Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

б)П. Хиндемит. Симфония «Художник Матис», II часть

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

в) С. Прокофьев. Мимолетности, № 10

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

Задание 2 (на повторение). Гармонизуйте следующие мелодии с модуляцией в тональности I степени родства:

а)

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

б)

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

Задание 3 (на повторение). Сочините и исполните цифровки с модуляцией в тональность I степени родства и альтерацией аккордов доминантовой группы в тональностях мажора и минора с четырьмя ключевыми знаками.

Задание 4.Приведите нотные фрагменты из музыкальных произведений композиторов XX века с указанием особенностей современной гармонии.

Литература:

1. Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005.

2. Холопов Ю.Н. Гармонический анализ: В 3-х частях. Ч. II. М.: Музыка, 2001. 190 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ

РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ

1.Практические указания и примеры решения задач

1.1. Примерный план решения задач

1. Исполнить мелодию задачи.

2. Определить главную тональность и наличие модуляции или отклонения.

3. Гармонизовать кадансы.

4. Обратить внимание на скачки в мелодии, классифицировать их и гармонизовать.

5. Гармонизовать характерные мелодические обороты соответствующими типовыми аккордовыми последовательностями.

6. Оставшиеся звуки гармонизовать в соответствии с контекстом гармонического движения.

7. Исходя из намеченного плана, вначале под мелодией подписать цифровые обозначения аккордов, а затем выполнить их соединение.

8. При гармонизации скачков терцовых тонов голосоведение можно выполнить одновременно с записью цифровки.

9. Если окажется, что использование какого-либо аккорда нарушает правила голосоведения, то следует заменить его на другой.

1.2.Примеры решения задач с методическими рекомендациями

Для наглядного примера реализации выше предлагаемого плана приводим примерный вариант гармонизации мелодии*:

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

__________________________

*В качестве примераприводится вариант гармонизации Ю.А. Допкиной [4, с.97-98].

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

При гармонизации мелодий с отклонениями в тональности I степени родства необходимо обращать особое внимание на голосоведение при введении побочных доминант и соблюдатьследующие условия:

1) общие звуки аккордов остаются на месте;

2) во избежание переченья хроматическое изменение диатонической ступени должно быть выполнено в каком-либо одном из голосов, например:

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

3) если хроматически измененный звук удвоен (например, в сопрано и басу), то при разрешении в звуки новой тоники эти голоса должны двигаться в противоположных направлениях (например, бас – на хроматический полутон вверх, сопрано – на тон или полутон вниз, или наоборот);

4) движение удвоенного звука на терцию допустимо в басу и, в виде исключения, в среднем голосе, где это «полупереченье» менее слышимо, например:

Б. Бриттен. Военный реквием. Kyrie eleison - student2.ru

5) следует помнить, что в мажоре наиболее употребимыми являются отклонения в тональность D, отчасти – в тональность VI ступени, реже – в тональность III ступени; в каденционных участках обычны отклонения в S или SII, реже – VI ступени.

6) в миноре наиболее распространены отклонения в тональности III, d и D; в каденционных участках – отклонения в S, VI ступень или в тональность II-й низкой ступени.

При гармонизации мелодий с модуляциями нужно руководствоваться следующим:

1) побочная тональность в гармонической последовательности должна быть представлена не менее, чем двумя аккордами (например, D и T);

2) некаденционные модуляции чаще возникают непосредственно после цезуры;

3) определить новую тональность во многом помогает характер и расположение опорных звуков в мелодии и появление случайных знаков альтерации, например:

Наши рекомендации