Системы уравнений в базисной форме

Рассмотрим произвольную систему

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (16.1)

когда Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

Для нахождения общего метода исследования и решения такой системы введем в рассмотрение ее частный случай. Система вида

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (16.2)

называется системой в базисной форме.

Неизвестные Системы уравнений в базисной форме - student2.ru называются свободными, а Системы уравнений в базисной форме - student2.ru - несвободными или базисными неизвестными. Выбор базисных и свободных переменных может быть различным в общем случае.

Система (16.1) имеет решение в том и только том случае, когда ее можно записать в базисной форме.

Перенесем все свободные неизвестные в правые части уравнений системы (16.2). Тогда получим

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (16.3)

Если свободным неизвестным Системы уравнений в базисной форме - student2.ru придать конкретные числовые значения, то по формулам (16.3) можно вычислить базисные неизвестные. Таким образом, базисная система (16.2) всегда имеет решение. Причем возможны следующие варианты.

1). m=n , то есть число уравнений равно числу неизвестных. В этом случае все переменные базисные. Система имеет вид

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

и является определенной, так как имеет единственное, очевидное решение. Матрицей такой системы является единичная матрица

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

2). Системы уравнений в базисной форме - student2.ru m<n. Тогда система с расширенной матрицей вида

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (16.4)

имеет бесконечно много решений, так как при каждом числовом наборе свободных неизвестных базисные неизвестные получают определенные значения по формулам (16.3).

Совокупность n значений неизвестных Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , связанных соотношениями (16.3), где неизвестные Системы уравнений в базисной форме - student2.ru могут принимать любые числовые значения, называется общим решением системы (16.2) или решением в базисной форме. Частным решением называется всякое решение, полученное из общего при конкретных числовых значениях свободных неизвестных.

Вывод: система с базисом всегда совместна. При этом она определенная, если все ее неизвестные базисные, и неопределенная, если кроме базисных есть хотя бы одна свободная неизвестная.

17.Метод Гаусса.

Рассмотрим теперь общий метод исследования и решения систем вида (16.1), который называется методом Гаусса. Он заключается в том, чтобы преобразовать эту систему к равносильной системе с базисом, для которой вопрос о решениях рассмотрен в предыдущем разделе 16.

Метод Гаусса сводится к последовательному исключению неизвестных и основан на применении элементарных преобразований, которые приводят к равносильной системе. К элементарным преобразованиям относятся:

1) обмен местами уравнений в системе;

2) умножение уравнения на постоянное число, отличное от нуля;

3) прибавление к уравнению другого уравнения, умноженного предварительно на произвольное число;

4) отбрасывание или добавление уравнения вида Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (такое уравнение назовем лишним уравнением).

Уравнение вида Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , где Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , назовем противоречивым уравнением. Если в результате элементарных преобразований получилось противоречивое уравнение, то система несовместна.

Для простоты записи вместо всей системы уравнений будем записывать только расширенную матрицу коэффициентов, отделяя вертикальной чертой столбец правых частей

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . (17.1)

Элементарные преобразования для равносильных систем порождают допустимые преобразования для матриц. Таким образом, в матрице можно:

1) менять местами строки;

2) умножать любую строку на число, отличное от нуля;

3) прибавлять к строке любую другую строку, умноженную на любое число;

4) отбрасывать нулевую строку Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , то есть строку коэффициентов лишнего уравнения.

Универсальный метод Гаусса имеет несколько вычислительных схем. Рассмотрим здесь схему единственного деления. Ее идея заключается в том, чтобы с помощью элементарных преобразований привести матрицу (17.1) к виду

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (17.2)

или получить противоречивую строку Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , где Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , то есть убедиться в том, что система несовместна. Если противоречий не получено, то система совместная и можно искать ее решения. Таким образом, метод состоит из двух этапов.

I-ый этап – так называемый «прямой ход». Его цель – преобразовать матрицу к такому виду, когда на главной диагонали стоят 1, а под главной диагональю – 0. Для этого последовательно выполняем следующие шаги.

1-ый шаг. Назовем элемент в левом верхнем углу матрицы ведущим, а строку, содержащую ведущий элемент, ведущей строкой. Преобразуем матрицу так, чтобы ведущий элемент равнялся 1. Если в левом столбце есть 1, то меняем местами строки. Если нет, то меняем строки так, чтобы ведущий элемент был отличен от нуля, и делим ведущую строку на ведущий элемент. Получаем матрицу

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

2-ой шаг – размножение нулей в левом столбце под ведущим элементом, равным 1. Для этого к каждой i–той строке прибавляем ведущую строку, предварительно умноженную на первый элемент i–той строки, взятый с противоположным знаком. Например, умножаем первую строку на ( Системы уравнений в базисной форме - student2.ru ) и складываем со второй строкой.

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Если в ходе этих преобразований получили нулевую строку, то ее следует отбросить. Если получена противоречивая строка, то система решений не имеет. Если противоречий нет, то в результате получим матрицу, в которой, возможно, будет меньше строк, чем в исходной. Она имеет вид:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

3-ий шаг – мысленно отделим строку и столбец, содержащие ведущий элемент. В них «прямой ход» завершен. В оставшейся внутри пунктирных линий матрице снова выделим ведущий элемент и повторим всю процедуру, начиная с 1-го шага.

Если новый ведущий элемент и все элементы под ним – нули, то можно поменять местами столбцы всей матрицы так, чтобы новый ведущий элемент был равен 1 или, по крайней мере, был отличен от нуля. Это всегда можно сделать (иначе ведущая строка либо лишняя, либо противоречивая). Однако это приводит к замене переменных, которую следует обязательно пометить в схеме.

Получаем матрицу

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru , (17.3)

если Системы уравнений в базисной форме - student2.ru m<n, или при m=n

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . (17.4)

2-ой этап – «обратный ход». На этом этапе размножают нули над главной диагональю матриц (17.3) или(17.4), продвигаясь вдоль нее в обратном направлении: вверх и влево. При этом получается матрица вида (16.4). Решение системы с такой матрицей рассмотрено в разделе 16.

Несложным оказывается решение систем и с матрицей вида (17.3) или (17.4), которые получаются в результате «прямого хода». Решаем такую систему, начиная с последнего уравнения и подставляя найденные неизвестные в предыдущие уравнения.

Пример 17.1. Решить систему уравнений методом Гаусса:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

«Прямой ход»:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

«Обратный ход»: полученную расширенную матрицу запишем в виде системы уравнений

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Будем решать эту систему, начиная с последнего уравнения. Значение Системы уравнений в базисной форме - student2.ru из последнего уравнения системы подставим во второе уравнение: Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Получим Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Теперь найденные значения переменных Системы уравнений в базисной форме - student2.ru подставим в первое уравнение для нахождения Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Тогда Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Ответ: Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Обратный ход можно также записать в матричной форме. Для этого размножают нули над 1, начиная с нижнего правого угла и перемещаясь вдоль главной диагонали вверх.

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Вид полученной матрицы позволяет сделать вывод о том, что заданная в этом примере система совместна и определенна.

Приведем теперь пример несовместной системы.

Пример 17.2: Решить систему Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Решение: Выпишем расширенную матрицу этой системы. В левом верхнем ее углу стоит 1. Для размножения нулей под 1 умножим первую строку на -2 и прибавим ко второй строке. Затем умножим первую строку на -3 и прибавим к третьей строке.

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Размножив нули в первом столбце, мысленно отбросим первую строку и первый столбец и продолжим прямой ход в матрице, расположенной внутри пунктирной линии. В результате всех преобразований получена противоречивая строка

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru ,

а следовательно система несовместна и решения не имеет.

Ответ: нет решения.

Следует отметить, что с помощью схемы Гаусса можно решать одновременно нескольких систем с одинаковыми левыми частями и различными правыми. Приведем такой пример.

Пример 17.3: Решить две системы

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Решение.«Прямой ход»:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

«Обратный ход»:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Ответ: Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

18.Нахождение решения в базисной форме.

Схема Гаусса позволяет на первом этапе определить, является ли система совместной. И если система совместна (нет противоречивых строк), то по виду матрицы в конце «прямого хода» можно судить о том, является ли она определенной (квадратная матрица) или неопределенной (число строк меньше, чем число столбцов).

Пример 18.1 Методом Гаусса решить систему и представить ее решение в базисной форме: Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Решение. Выпишем расширенную матрицу системы и выполним первый этап схемы Гаусса – «прямой ход».

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Прямой ход завершен. Число строк меньше, чем число столбцов, а значит система неопределенная и имеет бесконечное множество решений.

«Обратный ход». Выпишем теперь эквивалентную систему с новой матрицей.

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Перенесем слагаемые с переменной Системы уравнений в базисной форме - student2.ru в правую часть равенств. Получим

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Подставляя значение x Системы уравнений в базисной форме - student2.ru из последнего уравнения в предыдущее, получаем

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Следовательно, решением системы является совокупность Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

где Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -- свободная переменная, а Системы уравнений в базисной форме - student2.ru ­­- базисные переменные.

Пример 18.2. Методом Гаусса решить однородную систему и представить ее решение в базисной форме: Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Решение: Для однородной системы столбец свободных членов нулевой, поэтому выписывают не расширенную, а обычную матрицу системы.

«Прямой ход»:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

«Обратный ход»:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

где Системы уравнений в базисной форме - student2.ru - свободная переменная, Системы уравнений в базисной форме - student2.ru - базисные переменные.

Сделаем здесь проверку, то есть подставим найденное решение в исходную систему. Тогда имеем:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

§19. Вычисление обратной матрицы по схеме Гаусса.

Пусть Системы уравнений в базисной форме - student2.ru - неособенная квадратная матрица. Тогда для нее существует обратная матрица Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Обозначим через Системы уравнений в базисной форме - student2.ru столбец номер Системы уравнений в базисной форме - student2.ru обратной матрицы Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . По определению

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Отсюда, для нахождения Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -того столбца обратной матрицы Системы уравнений в базисной форме - student2.ru необходимо решить систему

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (19.1)

Для нахождения всей матрицы Системы уравнений в базисной форме - student2.ru необходимо решить n систем вида (19.1) с одинаковыми левыми частями и различными правыми, состоящими из нулей и одной 1 в Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -ой строке.

Таким образом, расширенная матрица имеет вид:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Пример 19.1. Методом Гаусса найти матрицу, обратную матрице Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Используя найденную обратную матрицу, решить систему

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Решение. Составим расширенную матрицу и выполним «прямой ход».

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Обратная матрица находится в правой части расширенной матрицы за вертикальной чертой. Таким образом,

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Решим теперь заданную систему в матричном виде:

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

Ответ: Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

§20.Понятие об Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -мерном арифметическом пространстве и

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -мерном векторе.

Пусть задано Системы уравнений в базисной форме - student2.ru произвольных чисел Системы уравнений в базисной форме - student2.ru .

Определение 20.1.Упорядоченную совокупность Системы уравнений в базисной форме - student2.ru чисел Системы уравнений в базисной форме - student2.ru назовем Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -мерным вектором и обозначим Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Числа Системы уравнений в базисной форме - student2.ru назовем координатами вектора.

Введем алгебру Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -мерных векторов. Пусть даны два вектора Системы уравнений в базисной форме - student2.ru и Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Тогда

1) два вектора равны, если равны соответствующие координаты, то есть Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

2) ноль вектором называется вектор Системы уравнений в базисной форме - student2.ru ;

3) суммой векторов назовем вектор

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru ; (20.1)

4) произведением скаляра (числа) на вектор назовем вектор

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . (20.2)

Определение 20.2.Множество Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -мерных векторов, для которых определены операции сложения и умножения на скаляр, называются Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -мерным арифметическим пространством.

Пусть Системы уравнений в базисной форме - student2.ru - Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -мерные векторы, а Системы уравнений в базисной форме - student2.ru - скаляры. С помощью правил (20.1) и (20.2) составим новый Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -мерный вектор

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru . Вектор Системы уравнений в базисной форме - student2.ru называется линейной комбинацией векторов Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Пример 20.1. Найти линейную комбинацию.

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Пример 20.2. Найти линейную комбинацию Системы уравнений в базисной форме - student2.ru заданных векторов Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru

Рассмотрим Системы уравнений в базисной форме - student2.ru векторов вида

Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Системы уравнений в базисной форме - student2.ru (20.3)

Тогда любой вектор Системы уравнений в базисной форме - student2.ru -мерного пространства Системы уравнений в базисной форме - student2.ru является их линейной комбинацией. Действительно, легко убедиться, что Системы уравнений в базисной форме - student2.ru Система векторов (20.3) называется естественным базисом.

При Системы уравнений в базисной форме - student2.ru арифметическое пространство имеет геометрическую интерпретацию. Вектор – направленный отрезок прямой.

Наши рекомендации