Часть 5. Развитие у детей дошкольного возраста геометрических представлений
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении [20].
Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны. Малыши стремятся прежде всего начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами. Возникает особый интерес к восприятию формы (перцептивные действия). Однако значение практических действий остается главным.
В зависимости от педагогического руководства характер перцептивных действий детей постепенно достигает познавательного уровня.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов — геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (геометрической фигурой) форму разных предметов [3].
Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов: цилиндр — стаканом, овал — яичком, треугольник - крышей, прямоугольник — окошечком и т. п. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр — как стакан, треугольник — как крыша и т. п. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко — это шар, тарелка, блюдце, колесо круглой формы, а платок квадратный и т. п.) [7].
Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.
Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет выделить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, углы и вершины). Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогаем детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов [20].
А.А. Столяр считает, что задача первого этапа формирования геометрических представлений детей 3—4 лет — это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.
Второй этап обучения детей 5—6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления» [20].
З.Е. Лебедева, Л.А. Венгер, Л.И. Сысуева, В.В. Колечко, Р.Л. Непомнящая разработали методику – последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста, включающую в себя следующие этапы [23]:
1. Демонстрация геометрической фигуры и ее называние.
2. Обследование геометрической фигуры путем практических действий.
3. Показ нескольких таких же геометрических фигур, разных по цвету и величине, их сравнение (независимость формы от величины и цвета фигуры).
4. Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме.
5. Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.
6. Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий.
7. Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования и др.
В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.
В младшей группе дети учатся различать шар и куб; круг и квадрат, пользуясь приемом попарного сравнения: шар и куб, куб и брусок; круг и квадрат; шар и круг; куб и квадрат.
Дети разглядывают и сравнивают фигуры, находят в них общее и различия. Воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это?», «Какого цвета шары?», «Какой из них меньше?». По заданию воспитателя дети выбирают из группы разные по размеру и цвету фигуры. В процессе игр дети уточняют особенности геометрических фигур. Шар (круг) он круглый, у него нет углов, его можно катить. Дети сравниваю геометрические фигуры разных цветов и размеров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.
Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой являются разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности.
В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования.
Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др.
В средней группе с новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их с уже знакомыми, или друг с другом: прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром. От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению.
Основные приемы – накладывание и прикладывание; обведение по контуру, ощупывание; группировка и упорядочивание; сопоставление форм предметов с геометрическими образцами; анализ сложной формы. От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий.
Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, Т. В. Васильева разработали 3 типа заданий в области ознакомления детей пятого года жизни с формой предметов и геометрическими фигурами [23]: на усвоение геометрических фигур; на сравнение форм предметов с геометрическими фигурами; на пространственный анализ составной формы.
В старших группах работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на основе сопоставления и противопоставления геометрических фигур. Модели сначала сопоставляются попарно, затем сопоставляются сразу 3—4 фигуры каждого вида, например четырехугольники.
Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур: выкладывание из палочек, полосок бумаги. На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщающему понятию «четырехугольники».
В результате определенной работы дети овладевают способностью переносить усвоенные знания в незнакомую ситуацию, использовать их в самостоятельной деятельности, на занятиях по конструированию. Дети учатся расчленять сложный узор на элементы, называть их форму и пространственное положение, составлять сложную форму из геометрических фигур, различных по величине.
Наряду с непосредственным сравнением геометрических фигур, широко используется измерение условной меркой.
Вся работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на сравнении и сопоставлении их моделей. Так, знакомя детей с прямоугольником, им показывают несколько прямоугольников, разных по размерам, изготовленных из разных материалов. Дети выявляют особенности этой фигуры. Считают количество сторон и углов. Потом сравнивают прямоугольник с квадратом, находят сходства и отличия в этих фигурах.
На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщенному понятию «четырехугольник». Сравнивая между собой квадрат и прямоугольник, дети устанавливают, что у всех этих фигур по четыре стороны и по четыре угла, что является общим признаком в основе определения понятия «четырехугольник». Далее дети сравнивают разные по форме четырехугольники.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность переносить добытые знания в незнакомую им ранее ситуацию, использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Одна из задач подготовительной к школе группы – сформировать у детей обобщенное представление о многоугольнике, его признаках.
А.А. Столяр предлагает с этой цель проанализировать группу угольных фигур, выделить у них общие структурные компоненты и дать им единое название [20].
Будущих школьников учат различать и называть многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник), называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме.