Задача о переходном процессе в электрической цепи.

Введение.

Мы начинаем изучение одного из основных разделов высшей математики – теории дифференциальных уравнений. Эта теория возникла в конце 17 века одновременно с дифференциальным и интегральным исчислением под влиянием потребностей механики, физики и развивалась в тесной связи с этими науками, а также с техникой. Простейшие дифференциальные уравнения встречались уже в работах И. Ньютона и Г. Лейбница (последний предложил термин «дифференциальные уравнения»). Задача неопределенного интегрирования, т.е. отыскания неизвестной функции по заданной производной – это простейшее дифференциальное уравнение. В трудах Д. Бернулли, Даламбера, Эйлера теория дифференциальных уравнений оформилась в самостоятельную научную дисциплину. Важность этой теории вытекает из того, что основные законы природы, математические закономерности различных процессов выражаются в форме дифференциальных уравнений, а расчет течения этих процессов сводится к отысканию решений этих дифференциальных уравнений. Так обстоит дело в механике (вторая основная задача механики), так обстоит дело и в метеорологии, в теории электроцепей, электродинамике и т.д. В теме «Дифференциальные уравнения» мы рассмотрим основные понятия теории и методы решения простейших дифференциальных уравнений.

Задачи физического характера, приводящие к дифференциальным уравнениям.

Рассмотрим некоторые задачи механики и физики, приводящие к решению обыкновенных дифференциальных уравнений.

Задача о свободном падении тела.

Пусть с некоторой высоты H сброшено тела массы m. Требуется установить, за какое время тело достигнет земной поверхности.

Из условия ясно, что тело движется под действием силы тяжести Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru . Направим ось s отсчета перемещения тела вертикально вниз так, чтобы ее начало совпадало с начальным положением тела. Согласно второму закону Ньютона, имеем

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru , (1)

где m – масса тела, Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru - ускорение движущегося тела (вторая производная от перемещения по времени), g – ускорение свободного падения. Уравнение (1) является дифференциальным уравнением второго порядка. Сокращая на m, получим Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru . Интегрируя это уравнение, получим

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru (2)

Если в начальный момент времени t=0 скорость и перемещение были соответственно равны s0 и v0 , то из уравнений (2) получим v0 =C1 , s0=C2 . Тогда закон движения тела примет вид

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru (3)

Подставляя теперь в равенство (3) значения s=H, v0 =0, s0 =0, получим формулу для определения времени свободного падения тела: Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru .

Задача о переходном процессе в электрической цепи.

В электрической цепи, содержащей активное сопротивление R, индуктивность L и электродвижущую силу E, в момент времени t=0 замыкается рубильник P. Найти закон, по которому изменяется ток i в данной цепи.

Согласно закону Ома для участка цепи, падение напряжения на активном сопротивлении составит R. При замыкании цепи в катушке L возникает э.д.с. самоиндукции, направленная противоположно току i и пропорциональная производной Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru , причем коэффициент пропорциональности равен L. По второму закону Кирхгофа для RL- цепи при t>0 имеем Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru , откуда

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru (4)

Уравнение (4) является линейным дифференциальным уравнением первого порядка с постоянными коэффициентами. Непосредственной подстановкой можно проверить, что общим решением уравнения будет функция

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru (5)

где С – произвольная постоянная. Учитывая, что при t=0 в цепи нет электрического тока (i=0), имеем Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru откуда Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru . Подставляя значение C в равенство (5), получим закон изменения тока в RL – цепи

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru (6)

В формуле (6) член Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru убывает с возрастанием t. Таким образом, установившееся значение тока по истечении достаточно большого промежутка времени с момента замыкания RL– цепи определяется величиной Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru . Заметим, что вычисление токов и напряжений в электрических цепях с помощью дифференциальных уравнений является классическим методом расчета цепей в электротехнике.

Понятие общего решения

Дифференциальным уравнением называется уравнение, связывающее независимую переменную Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru , искомую функцию Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru и ее производные Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru то есть уравнение вида

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru (7)

Если искомая функция Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru есть функция одной независимой переменной x, то дифференциальное уравнение называется обыкновенным.

Порядком дифференциального уравнения называется порядок наивысшей производной, входящей в уравнение.

Иногда дифференциальное уравнение (7) удается разрешить относительно производной, т.е. привести его к виду

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru (8)

Определение 1. Решением дифференциального уравнения (8) называется дифференцируемая на интервале I функция y=y(x), график которой принадлежит G ( G – открытое множество, в котором Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru определена и непрерывна ) и которая обращает уравнение (8) в тождество.

Определение 2. График решения дифференциального уравнения называется интегральной кривой.

Процесс отыскания решений дифференциальных уравнений называется их решением или интегрированием.

Пример 1. Найти интегральные кривые уравнения Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru

Решение: В каждой точке, отличной от (0,0), угловой коэффициент касательной к искомой интегральной кривой равен Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru , т.е. совпадает с угловым коэффициентом прямой, направленной из начала координат в ту же точку (x,y). Очевидно, что интегральными кривыми в данном случае будут прямые y=cx, так как направление этих прямых всюду совпадает с направлением поля (рис.1).

 
  Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru

Общим решением дифференциального уравнения (7) называется функция y= Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru зависящая от x и n произвольных постоянных Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru обращающих это уравнение в тождество.

Общим решением дифференциального уравнения (8), разрешенного относительно производной, называется непрерывная и имеющая непрерывную частную производную по x функция

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru (9)

зависящая от одной произвольной постоянной и обращающая это уравнение в тождество.

Частным решением уравнения (8) называется решение, получаемое из общего решения (9) при каком-либо определенном значении произвольной постоянной С.

Определение 3. Соотношение Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru называется общим решением или общим интегралом уравнение (8).

Теорема (о существовании общего решения). (без доказательства).

Пусть Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru и Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru определены и непрерывны на открытом множестве Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru . Тогда для каждой точки Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru можно указать окрестность, в которой существует общее решение уравнения (8).

Рассмотрим частный случай уравнения (8), а именно

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru (10)

где Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru - заданная непрерывная функция. Как известно, все первообразные для Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru задаются формулой

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru (11)

Каждая первообразная, определяемая равенством (11) является решением уравнения (10) и по теореме о единственности решения других решений быть не может. В этом случае решение (11), содержащее одну произвольную постоянную C, называется общим решением уравнения (10). Каждое решение, получающееся из общего решения при конкретных значениях произвольной постоянной C, называют частным решением уравнения (10).

Пример 2. Показать, что функция Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru является общим решением уравнения Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru .

Решение. Данная функция содержит две произвольные постоянные, если функция удовлетворяет уравнению, то это и будет означать, что она является общим решением искомого уравнения. Найдем Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru и Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru

подставляя эти выражения в условия, получаем тождество

Задача о переходном процессе в электрической цепи. - student2.ru

Основная задача теории дифференциальных уравнений состоит в отыскании всех решений данного дифференциального уравнения и изучении свойств этих решений. Процесс отыскания решений дифференциального уравнения, названный нами интегрированием дифференциального уравнения, в общем случае весьма трудоемкий и не имеет для большинства типов дифференциальных уравнений конечного алгоритма. Сегодня мы изучим основные свойства дифференциальных уравнений первого порядка и научимся находить общие и частные решения простейших дифференциальных уравнений первого порядка, интегрируемых в квадратурах. Последние слова означают, что решение дифференциального уравнения представлено в конечном виде в аналитической форме. Мы рассмотрим геометрический смысл дифференциального уравнения первого порядка и укажем возможности построения различных алгоритмов приближенного решения дифференциального уравнения на основе этих геометрических рассуждений.

Наши рекомендации