Решение текстовых задач

Математика, 9 класс

Задачи на составление уравнений, или текстовые алгебраические задачи, можно условно классифицировать по типам:

- задачи на числовые зависимости;

- задачи, связанные с понятием «процента»;

- задачи на прогрессии;

- задачи на движение;

- задачи на совместную работу;

- задачи на смеси и сплавы.

Стандартная схема решения текстовой задачи состоит из нескольких этапов:

1. Обозначение буквами x, y, z, ... неизвестных величин, о которых идет речь в задаче.

2. Составление с помощью введенных переменных и известных из условия задачи величин уравнения или системы уравнений (в некоторых случаях – систем неравенств).

3. Решение полученного уравнения или системы уравнений.

4. Отбор решений, подходящих по смыслу задачи.

Выбирая неизвестные и составляя уравнения, мы создаем математическую модель ситуации, описанной в условии задачи. Это означает, что все соотношения должны следовать из конкретных условий задачи, то есть каждое условие должно быть представлено в виде уравнения (или неравенства).

Рассмотрим примеры решения некоторых типов задач из приведенной выше классификации, предварительно выделив особенности задач каждого типа, которые надо учитывать при их решении.

Задачи на движение

Уравнения, которые составляются на основании условий задач на движение, обычно содержат такие величины, как расстояние, скорости движущихся объектов, время, а также скорость течения воды (при движении по реке). При решении этих задач принимают следующие допущения:

1. Если нет специальных оговорок, то движение считается равномерным.

2. Повороты движущихся тел, переходы на новый режим движения считаются происходящими мгновенно.

3. Если тело с собственной скоростью х движется по реке, скорость течения которой равна у, то скорость движения тела по течению считается равной (х+у), а против течения – (х-у).

При решении задач на движение рекомендуется сделать рисунок, отображающий все условия задачи. При этом решающий задачу должен выбрать схему решения: какого вида уравнения составлять, то есть что сравнивать: время, затраченное на движение на отдельных участках пути, или пройденный каждым объектом путь.

При решении задач такого типа часто необходимо узнать время встречи двух объектов, начинающих движение одновременно из двух точек с разными скоростями и движущихся навстречу друг другу либо в случае, когда один объект догоняет другой.

Решение текстовых задач - student2.ru Пусть расстояние между точками А и В равно S. Два тела начинают движение одновременно, но имеют разные скорости v1 и v2. Пусть С – точка встречи, а t – время движения тел до встречи. В случае движения навстречу друг другу имеем АС=v1t, BC=v2t. Сложим эти два равенства:

АС+СВ=v1t+v2t=(v1+v2)t Þ AB=S=(v1+v2)t Þ Решение текстовых задач - student2.ru .

Если одно тело догоняет другое, то теперь получаем АС=v1t, BC=v2t. Вычтем эти равенства:

Решение текстовых задач - student2.ru АС–ВС=(v1–v2)t.

Так как АС–ВС=AB=S, то время, через которое первое тело догонит второе, определяется равенством

Решение текстовых задач - student2.ru .

Задача 1. Пароход прошел 4 км против течения реки, а затем прошел еще 33 км по течению, затратив на весь путь один час. Найдите собственную скорость парохода, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.

Решение:

Пусть х км/ч – собственная скорость парохода.

Тогда (х+6,5) км/ч – скорость парохода по течению.

(х–6,5) км/ч – скорость парохода против течения.

Так как против течения пароход прошел 4 км со скоростью (х–6,5) км/ч, то

Решение текстовых задач - student2.ru ч. – время движения парохода против течения.

Так как по течению пароход прошел 33 км со скоростью (х+6,5) км/ч, то

Решение текстовых задач - student2.ru ч. – время движения парохода по течению.

По условию Решение текстовых задач - student2.ru

решим полученное уравнение

Решение текстовых задач - student2.ru

Решение текстовых задач - student2.ru

Откуда получаем квадратное уравнение

х2–37х+146,25=0 Þ х1=4,5 км/ч и х2=32,5 км/ч.

Осуществим отбор полученных решений.

Через х мы обозначили собственную скорость парохода, при этом скорость течения реки 6,5 км/ч, поэтому х1=4,5 км/ч не подходит по смыслу задачи (при такой скорости пароход не выплыл бы против течения).

Поэтому, собственная скорость парохода равна 32,5 км/ч.

Ответ: v=32,5 км/ч.

Задача 2. Расстояние между городами А и В равно 60 км. Два поезда выходят одновременно: один из А в В, другой из В в А. Пройдя 20 км, поезд, идущий из А в В, останавливается на полчаса, затем, пройдя 4 минуты, встречает поезд, идущий из В. Оба поезда прибывают к месту назначения одновременно. Найдите скорости поездов.

Решение:

4 мин.
Решение текстовых задач - student2.ru Отобразим все условия задачи на рисунке.

Заметим, что если время в условии задачи выражено как в часах, так и в минутах, то минуты надо перевести в часы. В нашем случае 4 мин=4/10 часа=1/15 часа.

Так как в задаче надо определить две величины, введем две переменные и составим два уравнения.

Пусть х км/ч – скорость поезда, вышедшего из пункта А;

у км/ч – скорость поезда, вышедшего из пункта В.

Так как в задаче известно расстояние, выразим время через скорость и расстояние.

Решение текстовых задач - student2.ru – время, за которое поезд из А прошел 20 км.

Решение текстовых задач - student2.ru – время, затраченное поездом из А до встречи в пункте D.

Решение текстовых задач - student2.ru – расстояние, которое прошел поезд из А за 4 минуты после остановки.

Тогда поезд из А до встречи в пункте D прошел Решение текстовых задач - student2.ru км.

Решение текстовых задач - student2.ru км – расстояние, пройденное поездом из В до встречи.

Решение текстовых задач - student2.ru – время, пройденное поездом из В до встречи в пункте D.

Так как по условию в пункте D поезда встретились, они затратили на путь до встречи одинаковое время, поэтому получаем первое уравнение

Решение текстовых задач - student2.ru .

С другой стороны, выразим время движения поездов после встречи в пункте D.

Так как Решение текстовых задач - student2.ru , то Решение текстовых задач - student2.ru – время движения поезда из В после встречи.

Так как Решение текстовых задач - student2.ru , то Решение текстовых задач - student2.ru – время движения поезда из А после встречи.

По условию Решение текстовых задач - student2.ru .

Таким образом, мы составили систему двух уравнений с двумя переменными.

Решение текстовых задач - student2.ru

Решим систему, для чего из первого уравнения выразим у и подставим это выражение вместо у во второе уравнение.

Решение текстовых задач - student2.ru ;

Решение текстовых задач - student2.ru ;

Решение текстовых задач - student2.ru .

Решим полученное уравнение

Решение текстовых задач - student2.ru ;

Решение текстовых задач - student2.ru ;

Решение текстовых задач - student2.ru ;

х1=60; х2=–600.

Так как х – скорость, то х2 не подходит по смыслу задачи. Подставим полученное значение х в выражение для у

Решение текстовых задач - student2.ru .

Ответ: vA=60 км/ч, vB=40 км/ч.

Наши рекомендации