Контроль обсерваций по 2м пеленгам.
ОМС по одновременным КП 2-х ориентиров
Элементы теории способа, сущность и порядок ОМС.
способ ОМС по КП 2х ориентиров основан на измерении пеленгов 2х ориентиров. Измеренные пеленги называют навигационными параметрами. Каждому пеленгу соответствует своя изолиния равных пеленгов (изоазимута). На этих изолиниях находится МС.
при визуальном измерении пеленгов расстояния небольшие, поэтому на карте прокладываются непосредственно изолинии:
U=f(φ;λ)
Уравнение пеленгов на плоскости:
Имея 2 изолинии можно получить 2 ур-я с двумя неизвестными. Решая Ур-я можно получить МС.
МС можно получить:
- графическим способом;
- графоаналитическим способом;
- аналитическим способом.
Из-за ошибок в измерении пеленгов возможны смещения изолиний. Величина смещения изолинии находится в прямой зависимости от ф-ии U и характеризуется градиентом;
; ;
D – расстояние; mп – СКП пеленга
Определяясь по карте определяют 2 надежных ориентира. В быстрой последовательности измеряют пеленга на ориентиры, замечают Т/ОЛ. вычисляют ИП и прокладывают на карте. Точка пересечения – МС.
1. заблаговременно подбирают надежные ориентиры с принципами выбора ориентиров. Основными факторами, влияющими на выбор ориентира, являются обеспечение большой точности и удобство наблюдений. Не рекомендуется выбирать ориентиры разность пеленгов на которые меньше 300 и больше 1500. Выбирают наиболее приметные ориентиры, которые нанесены на карту.
2. Производится опознавание ориентиров.
3. Выполняется измерение пеленгов на ориентиры с учетом следующих рекомендаций:
- пеленги измеряются пеленгаторами;
- отсчет пеленга берется при совпадении визирной плоскости с направлением на ориентир;
- плоскость азимутального круга должна быть горизонтальной;
- для уменьшения влияния движения судна первым измеряется пеленг ориентира расположенного ближе к ДП;
- при неодинаковой видимости ориентира 1-м берется пеленг на измерение которого уйдет больше времени;
- Т/ОЛ записываются при взятии 2-го пеленга;
- при скорости судна >12 узл. берут 3 пеленга в следующей последовательности:
1-го ориентира → 2-го ориентира →1-го ориентира; пеленг 1-го ориентира определяется как среднее значение
4. Взятые КП исправляют поправкой компаса: ИП = КП+ ΔК;
5. ИП прокладывают на карте и получают искомое место в точке пересечения.
+ Доступность, простота;
− полное отсутствие контроля при одиночном определении, недостаточная точность.
Контроль обсерваций по 2м пеленгам.
Для обеспечения безопасности МП необходимо осуществлять контроль обсервации по 2м пеленгам.
1. Ошибки в поправке компаса.
Для обнаружения ошибки при ОМС по 2-м пеленгам необходимо произвести несколько обсерваций и внимательно их проанализировать. По результатам анализа следует:
- если обсервации располагаются по кривой, то налицо ошибка ΔК
- если линия соединяющая 2 обсервованные точки образует угол с линией ИК , то ΔК не верна;
- проверяются расстояния между обсервованными точками. Если эти расстояния не пропорциональны плаванию по лагу за те же промежутки времени – значит ΔК ошибочно.
-если после нескольких определений по 2м предметам через небольшой промежуток времени получена обсервация по другим предметам, то при наличии ошибки ΔК будет разрыв:
2. практические рекомендации по обнаружению промахов приведены выше.
4.3.3 Определение ошибки в принимаемой ΔК по пеленгам 2х ориентиров
Порядок выполнения:
1-й метод – определение ошибки поправки компаса εк по 2м обсервациям полученным так, что углы между 2-мя пеленгами равны друг другу: Θ1= Θ2
Следуя заданным курсом с постоянной скоростью определяем МС по 2-м пеленгам:
Когда угол между Θ2= Θ1 определяют МС (не обязательно строгое равенство углов, разница в 10-150 допустима.
Через точки М1 и М2 проводим линию. Угол между линией М1М2 и ИК – ошибка компаса. Определяется новая поправка компаса.
ΔК = ΔКпр + (±εк), где ΔКпр – принятое значение поправки компаса.
Знак εк определяется по правилу:
- если вторая обсервация лежит в сторону движения часовой стрелки, то знак «+»;
- если в обратную сторону то знак «-».
2-й метод – метод 3х пеленгов на каждый из 2-х ориентиров:
1. Следуя постоянным курсом и скоростью берут по 3 пеленга на ориентир А и В и фиксируют Т/ОЛ;
2. На карте сначала прокладывают только пеленги ориентира А и определяют линию пути.
(из счислимой точки откладываем плавание за время между взятиями пеленгов, через точки b1 и c1 проводим линии параллельные 1-му пеленгу, получаем точки b и c, соединяем линией.)
3. Из точек a,b,c проводят пеленги ориентира В. Они пересекутся в точке В1. Угол между линией АВ и АВ1 – ошибка εк.
4. Определяется новая поправка компаса.