IIІ. Работа по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Давайте, как всегда, начнём наш день с улыбки. Возьмитесь за руки, пожелайте друг другу успехов и хорошего настроения.
ІІ Актуализация знаний
1.Слово учителя
-Путешествуя в сказку, мы встретили ещё одного сказочного героя, который поможет сегодня вам, ребята, в изучении новой буквы. Послушайте отрывок из сказки и постарайтесь определить, кто пришёл к нам в гости.
Звучит отрывок.
«– Чиполлино, – сказал на прощание отец, – теперь ты уже большой и можешь сам о себе подумать. Отправляйся странствовать по белу свету, поучись уму-разуму.
– Как же мне учиться? Книжек у меня нет, да и купить их не на что.
– Не беда, жизнь научит.
Попрощавшись с дядей, матерью и братьями, Чиполлино завязал свои вещи в узелок и пошёл куда глаза глядят, и, должно быть, выбрал верный путь».
-К нам в гости пришёл Чиполлино из сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Это самый смелый, весёлый герой. Он большой выдумщик и любит играть, загадывать загадки, но он хочет у вас научиться тому, что вы знаете и умеете. Тот, кто выполнит все задания Чиполлино без ошибок, и станет его другом, как Вишенка и Редиска.
II. Целеполагание
1. Слово учителя.
- Тему нашего урока Чиполлино спрятал в загадке. Отгадав её, вы узнаете, о какой букве пойдёт речь на этом уроке.
Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
-Это загадка про букву «ч».
-Правильно. Сформулируйте тему нашего урока.
- Тема нашего урока: «Письмо строчной и заглавной букв «Ч ч»
- Правильно
IIІ. Работа по теме урока.
1. Сопоставление печатных и письменных строчных и заглавных букв.
-А вы помните, какое наставление дал Чиполлино его отец?
-Учиться уму-разуму.
-Давайте поможем ему научиться писать букву, с которой начинается его имя, а также слова с этой буквой.
Рассмотрите таблицу и скажите: похожи ли печатная и письменная буквы «Ч ч» « » и есть ли у них разные элементы в написании?
2. Работа с демонстрационной таблицей.
- находят сходство: у печатных и письменных букв «ч» есть вертикальная палочка, идущая сверху вниз.
- находят различия: заглавная письменная буква « » начинается плавным крючком, а у печатной «Ч» этот крючок отсутствует;
– cтрочную письменную букву « » начинают писать с наклоном, потом выписывают «дужку»;
– у заглавной и строчной письменных букв наклонная линия заканчивается закруглением вправо, а у печатной буквы «Ч» этого крючка нет.
– печатную заглавную и строчную «Ч» начинают выписывать, как цифру
« » («уголок» или «стульчик»).
– Есть ли в написании строчной и заглавной письменных букв « », знакомые элементы?
-Да, есть. У заглавной буквы « » есть элементы написания букв «У, И – », а у строчной буквы « » – элементы цифр «1» – «7» – из математики.
Элемент «закругление вправо», который есть у строчной « » и заглавной
« », встречается у 14 строчных изученных букв:
« » и у 11 заглавных письменных букв, изученных ранее: « ».
-Молодцы! А может быть, кто-нибудь попробует рассказать, как написать Ч? Только вот не знает Чиполлино, с заглавной или строчной буквы « » начинается его имя. Кто подскажет?
-С заглавной буквы пишется имя нашего гостя Чиполлино, потому что имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.
-Верно!
Букве поручено важное дело,
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква в предложении в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Буква большая – совсем не пустяк;
В букве большой – уважения знак!
По желанию кто-нибудь из учеников проговаривает написание заглавной буквы «Ч».
3. Письмо букв
-Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки снизу в верхней дополнительной строке, выписываем плавный крючок и т. д.
Учитель рассказывает и показывает по таблице написание первого элемента строчной буквы «ч».
Учитель пишет на доске буквы «Ч ч» и повторяет их написание.
4. Письмо заглавной и строчной «Ч ч».
-Ребята, откройте «Прописи». Вспомним правила поведения при письме. Найдите образцы написания, обведите их и продолжите строчку.
(Два образца с комментированием, остальное – самостоятельно.)
5. Письмо слогов-слияний с «ч» (в прописях) с комментарием на последней строке.
(Самостоятельно.)
ІѴ Закрепление
РАБОТА В ТЕТРАДИ
Минутка каллиграфии
Ча чу чк чн нч
чашка чайник чудо учу птичка точка речной печной птенчик батончик
1. Разбор и запись пары слов «учу -учит» и словарного слова «ученик». Лексическое значение слов. Анализ слога «учу».
-Ребята, а вы знаете правило написания слога «чу»?
- Сочетание «чу» пишем только с буквой «у»! Мягко слышится, но твёрдо пишется!
Учитель выставляет иллюстрацию.
– Теперь, ребята, вы запомните, как дружат «ч» и «у».
2. Составление и письмо слов, работа со словом из словаря.
-Составим слова с «чу». Кто больше? Запишите их в тетрадь, подчеркните орфограмму. Нам поможет таблица:
-Молодцы! А теперь послушайте загадку:
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? …
-Ученик.
-Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку.
Учитель переворачивает карточку со словарным словом «ученик».
- Верно! А кого так называют?
Объяснение лексического значения слова. Учащиеся объясняют.
-Наш выдумщик Чиполлино придумал для вас новое задание: как превратить слово «ученик» в слово «учебник».
-Надо вставить в середину слова согласную «б».
- А если изменить последнюю букву в слове «ученик» на гласную, какое получится слово?
-Слово «учение».
-Этим словом мы можем проверить безударную гласную в слове «ученик». Запишите эти слова в тетради.
На доске образцы.
Ученик, учебник, учение.
Запишите в тетрадь, выделите общую часть(∩).
А ещё давайте запишем имя нашего гостя. Написание всех букв в его имени вам теперь знакомо. Только вот с какой буквы мы запишем имя Чиполлино, помните?
-С заглавной буквы «Ч», так как Чиполлино – это имя, а имена, отчества, фамилии пишутся с большой буквы.
-Посмотрите, как пишется имя нашего героя, оно записано на доске.
Запишите его в тетради самостоятельно, соблюдая правила соединения букв.
Ученики выполняют задание.
Ѵ самостоятельная работа
-Очень понравилось Чиполлино, как вы работали. Он приобрёл сегодня много друзей. Но прежде чем вы расстанетесь с Чиполлино, прочитайте пословицу, которую он записал для вас на доске:
– Как понимаете смысл пословицы?
Дети объясняют.
- Запишите пословицу в тетради, соблюдая все правила соединения букв, интервал между словами.
Учащиеся самостоятельно работают в тетрадках.
Орфографическая зарядка
Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Донецк, ленточка.
– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.
Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
– Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк-, -чн-. Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.
– Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку.)
– Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку.)
– Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку.)
– Подчеркните сочетания -чк-, -чн-. Как они пишутся? (Пишутся без ь.)
III. Подведение итогов.
-Что нового сегодня вы узнали на уроке? Чему научились?
-Узнали, как пишутся строчная и заглавная буквы «ч Ч». Научились писать эти буквы и соединения с этими буквами. Запомнили, как пишется сочетание «чу».
-Какие задания вам понравились? Почему? Что запомнилось? Какие правила повторили?
Учащиеся отвечают.
ІѴ Рефлексия
- Оцените работу одноклассников
- Оцените свою деятельность на уроке
У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.
– Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь.)
– Удалось вам достичь поставленной цели?
– Вы довольны своей работой на уроке?
– Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк-, -чн-, чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.