Понятие предела функции

А.С. Березина, Л.Н. Гавришина, А.Г. Седых

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ

Учебное пособие

Кемерово 2012

УДК 510.2(076)

ББК 74.262

Б48

Рецензенты:

Н.К. Смоленцев, доктор физ.-мат. наук,

профессор кафедры математического анализа

Кемеровского государственного университета;

П.Н. Подкур,канд. физ.-мат. наук, доцент

кафедры высшей и прикладной математики

Кемеровского института (филиал) РГТЭУ

Б48 Березина А.С. Математический анализ: дифференциальное исчисление [Текст] : учебное пособие / А.С. Березина, Л.Н. Гавришина, А.Г. Седых ; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. − Кемерово : Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. – 68 с.

Содержит теоретический материал, необходимый для решения практических заданий, примеры решения типовых задач, варианты контрольной работы, задачи для практических занятий; предложен контрольный тест для самопроверки и список контрольных вопросов.

Предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения.

УДК 510.2(076)

ББК 74.262

© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012

Оглавление

Введение. 4

1 Понятие функции. 6

2 Предел функции. 8

2.1 Понятие предела функции. 8

2.2 Правила вычисления пределов. 11

2.3 Непрерывность функции. 16

3 Производная функции. 18

3.1 Понятие производной и дифференциала. 18

3.2 Правила дифференцирования. 20

4 Использование производных для исследования функций. 23

4.1 Возрастание, убывание функции. Точки экстремума. 23

4.2 Выпуклость, вогнутость функции. Точки перегиба. 24

4.3 Асимптоты графика функции. 25

4.4 Общая схема исследования функции. 26

5 Применение производной в экономических задачах. 29

5.1 Предельные показатели в экономике. 29

5.2 Понятие эластичности. 30

5.3 Оптимальное значение экономических функций. 32

6 Функция двух переменных. 33

6.1 Частные производные. Градиент. 33

6.2 Экстремум функции двух переменных. 35

6.3 Условный экстремум функции двух переменных. 36

7 Варианты контрольной работы.. 38

8 Методические указания для выполнения контрольной работы.. 43

9 Контрольные вопросы для зачета. 51

10 Контрольный тест для самопроверки. 53

11 Задачи для самостоятельного решения. 58

11.1 Понятие функции. 58

11.2 Предел функции. 60

11.3 Непрерывность функции. 61

11.4 Производная функции. 61

11.5 Приложение производной. 63

11.6 Применение производной в экономике. 64

11.7 Функция многих переменных. 66

Список литературы.. 67

Ведение

По государственному образовательному стандарту дисциплина «Математический анализ» относится к обязательным базовым дисциплинам.

Цель изучения дисциплины состоит, во-первых, в изучении основ математического анализа, формировании предусмотренных учебной программой компетенций. Во-вторых, в результате изучения математики студенты должны развить, в частности такие навыки и умения, как логическое мышление, поиск рационального решения любой проблемы.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору пути ее достижения.

· Способность к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства.

· Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.

· Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.

· Способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.

· Способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.

Говоря словами М.В. Ломоносова, «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, самостоятельную работу студентов с изучаемым материалом, половина часов отведенных на изучение предмета приходится на самостоятельную работу. Это следует иметь в виду студентам, приступающим к изучению предмета.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать:Основные понятия методы математического анализа, дифференциальных уравнений.
  • Уметь: использоватьосновные методы математического анализа и дифференциальные уравнения в практической деятельности.
  • Владеть:Навыками математического анализадля исследования и решения экономических задач.

Для того чтобы успешно освоить учебную программу рекомендуем процесс обучения реализовывать в следующей последовательности:

1) хорошо ознакомиться с теоретическим материалом, запомнить формулы и правила, необходимые для решения задач. На этом этапе можно воспользоваться опорным конспектом в данном пособии и учебником. Для запоминания рекомендуем несколько раз написать формулы на бумаге и произнести правила вслух. При этом работает зрительная, моторная и слуховая память;

2) решение примеров по теме рекомендуем начинать с наиболее простых задач и поэтапно переходить к более сложным задачам.

При подготовке к коллоквиуму по теме или экзамену для самоконтроля усвоения учебного материала рекомендуем воспользоваться контрольным тестом.

Для студентов заочного обучения в пособии приведены варианты контрольной работы, номер варианта совпадает с последней цифрой зачетной книжки.

Понятие функции

Математика - это наука о пространственных формах и количественных отношениях действительного мира. К основным понятиям математики относится понятие - величина. Под величиной понимается все, что может быть измерено в окружающем нас мире. В математике безразлична физическая сущность величины. Поэтому выводы математики применимы ко всем величинам вообще. Величины бывают постоянные и переменные. Между переменными величинами может существовать функциональная зависимость.

Переменная величина y называется функцией от переменной величины x ,если каждому значению величины x по некоторому правилу ставится в соответствие определенное значение величины y.

Это обозначается, как Понятие предела функции - student2.ru , при этом величина x называется независимой переменной (аргументом), а y - зависимой переменной, или функцией от Понятие предела функции - student2.ru .

Каждая функция имеет свою область определения, под которой понимается множество всех возможных значений аргумента.

Пример 1.1. Найти область определения функции

Понятие предела функции - student2.ru .

Решение. Так как функция представляет собой сумму функций, то область определения функции будет состоять из всех тех значений Понятие предела функции - student2.ru , которые принадлежат одновременно области определения функций Понятие предела функции - student2.ru и Понятие предела функции - student2.ru . Поэтому область определения данной функции определяется как совокупность значений Понятие предела функции - student2.ru , при которых одновременно выполняются неравенства Понятие предела функции - student2.ru и Понятие предела функции - student2.ru . Это будет значение Понятие предела функции - student2.ru .

Существует три способа задания функций.

1.Аналитический способ задания функции состоит в том, что соответствие между переменными задается с помощью формулы, например,

Понятие предела функции - student2.ru , Понятие предела функции - student2.ru .

В общем виде это записывается как Понятие предела функции - student2.ru или Понятие предела функции - student2.ru . Во втором случае говорят, что функция задана неявно.

Функция называется сложной, если ее аргумент сам является функцией: Понятие предела функции - student2.ru .

В этом случае Понятие предела функции - student2.ru называется промежуточным аргументом.

Пример 1.2. Представить сложную функцию Понятие предела функции - student2.ru в виде цепочки элементарных функций.

Решение. Пусть Понятие предела функции - student2.ru , тогда получим элементарную функцию Понятие предела функции - student2.ru .

Пусть на некотором множестве Х задана функция у = f(x) и Y - область значения данной функции.

Возьмем некоторое число Понятие предела функции - student2.ru . Тогда найдется такое число Понятие предела функции - student2.ru (возможно не единственное), что Понятие предела функции - student2.ru Таким образом, каждому значению Понятие предела функции - student2.ru поставлено в соответствие число Понятие предела функции - student2.ru (возможно не единственное). Если такое число Понятие предела функции - student2.ru - единственное, то говорят, что задана функция х = g(y), которая называется функцией обратной к данной. Например, функция Понятие предела функции - student2.ru имеет обратную функцию Понятие предела функции - student2.ru .

2.Табличный способ задания функции состоит в том, что соответствие между переменными задается в виде таблицы.

Например,

x
y

Эту же функцию можно записать формулой y=x2.

3.Графический способ задания функции состоит в том, что соответствие между переменными задается в виде графика (рисунок 1.1).

Понятие предела функции - student2.ru а) б) Рисунок 1.1 – График функции Понятие предела функции - student2.ru : а) Понятие предела функции - student2.ru - возрастающая функция, б) Понятие предела функции - student2.ru - убывающая функция

График функции может быть симметричен относительно оси Y, если она четная, т.е. f(-x)=f(x). График функции может быть симметричен относительно начала координат, если она нечетная т.е. f(-x)=-f(x).

Предел функции

Понятие предела функции

Во многих практических задачах требуется определить скорость изменения функции при изменении аргумента. В этом случае используется понятие производной функции. Это понятие в свою очередь вводится с помощью понятия предела функции. Поясним смысл понятия предела на примере.

Функция Понятие предела функции - student2.ru не определена при значении Понятие предела функции - student2.ru , так как при нем знаменатель обращается в нуль. Таким образом, при Понятие предела функции - student2.ru функция имеет разрыв (рисунок 2.1).

Понятие предела функции - student2.ru Рисунок 2.1 – Функция Понятие предела функции - student2.ru

Однако если положить значение функции в точке Понятие предела функции - student2.ru равным Понятие предела функции - student2.ru , то получим функцию непрерывную на всей числовой оси. Математически это записывается как

Понятие предела функции - student2.ru

В общем случае, если Понятие предела функции - student2.ru - точка разрыва функции Понятие предела функции - student2.ru , но возможно найти для нее в точке Понятие предела функции - student2.ru такое значение А, при котором измененная функция Понятие предела функции - student2.ru станет непрерывной, то это число А называется пределом функции Понятие предела функции - student2.ru в точке Понятие предела функции - student2.ru , а точка Понятие предела функции - student2.ru - точкой устранимого разрыва.

Понятие предела функции - student2.ru

Математически это записывается формулой:

Понятие предела функции - student2.ru

Существование предела функции Понятие предела функции - student2.ru в точке Понятие предела функции - student2.ru означает, что функция Понятие предела функции - student2.ru приближенно равна Понятие предела функции - student2.ru для всех значений Понятие предела функции - student2.ru , близких к Понятие предела функции - student2.ru .

Определение. Постоянное число А называется пределом функции f(x) при Понятие предела функции - student2.ru , если, задав произвольное как угодно малое положительное число e, можно найти такое d >0 (зависящее от e), что для всех x, лежащих в d - окрестности числа Понятие предела функции - student2.ru , т.е. для x, удовлетворяющих неравенству Понятие предела функции - student2.ru , значения функции f(x) будут лежать в e - окрестности числа А, т.е. Понятие предела функции - student2.ru .

Это определение называют определением предела функции по Коши, или “на языке e - d“.

На рисунке 2.2. проиллюстрировано определение предела функции Понятие предела функции - student2.ru при Понятие предела функции - student2.ru . Для построения этого рисунка необходимо выполнить следующие действия:

1. построить график функции Понятие предела функции - student2.ru и отметить точки Понятие предела функции - student2.ru и А;

2. построить окрестность точки А, выбрав произвольное число Понятие предела функции - student2.ru ;

3. по точкам Понятие предела функции - student2.ru , Понятие предела функции - student2.ru и графику функции построить Понятие предела функции - student2.ru окрестность точки Понятие предела функции - student2.ru . Расстояния от точки Понятие предела функции - student2.ru до точек Понятие предела функции - student2.ru и Понятие предела функции - student2.ru должны быть равными, поэтому из двух полученных отрезков следует взять меньший и отложить его в обе стороны от точки Понятие предела функции - student2.ru ;

4. взять произвольную точку Понятие предела функции - student2.ru , принадлежащую окрестности точки Понятие предела функции - student2.ru , и по графику функции найти значение Понятие предела функции - student2.ru , которое должно попасть в построенную окрестность точки А.

Понятие предела функции - student2.ru Рисунок 2.2 – Определение предела функции

Если Понятие предела функции - student2.ruи при этом Понятие предела функции - student2.ru , то пишут Понятие предела функции - student2.ru. Если, в частности, Понятие предела функции - student2.ru , то вместо символа 0+0 пишут +0.

Аналогично если Понятие предела функции - student2.ruи при этом Понятие предела функции - student2.ru , то пишут Понятие предела функции - student2.ru.

Числа Понятие предела функции - student2.ru и Понятие предела функции - student2.ru называются соответственно пределом справа и пределом слева функции f(x) в точке Понятие предела функции - student2.ru .

Для существования предела функции f(x) при Понятие предела функции - student2.ruнеобходимо и достаточно, чтобы Понятие предела функции - student2.ru = Понятие предела функции - student2.ru .

Определение. Переменная величина (т.е. последовательность или функция), имеющая своим пределом ноль, называется бесконечно малой величиной.

Определение. Переменная величина, имеющая бесконечный предел, называется бесконечно большой величиной.

Наши рекомендации