Приведение матричной игры к задаче линейного программирования

Каждая конечная игра двух лиц с нулевой суммой может быть представлена как задача линейного программирования и, наоборот, каждая задача линейного программирования может быть представлена, как игра. Рассмотрим способ нахождения решения игры методом линейного программирования, который особенно эффективен для игр, описываемых матрицей большой размерности.

Пусть игра Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru задана платежной мат­рицей

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Игрок Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru обладает стра­тегиями Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , ..., Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , игрок Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru — стратегиями Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ..., Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru . Необ­ходимо определить оптимальные стратегии Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ,

где Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru — относительные частоты применения соот­ветствующих чистых стратегий Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru соответственно:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

Замечание: если в платежной матрице присутствуют нулевые или отрицательные значения «выигрышей» игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , то к каждому элементу платежной матрицы необходимо прибавить одно и тоже положительное число Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , чтобы все элементы платежной матрицы стали положительными. Эта операция не изменит искомых оптимальных стратегий.

Предположим, что в данной задаче все элементы положительны: Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

Оптимальная стратегия Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru удовлетворяет следующему требо­ванию: она обеспечивает игроку Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru средний выигрыш, не мень­ший, чем цена игры Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , при любой стратегии игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и выиг­рыш, равный цене игры Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , при оптимальной стратегии игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru . Так как, согласно нашему предположению, все Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , то цена игры Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru > 0. Если игрок Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru применит смешанную стратегию Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru против любой чистой стратегии Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , то он получит средний выигрыш, или математическое ожидание выигрыша Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ( Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ).

Для оптимальной стратегии Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru все средние выигрыши не меньше цены игры Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , поэтому можно составить систему неравенств:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru (6.2)

Каждое из неравенств разделим на число Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru > 0. Введем новые переменные:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Получим

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru (6.3)

Цель игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru — максимизировать свой гарантированный вы­игрыш, т.е. цену игры Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

Разделим на Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru равенство Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , получим, что переменные Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru удовлетворяют условию: Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru . Максимизация цены игры Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru эквивалентна мини­мизации величины 1/ Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , поэтому задача может быть сформулиро­вана следующим образом: определить значения переменных Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , минимизирующие линейную функцию Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и удовлетворяющие линейным ограничени­ям (6.3).

Это задача линейного программирования, решая которую, получим оптимальное решение Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и оптимальную стратегию Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

Для определения оптимальной стратегии Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru следует учесть, что игрок Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru стремится минимизировать гаранти­рованный выигрыш Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , т.е. в этом случае находится max(1/ Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ). При этом переменные Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru должны будут удовлетворять неравенствам

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru (6.4)

которые следуют из того, что средний проигрыш игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru не будет пре­восходить цены игры Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , какую бы чистую стратегию не применял игрок А.

Если обозначить Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , то получим систему неравенств:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru (6.5)

переменные, которой удовлетворяют условию Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

Задачу можно сформулировать следующим образом: определить значения переменных Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , удовлетворяющие системе неравенств (6.5) и максимизирующие линейную функцию Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

Решение сформулированной задачи определяет оптимальную стратегию Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

Нетрудно заметить, что сформулированные выше две задачи являются взаимно-двойственными задачами линейного программирования.

Решив, сформулированные задачи ЛП, вычислим

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

Задача №6.6.

Найти решение игры, заданной платежной матрицей:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru -5 -5
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru -2 -1 -2
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru -3 -3 -3
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru 2 -2

Решение.

Игра не имеет седловой точки: Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru . Так как Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , то решение должно лежать в области смешанных стратегий.

Нижняя цена игры – число отрицательное ( Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ), поэтому возможно, значение цены игры Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru не будет положительным. Число Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , которое необходимо прибавить ко всем элементам матрицы должно быть не меньше 2. Пусть Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , в этом случае все элементы матрицы становятся положительными. Платежная матрица примет вид:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru
Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Задача ЛП для игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru формулируется следующим образом: найти минимальное значение функции (6.6) при условии выполнения ограничений(6.7):

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru (6.6)

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru (6.7)

Для игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru - найти максимальное значение функции (6.8)

при условии выполнения ограничений (6.9):

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru (6.8)

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru (6.9)

Получили пару задач линейного программирования.

Решив задачи с помощью надстройки «Поиск решения», получим оптимальные решения : Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ; Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

При этом Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

Вычислим цену игры и вероятности для оптимальных смешанных стратегий игроков Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru :

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ;

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Следовательно, если игрок Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru будет применять стратегии Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru с частотой Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , то он гарантирует себе выигрыш не меньше, чем цена игры Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , как бы не вел себя противник. При этом, если игрок Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru в трех случаях из четырех будет применять стратегию Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , в остальных случаях стратегию Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , то он гарантирует себе проигрыш не более, чем цена игры Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru . Если же игрок Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , воспользуется своей оптимальной стратегией, а игрок Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru воспользуется хотя бы раз одной из своих пассивных стратегий Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru или Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , то выигрыш игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru может оказаться и больше цены игры. Аналогично, если же игрок Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , воспользуется своей оптимальной стратегией, а игрок Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru воспользуется хотя бы раз своей пассивной стратегией Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , то проигрыш игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru может оказаться меньше, чем цена игры.

Моделирование экономических ситуаций в терминах "игры с природой"

Выше рассматривались игровые модели, в которых в качестве оппонента выступал противник, принимающий решения и выбирающий стратегии по определенным правилам. В экономической практике нередко приходится принимать решения (выбирать стратегии), не имея информации о возможном сопернике в условиях неопределенности и риска. Для описания таких ситуаций разработан математический аппарат игр с "природой". "Природа" в теории игр - объективная действительность, некая незаинтересованная сторона, "поведение" которой неизвестно, но, во всяком случае, не содержит элемента сознательного противодействия нашим планам.

Формально изучение игр с "природой", также как и стратегических, должно начинаться с построения платежной матрицы.

Рассмотрим пример «игры с природой».

Задача №6.7

Предприятие может выпускать три вида продукции Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru , получая при этом прибыль, зависящую от спроса, который может быть в одном из трех состояний Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru . Дана матрица

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ,

ее элементы Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru характеризуют прибыль, которую получит предприятие при выпуске Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru -й продукции с Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru -м состоянием спроса.

Определить оптимальные пропорции в выпускаемой продукции, гарантирующие среднюю величину прибыли при любом состоянии спроса, считая его неопределенным.

Решение.

Задача сводится к игровой модели, в которой игра предприятия Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru против спроса Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru задана платежной матрицей. Проверим игру на наличие седловой точки:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

Решение игры надо искать в смешанных стратегиях. Цена игры лежит между нижней и верхней ценами: Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

Нас интересует стратегия игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru . Задача ЛП для игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru формулируется следующим образом: найти минимальное значение функции (6.5) при условии выполнения ограничений(6.6):

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru (6.5)

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru (6.6)

Решив задачу с помощью надстройки «Поиск решения», получим оптимальный план Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru . При этом Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru . Вычислим цену игры и вероятности для оптимальных смешанных стратегий предприятия Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru :

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Данное решение показывает, что предприятие Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru должно выпускать 31,4% продукции Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ; 55,4% продукции Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и 13,2% - Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ; при этом гарантированная величина средней прибыли равна 30,77 д.е.

Пример №6.8.

Сельскохозяйственное предприятие имеет возможность выращивать две культуры — Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru и Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

В результате многолетних наблюдений составлена матрица дохода от реализации урожаев сельскохозяйственного предприятия (в млн. руб.) в зависимости от состояний погоды: засушливое лето ( Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ), нормальное лето ( Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ), влажное лето ( Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ). Матрица дохода в зависимости от состояния погоды имеет вид: Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru .

Необходимо определить, как сеять культуры, если при прочих равных условиях урожаи зависят от погоды, а план посева должен обеспечить наибольший доход (доход от реализации выращенной культуры определяется полученным объемом).

Решение.

В зоне рискованного земледелия (а таковой является большая часть России) планирование посева должно осуществляться с учетом наименее благоприятного состояния погоды.

Таким образом, одной из сторон выступает сельскохозяйственное предприятие (игрок Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ), заинтересованное в том, чтобы получить наибольший доход, а другой стороной - «природа» (игрок Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ), способная навредить сельскохозяйственному предприятию в максимальной степени (от нее зависят погодные условия), хотя и не преследующая прямо противоположные цели.

Принятие природы за противника равносильно планированию посева с учетом наиболее неблагоприятных условий; если же погодные условия окажутся благоприятными, то выбранный план дает возможность увеличить доход.

Налицо антагонистический конфликт, в котором у игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru две стратегии, а у игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru три.

Нетрудно заметить, что седловой точки у этой матрицы нет. Поэтому оптимальная стратегия игрока Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru будет смешанной. Построим модель задачи ЛП

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Решив задачу с помощью надстройки «Поиск решения», получим оптимальный план Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru ; Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru . Вычислим цену игры и вероятности для оптимальных смешанных стратегий сельскохозяйственного предприятия:

Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru Приведение матричной игры к задаче линейного программирования - student2.ru

Полученное решение сельскохозяйственное предприятие может использовать так:

на 3/5 всех площадей выращивать культуру А1;

на 2/5 всех площадей выращивать культуру А2.

и получать прибыль в размере, не меньшем 4,2 млн. руб.

Наши рекомендации