Счет по названному числу (задача 2-6)
Счет по названному числу дается только после усвоения приемов счета и выработки навыков счета по образцу. Проводится большая индивидуальная работа с целью помочь тем, кто не справился с заданием, проверить и проговорить результат с каждым ребенком. Применяется в различных видах заданий:
—Отложи пять кругов. (Применение навыков отсчитывания.)
—Отложи пять кругов и еще один. Сколько получилось? (Знакомство с образованием соседних чисел.)
—Отложи кругов на один больше, чем число, которое я назову. (Повторение отношений между числами, понятий «больше на...».)
После выполнения задания обязательно его проанализировать:
—Сколько отложил?
—Почему столько?
—Проверь, пересчитай.
Счет по цифровому изображению (задача 2-в)
Счет по цифровому изображению начинается после знакомства детей с цифрами и используется в различных видах заданий:
—Отложи столько [7] квадратов.
—Покажи цифрой, сколько у меня грибов.
- Покажи цифрой, на сколько пять меньше шести.
—Подпрыгни столько 5 раз.
Счет на слух (счет звуков) (задача 2-г)
Особенности наглядного материала
Рекомендуемые музыкальные инструменты: барабан, металлофон, свисток, пианино, камертон, дудка. Можно использовать стук, хлопки, топот.
Замечание: не дают четкого одинокого звука: бубен, погремушка, колокольчик, гармошка.
Методика обучения
Подготовительный этап:
Дети трех-четырех лет учатся различать «один» и «много» звуков. Дети видят воспитателя и воспроизведение звука. Одному звуку соотносится действие (например, появление игрушки).
Фрагмент:
Воспитатель ударяет в барабан один раз и ставит на стол одну игрушку. Один звук — одна игрушка, так несколько раз.
—Сколько звуков услышали?
—Сколько игрушек появилось?...
Затем вызванный ребенок ударяет в барабан, сколько хочет раз. Воспитатель убирает соответствующее количество игрушек (одну или много).
—Сколько звуков услышали?
—Сколько игрушек убрали?
I этап
Дети четырех-пяти лет учатся считать до пяти звуков. Дети видят воспитателя и видят воспроизведение звука. Задания даются поэтапно по мере выполнения.
Схема:
—Посчитай, сколько звуков.
—Отсчитай столько же предметов.
— Сколько отложил?
—Почему столько?
—Проверь, пересчитай.
II этап
Дети пяти-шести лет считают до десяти звуков. Дети видят воспитателя, но не видят воспроизведение звуков (например, используем ширму). Инструкция дается целиком, но в последовательности выполнения заданий, с напоминанием действий.
Схема:
Посчитайте, сколько звуков услышите, и отложите столько же кругов.
Посчитали? А теперь откладывайте.
Сколько отложили? Почему столько?
III этап
Детям шести-семи лет инструкция дается целиком в свободной формулировке. Свою деятельность дети планируют и анализируют сами.
Схема:
Отложите столько квадратов, сколько звуков услышите.
Расскажите, что и как вы сделали.
Усложнения
Увеличиваем количество звуков от 1 до 10.
Уменьшаем интервалы между звуками.
Издаются звуки разные по силе, тону, из разных инструментов.
Дети не видят воспитателя и источник воспроизведения
звука (например, воспитатель за спинами детей, или дети с закрытыми глазами, или используем магнитофонную запись).
Даем задания, связанные со знанием отношений между
числами, например: «Отложи кругов на один больше, чем звуков
услышишь».
Дидактические игры
«Помоги бычку попасть домой» (Бычок потерялся и не может попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, лягушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети могут играть роли зверей или игра разыгрывается на игрушках или картинках.) и др.
Счет на ощупь (задача 2-д) Особенности наглядного материала
Объемные предметы, знакомые детям (например, кубики, пуговицы, камешки, желуди).
Счетные карточки, с пуговицами или дырочками в чехлах из плотной ткани, которые снимаются .
Методика обучения
I этап
Детям четырех-пяти лет сначала предлагаем считать крупные объемные предметы под салфеткой или в мешочке (до пяти). Фрагмент:
—Посчитай, сколько кубиков под салфеткой, не подсматривая, и поставь на стол столько же пирамидок.
—Сколько поставил? Почему столько?
—Открой салфетку, проверь.
// этап
Знакомим со счетными карточками. Пуговицы или дырочки на карточке диаметром 3—4 см расположены в один ряд до пяти штук.
Последовательность обучения:
1) показываем способ действия: ведущей рукой вести по карточке слева направо или сверху вниз, другой рукой придерживать карточку;
2) предлагаем вызванному ребенку посчитать самостоятельно
с последующей проверкой;
3) предлагаем каждому ребенку посчитать свой образец и
проверить себя, сняв чехол.
/// этап
Дети пяти-шести лет считают мелкие предметы (орехи, желуди, камешки, пуговицы), перекладывая их из руки в руку за спиной. Используем счетные карточки с пуговицами или дырочками диаметром около 1 см, расположенными в два ряда (до 10 штук), с чехлами из более плотной ткани.
Усложнения
1. Увеличиваем количество от 1 до 10.
2. Уменьшаем размеры предметов.
3. Увеличиваем темп выполнения задания.
Дидактические игры
«Передай и посчитай» (Дети становятся в круг и за спинами передают счетные карточки без чехлов. По сигналу каждый считает пуговицы на своей карточке. Выигрывает тот, у кого больше число.) и др.