Методика ознакомления с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра»

(задача 2)

Предварительная работа

Повторение частей суток и их последовательности.

Методика обучения

У детей средней группы продолжаем формировать понятие «сутки». Знакомим с понятиями «вчера, сегодня, завтра», связы­вая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность.

Фрагмент 1:

—Что наступает, когда кончается утро?

—После чего начинается утро?

—Назовите части суток по порядку.

—Сколько частей суток вы знаете?

Вывод:

- Утро, день, вечер, ночь — это сутки. В сутках всегда 4 части.

Дидактические игры

«Дополни сутки»;

«Назови соседей» (Назови соседей утра: ночь и день) и др.

Фрагмент 2:

— Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, на­ступают другие.

— Сутки, которые прошли, называют «вчера». Вчера у нас было музыкальное занятие.

— Сутки, которые идут сейчас, называют «сегодня». Сегодня у нас занятие по математике.

— Сутки, которые еще не наступили, называют «завтра». Завтра у нас будет рисование.

Замечание: необходимо ежедневно обсуждать:

— Что было вчера?

— Какое у нас сегодня занятие?
- Что будет завтра?

Методика ознакомления с днями недели

(задача 3)

Основную работу начинаем в старшей группе с беседы: «Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку».

Замечание: слово «день» дети раньше использовали для на­звания одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.

Последовательность обучения:

1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.

2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вче­ра, будет завтра.

3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером:

Понедельник — первый;

Вторник — второй;

Среда — третья (средняя);

Четверг — четвертый;

Пятница — пятая;

Суббота — шестая;

Воскресенье — восьмое.

Можно рассказать детям о происхождении этих названий.

4. Ежедневно на специальном календаре (рис. ) выставля­ют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно исполь­зовать полоски разного цвета: «Сегодня — вторник».

Дидактические игры

«Неделя, стройся!» (У каждого из семи детей символ одного из дней недели — цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревно­вания команд) и др.

Усложнения

Знание дней недели применяем в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используем стихи, загадки, задачи про дни недели, например:

«Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?».

Методика ознакомления с месяцами и временами года

(задача 4)

Предварительная работа

На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже зна­комились с временами года и месяцами. Их названия они слы­шали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения.

Методика обучения

На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект:

• количество и порядок времен года;

• количество месяцев в году;

• порядок месяцев;

• классификация месяцев по сезонам.

Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.

Изучение календаря поможет детям наглядно предстоит длительные промежутки времени (день, неделя, месяц, год).

Т. Д. Рихтерман в своей книге «Формирование представле­ний о времени у детей дошкольного возраста» (М., 1991) предла­гает модели для наглядности временных понятий, изучения их периодичности, цикличности.

Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается». Чтобы сорвать следующий листок календаря, надо ждать целые сутки (Ф. Н. Блехер).

Дидактические игры «Круглый год» и др.

Методика развития «чувства времени»

(задача 5)

Предварительная работа

В словаре дошкольников уже присутствуют термины «быстро-медленно», «быстрее -медленнее», дети понимают просьбы: «Не торопись!», «Поспеши!». В средней группе отрабытываем эти понятия:

- Кто быстрее одет куклу!

- Какой зверь бегает быстрее?

Методика обучения

В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными.

«Чувство времени» формируется на основе:

· знания временных эталонов (час, минута, секунда);

· чувствования длительности временных интервалов;

· умения оценивать временные интервалы без часов.

Последовательность обучения:

  1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по часам. («Закрась узор за 1 минуту!»).
  2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. («Сколько истратил времени?»).
  3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. («Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.»).
  4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).

Наши рекомендации