, используя речевые таблички , палочки. Сопоставлять количество предметов с цифрой с помощью учителя. Определять место каждого числа в этой последовательности, в том числе и место числа 0 среди изученных чисел с помощью учителя.   Писать цифры. Соотносить цифру и число.   Соотносить цифровое и словесное обозначение чисел с опорой на речевые таблички.     Выполнять сложение и вычитание вида: +(-)1.   Присчитывать и отсчитывать по 1.   Название чисел от 1 до 10.   Возьми*, дай три яблока (конфеты и т.д.)* Напиши число «четыре».* Прочитай число.*     Пять плюс один будет шесть.*   Семь минус один будет шесть.*   Один плюс два будет три.   Три минус два равно один.   Плюс, минус.* Прибавить, *отнять*.   Прибавляй по одному*.   Отнимай по одному *              
ИТОГО: 28 (64)
                     

III четверть (38 часов)

Тема Характеристика видов деятельности учащихся Речевой материал Часы Часы самостоятельной работы Сроки  
план факт
  1.   2.     3.     4.   5.     ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. Сложение и вычитание (продолжение) (26 часов).   Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых.   Название, обозначение, последовательность чисел.   Чтение, запись и сравнение чисел.   Сложение и вычитание вида: +(-)2.   Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.   Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание.     Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.     Считать от 1 до 10, используя речевые таблички , палочки. Сопоставлять количество предметов с цифрой с помощью учителя. Определять место каждого числа в этой последовательности, в том числе и место числа 0 среди изученных чисел с помощью учителя.     Выполнять вычисления вида +(-) 2 с помощью учителя.     Отражать содержание задачи в рисунке, записывать решение в виде примера.   Название чисел от 1 до 10.   Возьми*, дай шесть яблок (конфеты и т.д.)* Напиши число «семь».* Пять плюс один будет шесть.* Семь минус один будет шесть.* Прибавляй по одному (по два).* Отнимай по одному (по два, по три).   Столько же. Нарисуй* (положи, дай и т.д.) столько же машинок.* Столько же*, Задача*. Вопрос*. Прочитай вопрос.* Прочитай задачу.* Нарисуй.* Было.* Взял (-а, -и).* Стало.* Решение.*            
ИТОГО: 38 (102)
                     

IV четверть (29 часов)

Тема Характеристика видов деятельности учащихся Речевой материал Часы Часы самостоятельной работы Сроки
план факт
    1.   2.   3.     4.     ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 (10 часов). Нумерация.   Числа от 1 до 20. Название и последовательность чисел.   Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.   Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10.   Решать примеры в пределах 10 на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.   Текстовые задачи в 1 действия. План решения задачи. Запись решения.   Повторение пройденного «Чему научились».       Называть числа от 1 до 20 с опорой на речевой материал. Записывать числа от1 до 20 цифрой и словом. Записывать числовой ряд от 1 до 20. Решать примеры в пределах 10 на сложение и вычитание с помощью учителя. Читать задачу и выполнять к ней рисунок с помощью учителя. Записывать решение в виде примера с помощью учителя. Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания.   Решать задачи в 1 действие, с помощью учителя. Оценивать свою работу.     Название чисел от 1 до 20.   Возьми*, дай 17 пуговиц (карандашей и т.д.)* Напиши число «пятнадцать».*   Пример. Напиши пример.*Реши пример.* Сколько получилось? *Получилось ….*   Прочитай задачу. * Нарисуй. * Напиши решение.* Я решил задачу.*   Я ошибся. У меня ошибка. Я исправил ошибку.          
      ИТОГО: 29 (131)
                 
  • В календарно-тематическом плане отражено количество часов с учётом реальных условий прохождения учебной программы: сокращение количества часов из-за праздничных дней компенсируется за счёт уплотнения часов, отведенных на повторение пройденного материала (1 час).

Наши рекомендации