Статистическое изучение динамики

Задание 48. Имеются данные о численности безработных по Курганской области.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Численность безработных, тыс. чел. 43,4 60,1 55,3 44,4 37,7

Рассчитайте и проанализируйте показатели ряда динамики.

Решение. Расчёт абсолютных и относительных показателей динамики проводится в таблице 27.

Таблица 27 – Динамика численности безработных по

Курганской области

Год Численность безработных, тыс. чел. Абсолютный прирост, тыс. чел. Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1% прироста, тыс. чел.
базисный цепной базисный цепной базисный цепной
  - - 100,0 100,0 - - -
               
               
               
               

Расчёт средних показателей ряда динамики проводится по формулам:

Ÿ средний уровень ряда:

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

Ÿ средний абсолютный прирост

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

Ÿ средний темп роста:

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

Ÿ средний темп прироста:

статистическое изучение динамики - student2.ru =

Вывод…..……………………………………………………………..…………….

…………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………….

& Задание 49. Имеются данные об объёмах производства сливочного масла в Курганской области.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Производство сливочного масла, т

Рассчитайте и проанализируйте показатели ряда динамики.

Решение. Расчёт абсолютных и относительных показателей динамики проведём в таблице 28.

Таблица 28 – Динамика …

Год Производство сливочного масла, т Абсолютный прирост, т Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1% прироста, т
базисный цепной базисный цепной базисный цепной
  - - 100,0 100,0 - - -
               
               
               
               

Расчёт средних показателей ряда динамики проведём по формулам:

· средний уровень ряда:

статистическое изучение динамики - student2.ru

· средний абсолютный прирост

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

· средний темп роста:

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

· средний темп прироста:

статистическое изучение динамики - student2.ru

Вывод…..……………………………………………………………..…………….

…………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………….

Задание 50. Имеются следующие данные о годовом обороте розничной торговли. Проведите укрупнение периодов и выравнивание динамического ряда при помощи скользящей средней. Выявите основную тенденцию развития данного явления.

Год Сумма, млн. р.
16,6
15,6
17,9
16,2
17,9
17,8
18,5
19,8
19,1
20,2
21,8
25,0

Решение. По данным об обороте розничной торговли проводится укрупнение периодов и выравнивание динамического ряда при помощи скользящей средней. Результаты расчётов приводятся в таблице 29.

Таблица 29 – Динамика оборота розничной торговли, млн. р.

Год Сумма, млн. р. Суммы по 3х-летиям Средние по 3х-летиям Суммы по скользящим 3х-летиям Средние скользящие
16,6     статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru
15,6    
17,9    
16,2        
17,9    
17,8    
18,5        
19,8    
19,1    
20,2        
21,8    
25,0 статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

Вывод…..……………………………………………………………..…………….

…………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………….

Задание 51. По данным задания 48 определите тенденцию изменения численности безработных в Курганской области, используя аналитическое выравнивание ряда динамики по уравнению прямой линии. Сформулируйте выводы.

Решение. Выравнивание по прямой линии проводится с помощью следующего уравнения:

статистическое изучение динамики - student2.ru ,

где статистическое изучение динамики - student2.ru - параметры уравнения;

статистическое изучение динамики - student2.ru - порядковый номер года.

Для нахождения параметров уравнения прямой линии необходимо решить систему нормальных уравнений:

{ статистическое изучение динамики - student2.ru .

Для решения системы нормальных уравнений необходимо определить статистическое изучение динамики - student2.ru Для расчётов составляется таблица 30.

Система уравнений упрощается, так как статистическое изучение динамики - student2.ru .

{ статистическое изучение динамики - student2.ru .

Таблица 30 – Аналитическое выравнивание численности безработных

в Курганской области по уравнению прямой

Год Численность безработных, тыс. чел. статистическое изучение динамики - student2.ru Порядковый номер года статистическое изучение динамики - student2.ru Расчётные данные
статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru
  - 2      
  - 1      
       
       
       
ИТОГО        

Отсюда а0 и а1 рассчитываются по формулам:

{ статистическое изучение динамики - student2.ru

Уравнение линейного тренда имеет следующий вид:

статистическое изучение динамики - student2.ru

Таким образом, ……………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Подставляются в полученное уравнение значения t (из таблицы 30) и рассчитываются выровненные уровни численности безработных:

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

Изображаются фактические и выровненные уровни ряда динамики на графике:

       
  статистическое изучение динамики - student2.ru
 
    статистическое изучение динамики - student2.ru

– фактические уровни

статистическое изучение динамики - student2.ru – выровненные уровни

Рисунок 5 – Динамика численности безработных

в Курганской области

Вывод…..……………………………………………………………..…………….

…………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………….

& Задание 52. По данным задания 48 проведите аналитическое выравнивание ряда динамики численности безработных в Курганской области по уравнению параболы второго порядка. Сформулируйте выводы.

Решение. Проведём аналитическое выравнивание показателей ряда динамики по уравнению параболы второго порядка, с применением способа отсчёта от условного начала.

статистическое изучение динамики - student2.ru .

Для расчёта параметров этого уравнения необходимо определить статистическое изучение динамики - student2.ru Для расчётов составляется таблица 31.

Параметры уравнения параболы второго порядка определяются по формулам:

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

Таблица 31 – Аналитическое выравнивание численности безработных

в Курганской области по уравнению параболы

второго порядка

Год Численность безработных, тыс. чел. статистическое изучение динамики - student2.ru Порядковый номер года статистическое изучение динамики - student2.ru Расчётные данные
статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru
               
               
               
               
               
ИТОГО                

Таким образом, уравнение тренда примет следующий вид:

статистическое изучение динамики - student2.ru

Подставляются в полученное уравнение значения t (из таблицы 31) и рассчитываются выровненные уровни численности безработных:

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

Изображаются фактические и выровненные уровни ряда динамики на графике:

     
  статистическое изучение динамики - student2.ru
 
  статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru – фактические уровни

статистическое изучение динамики - student2.ru – выровненные уровни

Рисунок 6 – Динамика численности безработных

в Курганской области

Вывод…..……………………………………………………………..…………….

…………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………….

Задание 53. По расчётам заданий 51 и 52 оцените степень приближения тренда к фактическим данным.

Решение. Рассчитывается среднее квадратическое отклонение, определённое по уравнениям прямой и параболы второго порядка.

Для расчётов составляется и заполняется таблица 32:

Таблица 32 – Данные для расчёта среднего квадратического отклонения

Год Численность безработных, тыс. чел. статистическое изучение динамики - student2.ru По уравнению прямой По уравнению параболы
выровненная численность безработных статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru выровненная численность безработных статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru
         
         
         
         
         
ИТОГО          

По уравнению прямой: статистическое изучение динамики - student2.ru

По уравнению параболы: статистическое изучение динамики - student2.ru

Вывод…..……………………………………………………………..…………….

…………………………………………………………………………………………….…

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Задание 54. Имеются следующие данные о средней яйценоскости одной курицы-несушки по месяцам за три года, штук.

Год Месяц
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Определите показатели сезонных колебаний средней яйценоскости одной курицы-несушки по данным среднемесячного уровня за три года. Изобразите графически изменения сезонных колебаний. Сформулируйте выводы.

Решение. Определяется средние значения уровней ряда для каждого месяца года, общий средний уровень яйценоскости одной курицы-несушки и индексы сезонности по каждому месяцу. Расчёты проводятся в таблице 33.

Таблица 33 – Расчёт индексов сезонности средней яйценоскости

одной курицы-несушки

Месяц Средняя яйценоскость, шт. Индекс сезонности, %
2010 г. 2011 г. 2012 г. статистическое изучение динамики - student2.ru
I          
II          
III          
IV          
V          
VI          
VII          
VIII          
IX          
X          
XI          
XII          

Общий уровень яйценоскости одной курицы-несушки в среднем по всей совокупности равен:

статистическое изучение динамики - student2.ru

Изобразить полученные индексы сезонности в виде линейной диаграммы.

 
  статистическое изучение динамики - student2.ru

 
  статистическое изучение динамики - student2.ru

Рисунок 5 – Сезонные колебания яйценоскости кур-несушек

по месяцам

Вывод…..……………………………………………………………..…………….

…………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………….

Задание 55. По данным задания 48 рассчитайте эмпирические значения численности безработных в Курганской области с помощью линейной функции по уравнению прямой линии. Определите ожидаемую численность безработных на 2013 г., вероятностные границы, дайте интервальную оценку прогнозируемого явления. Сформулируйте выводы.

Решение. Составляется уравнение линейного тренда: статистическое изучение динамики - student2.ru . Для нахождения параметров этого уравнения необходимо решить систему уравнений:

{ статистическое изучение динамики - student2.ru

Для решения системы уравнений необходимо определить статистическое изучение динамики - student2.ru Для расчётов составляется таблица 34 и решается система уравнений.

Таблица 38 – Динамика численности безработных в Курганской

области

Год Численность безработных, тыс. чел. статистическое изучение динамики - student2.ru Порядковый номер года статистическое изучение динамики - student2.ru Расчётные данные
статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru
         
         
         
         
         
ИТОГО            

……….……………………

статистическое изучение динамики - student2.ru ………………………….…

……….……………………

статистическое изучение динамики - student2.ru ………………………….…

……….……………………

статистическое изучение динамики - student2.ru ………………………….…

……….……………………

статистическое изучение динамики - student2.ru ………………………….…

……….……………………

статистическое изучение динамики - student2.ru ………………………….…

……….……………………

статистическое изучение динамики - student2.ru ………………………….…

……….……………………

статистическое изучение динамики - student2.ru ………………………….…

……….……………………

статистическое изучение динамики - student2.ru ………………………….…

Следовательно, уравнение линейного тренда имеет вид: статистическое изучение динамики - student2.ru ………………………………..

Подставляются в полученное уравнение значения t (из таблицы 38) и рассчитываются выровненные уровни численности безработных:

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

С помощью экстраполяции при статистическое изучение динамики - student2.ru необходимо определить ожидаемый уровень численности безработных в Курганской области в 2013 г.:

статистическое изучение динамики - student2.ru ………………………………..=

Таким образом, ……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………….

Определяются границы интервалов прогнозируемого явления по формуле:

статистическое изучение динамики - student2.ru

По данным приложения 3 определяется значение коэффициента доверия по распределению Стьюдента:

статистическое изучение динамики - student2.ru

Остаточное среднее квадратическое отклонение равно:

статистическое изучение динамики - student2.ru

Тогда вероятностные границы интервала прогнозируемой численности безработных будут равны:

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

Вывод…..……………………………………………………………..…………….

…………………………………………………………………………………………….…

……………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………….

ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА

Задание 56. Имеются данные по ЗАО «Путь к коммунизму» Юргамышского района Курганской области. Рассчитайте индивидуальные индексы физического объёма продукции, себестоимости и цены.

Показатель 2010 г. 2012 г.
Объём продаж, ц
Себестоимость 1 ц, р. 1313,47 1605,00
Средняя цена реализации 1 ц, р. 1119,98 1581,29

Сформулируйте выводы.

Решение. Рассчитываются индивидуальные индексы.

Индивидуальный индекс физического объёма:

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Индивидуальный индекс себестоимости:

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Индивидуальный индекс средней цены:

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Задание 57. Имеются данные по ЗАО «Восток» Частоозерского района Курганской области. Определите изменение физического объёма продаж, средних цен реализации и выручки от продажи продукции.

Показатель 2010 г. 2012 г.
Реализовано скота в живой массе, ц: крупного рогатого скота
свиней
Средняя цена реализации, тыс. р.: крупного рогатого скота 3,98 7,67
свиней 6,65 4,15

Сформулируйте выводы.

Решение. Рассчитываются общие агрегатные индексы.

Общий агрегатный индекс физического объёма:

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Общий агрегатный индекс средних цен реализации:

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Общий агрегатный индекс выручки от продажи продукции:

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

или статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Задание 58. Имеются данные о реализации молока в двух сельскохозяйственных организациях Курганской области. Определите изменение суммы полученной выручки от продажи молока в целом и по факторам.

Показатель 2010 г. 2012 г.
Объём реализованного молока, ц: ЗАО «Глинки»
СПК «Племзавод «Разлив»
Средняя цена реализации 1 ц молока, р.: ЗАО «Глинки» 1783,40 1225,41
СПК «Племзавод «Разлив» 1755,36 2220,73

Сформулируйте выводы.

Решение. По исходной информации задания оформляется таблица 38.

Рассчитывается общее изменение выручки от продажи молока с помощью агрегатного индекса:

статистическое изучение динамики - student2.ru

Определяется абсолютное изменение суммы выручки от продажи молока:

статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Таблица 38 – Показатели для индексного анализа

Предприятие Объём реализованного молока, ц Средняя цена реализации 1 ц молока, р.   Выручка от продажи молока, тыс. р.  
2010 г. 2012 г. 2010 г. 2012 г. 2010 г. 2012 г. усл.
Символ статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru
ЗАО «Глинки»              
СПК «Племзавод «Разлив»              
ИТОГО     статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru      

Рассчитывается влияние факторов на общее изменение выручки от продажи молока.

Ÿ за счёт изменения объёма реализации:

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………за счёт изменения средней цены реализации:

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Проверка.

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

Задание 59. На основе данных, представленных в задании 58, определите влияние факторов на изменение средней цены реализации 1 ц молока. Сформулируйте выводы.

Решение. Рассчитывается уровень средней цены реализации молока по следующим формулам (данные см. в таблице 38):

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

Рассчитывается общее изменение средней цены реализации с помощью индекса переменного состава:

статистическое изучение динамики - student2.ru

Определяется абсолютное изменение средней цены:

статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Рассчитывается влияние факторов на общее изменение уровня средней цены:

Ÿ за счёт изменения объёма и структуры реализации продукции (индекс структурных сдвигов):

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Ÿ за счёт изменения цены реализации молока по отдельным предприятиям (индекс постоянного состава):

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Проверка.

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

& Задание 60. Имеются данные о производстве и себестоимости зерна в СХПК «колхоз им. Свердлова» Шатровского района Курганской области. Определите изменение суммы затрат на производство зерна в целом и по факторам.

Показатель 2010 г. 2012 г.
Объём производства зерна, озимые зерновые
яровые зерновые
зернобобовые
Себестоимость единицы продукции, р.: озимые зерновые 228,49 331,57
яровые зерновые 324,06 383,06
зернобобовые 337,80 355,55

Сформулируйте выводы.

Решение. По исходной информации задания оформляется таблица 39.

Таблица 39 – Показатели для индексного анализа

Культура Объём производства зерна, ц Себестоимость единицы продукции, р.   Затраты на производство зерна, тыс. р.  
2010 г. 2012 г. 2010 г. 2012 г. 2010 г. 2012 г. усл.
Символ статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru
Озимые зерновые              
Яровые зерновые              
Зернобобовые              
ИТОГО     статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru      

Рассчитаем общее изменение затрат на производство зерна с помощью агрегатного индекса:

статистическое изучение динамики - student2.ru

Определим абсолютное изменение суммы затрат на производство зерна:

статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Рассчитаем влияние факторов на общее изменение затрат на производство зерна:

Ÿ за счёт изменения объёма производства:

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

· за счёт изменения себестоимости продукции:

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Проверка.

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

& Задание 61. На основе данных, представленных в задании 60, определите влияние факторов на изменение средней себестоимости 1 ц зерна. Сформулируйте выводы.

Решение. Рассчитаем уровень средней себестоимости зерна по следующим формулам (данные см. в таблице 39):

статистическое изучение динамики - student2.ru статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

Рассчитаем общее изменение средней себестоимости зерна с помощью индекса переменного состава:

статистическое изучение динамики - student2.ru

Определим абсолютное изменение средней себестоимости:

статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Рассчитаем влияние факторов на общее изменение уровня средней себестоимости:

Ÿ за счёт изменения объёма и структуры производства продукции (индекс структурных сдвигов):

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Ÿ за счёт изменения себестоимости зерна по отдельным культурам (индекс постоянного состава):

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Проверка.

статистическое изучение динамики - student2.ru

статистическое изучение динамики - student2.ru

Наши рекомендации