Методика Н.Н. Волосковой, О.Б. Иншаковой (Московский психолого-социальный институт)
1. Первый комплекс двигательных упражнений посвящен развитию координации движений рук и ног с постепенно нарастающей сложностью двигательной программы. Он состоит из 3 этапов, в которых движения выполняются одновременно, попеременно, одновременно сменяющиеся.
2. Второй комплекс двигательных упражнений направлен на развитие тонкой моторики пальцев рук. Он также включает 3 этапа, в которых движения ладонями и пальцами выполняются одновременно, попеременно, с одновременной сменой движений пальцами правой и левой руки.
3. Третий комплекс двигательных упражнений направлен на развитие интерсенсорной координации и чувства ритма. Упражнения данного комплекса позволяют корригировать нарушения восприятия, моторики, развивают зрительно-двигательную координацию, пространственные и временные представления, опосредование знаком в процессе моделирования ритмических структур ведет к развитию мыслительной деятельности ребенка. Овладение чувством ритма способствует гармонизации психического развития учащихся.
· Упражнения на интерсенсорную координацию представляют собой тренировочные упражнения руками и ногами, выполняемые по схемам-символам. Коррекционные приемы проводятся в три этапа: на первом — выполняются предварительные упражнения, на втором этапе выполняются упражнения по схемам-символам с усложнением, на третьем — учащиеся запоминают группы схем и выполняют их как по единой, цельной схеме.
· Упражнения, развивающие чувство ритма, представляют собой варианты тренировочных упражнений в воспроизведении различных ритмических структур и серий ритмических структур. Данный комплекс включает 3 этапа. На первом этапе тренируется воспроизведение ритма по звуковому образцу. Второй этап — воспроизведение ритма по графическому образцу. На третьем этапе выполняются упражнения, направленные на тренировку графической записи ритма по звуковому образцу.
4. Четвертый комплекс двигательных упражнений составляют артикуляционные упражнения, выполняемые сериями, ритмично, под счет. Можно ритмизировать любой комплекс упражнений, рекомендуемый как подготовительный к постановке того или иного звука речи.[9]
Тактическое письмо (по Д.Б. Эльконину)
Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), т.е. письмо под счет.
Обучение письму по системе Д.Б. Эльконина основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. [24]
Обучение тактированному письму состоит из трех этапов.
1. Первый этап включает выполнение следующих упражнений:
обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку; обводка под счет заготовленных образцов рукописных слогов через прозрачную кальку.
2. На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох), и обводят словосочетания под счет через прозрачную кальку.
3. Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Результаты исследований указывают на то, что состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью и графо-моторную компетентность. В формировании и коррекции этих навыков важно развитие мелкой моторики, которое предполагает работу над координацией движений пальцев рук.[20]
а) массаж и самомассаж рук (с мячом - ежиком)
Например:
- Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)
- Взад-вперед его гоняю, (смена рук)
- Им поглажу я ладошку, (соответственно)
- Будто я сметаю крошку, (смена рук)
- И сожму его немножко, (соответственно)
- Как сжимает лапу кошка (смена рук)
- Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
- И другой рукой начну (смена рук)
- А теперь последний трюк:
- Мяч летает между рук, (переброс мяча)
б) Пальчиковые игры
Очень эффективны и любимы детьми пальчиковые игры, особенно те, где пальцевые движения сопровождаются стихотворным текстом.
Например: соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой. Затем – большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки и проговаривают стишок:
- Наши пальчики, как ноги, - Побежали по дороге. - Очень быстро мы бежали, - Но споткнулись и упали. |
Также развитию мелкой моторики помогает разнообразная предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка на рамках, игры с мозаикой, конструктором, пробками, перебирание круп зерен и т.д.) тоже способствует развитию мелкой моторики.
Задание 5. Приведите пример игрового задания для закрепления формируемых ассоциаций между знаком (буквой) и соответствующим ему образом, понятием (ее названием) используются схемы, таблицы, условные обозначения. Например:
Прежде всего формируется система интересов детей и их потребностей в правильном изложении своих мыслей на письме. Для становления такой системы необходим индивидуальный подход к каждому ребенку и учет имеющейся у него речевой патологии.
Далее создаются условия для усвоения школьниками грамматических знаний, правил правописания, способов проверки слов, овладения умениями применять их в творческих работах, выработки навыков самоконтроля. Все сформированные в результате такой работы знания, умения и навыки являются компонентами «орфографического чутья». Они позволяют актуализировать словоформы «орфографического поля» (термин М. Р. Львова). Особое внимание уделяется предварительному и текущему видам самоконтроля. Это вызвано тем, что дети с дизорфографией не умеют прогнозировать и определять «ошибкоопасные» места слов до их написания и во время письма. Поэтому формирование орфографических навыков направлено прежде всего не на исправление, а на предупреждение ошибок.