VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Какое настроение у вас в конце урока? Почему?
VII.Домашнее задание.
Задания № 11—12. с. 57.
Тема: ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ ТАБЛИЦА МЕР ВРЕМЕНИ
Цель: создать условия для ознакомления с таблицей мер времени; способствовать закреплению соотношений между единицами времени; содействовать воспитанию доброжелательности по отношению друг к другу и к окружающим.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; карточки с опорными словами («тысячелетие», «век», «год», «месяц», «неделя», «сутки», «час», «минута», «секунда»); карточки для групповой работы; фонограмма песни «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
Ход урока
I. Организационный момент.
— Я хочу начать сегодняшний урок словами известной песенки «Улыбка».
* *
...Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
— Вы тоже поделитесь улыбкой друг с другом.
-- Подарить улыбку людям — значит приумножить добро. Спешите делать добро, ведь время летит так быстро и назад его вернуть уже нельзя.
II. Проверка домашнего задания.
Задания № 11—12. с. 57.
— Назовите ответ задачи.
— В каких случаях в неравенствах поставили знак «>»?
— В каких — «<»?
III. Целеполагание.
— Во многих европейских языках слово «время» — одно из самых часто употребляемых в обиходе имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете вы?
Нет времени.
Время летит.
Время как резиновое.
Тратить время.
Убить время.
Времени хоть отбавляй!
Экономить время. И т. д.
— Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
— Сегодня мы продолжим работу с единицами измерения времени и составим таблицу мер времени.
IV. Устный счет.
1) Восстановить «цепочку» вычислений
2) Сравнить величины.
Задание № 5. с. 58.
Сначала меры величин нужно представить одинаковыми единицами измерения, потом сравнить. Например: 12 т = 12 ООО кг, а 12 ООО кг > 5 ООО кг.
3) Решение задач.
а) Задание № 6 *, с. 58.
На циферблате 12 чисел. Если разрезать его на 6 частей, то в каждой части будет по 2 числа. Причем сумма каждой такой пары должна быть одной и той же — 13.
Это можно сделать так:
б) Задание N9 9. с. 59.
50 • 10 = 500 (зн.).
V. Работа над новой темой.
— Какие вы знаете единицы измерения времени? (В ходе беседы на доске вывешиваются карточки с опорными словами: «тысячелетие», «век», «год», «месяц», «неделя», «сутки», «час», «минута», «секунда».)
Тысячелетие — промежуток времени, равный 1 ООО годам.
Век — промежуток времени, равный 100 календарным годам. Так, например, XXI век будет длиться с 1 января 2 001 года по
29 декабря 2 100 г.
Год — промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Помимо календарного год, который длится 365 (366) дней, в астрономии существует также световой год.
— Сколько дней в обычном, невисокосном году?
— Сколько дней в високосном году?
Месяц — промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.
Неделя — промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые этот термин введен на Древнем Востоке. (Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.)
Сутки — единица времени, равная 24 часам.
Час — единица времени, равная 60 минутам.
Минута — единица времени, равная 60 с (минута — от лат. «маленький», «мелкий»).
Секунда — одна из мелких единиц времени (секунда — от лат. «второе деление»).
— По опорным словам, записанным на карточках, прикрепленных к доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: «Сегодня 9 октября, вторник; осень, 2011 год; XXI век, 9 часов».)
— А теперь проведем исследование о том, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени.
Ребята, у вас есть возможность показать, насколько вы внимательны и дружны.
Работа в парах (повторение правил работы в паре).
— Соедините стрелками равные величины.
1в. 60 с
1г. 60 мин
2 сут 24 ч
1сут 1 нед.
1ч 30 сут (28, 29 или 31 сут)
1мин 100 лет
365 и 366 сут
1мес. 12 мес.
На основе проверки работы групп составляется таблица мер времени, которая записывается в тетрадях.
— Используя таблицу, которую вы составили, выразите: и В сутках: 48 ч, 96 ч. а В часах: 2 сут, 120 мин.
В месяцах: 3 года; 8 лет и 4 мес.
В годах: 60 мес., 84 мес.
В секундах: 5 мин, 16 мин.
В минутах: 600 с, 5 ч.
— Какую работу вы выполняли?
— Продолжим изучение величин измерения времени. Проведем работу с учебником.
а) Задание № 1. с. 58.
В 1917 году — полных сотен (веков) — 19 и еще — 17 лет - (это XX век); 1995 год — XX век; мы живем в XXI веке; XX век начался в 1901 году; первый год XXI века - 2001 год.
б) Задание № 3. с. 58.
1/2 сут = 12 ч; 1/3 сут = 8 ч; 1/6 сут = 4 ч; 1/2 ч = 30 мин; 1/3 ч = 20 мин; 1/4 ч = 15 мин; 1/5 ч = 12 мин; 1/6 ч = 10 мин; 1/10 ч = 6 мин.
Физкультминутка.
Ритмические движения под сопровождение аудиозаписи песни «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
VI. Закрепление изученного материала.
1) Работа в парах.
Задание № 4. с. 58.
Самопроверка: 80400, 804 000, 7 070.
2) Решение числовых выражений (по «цепочке», с комментированием).
Задание № 8. с. 59.
3) Индивидуальная работа.
Задание № 11. с. 59.
Самопроверка.
Уравнение: х + 730 = 1000; х = 270.
Ответ: задумали число 270.
4) Решение задач.
а) Задание № 7. с. 59.
Вопрос может быть таким: «Сколько меда сдали в магазин?».
Собрали — 1т 440 кг = 1440 кг Продали — ?, 1/3 часть Оставили — 75 кг Сдали — ? кг
1) 1440 : 3 = 480 (кг);
2) 480 + 75 = 555 (кг);
3) 1440-555 = 885 (кг).
б) Задание № 10. с. 59.
На рисунке задана вершина прямого угла — точка F.
Угольник нужно приложить к данному лучу так, чтобы другая сторона угольника была с точкой В по разные стороны.
Получится угол DFE.
в) Задание № 12. с. 59.
(12 • 4): 6 = 8 (пар).
5) Самостоятельная работа.
а) Сравнить.
2сут 30 ч 120 ч 4мин2с 42с
Змес. □ 100 сут 3 ч 35 мин □ 335 мин
6) Выразить.
В часах — 3 суток 5 часов,
В минутах — 2 часа 25 минут,
В секундах — 6 минут 23 секунды.