Проблема расширения метрической системы

Особую интересную проблему научных исследований составляют так называемые неизмеримые величины. Однако постановка этой проблемы различна в естественных науках, где предметом исследования является материальный мир, и в гуманитарных науках. В естественных науках проблема заключается в расширении границ познания действительности или в формулировании образов, упрощающих сложные явления, но удобных для практической деятельности человека.

Каждая из естественных наук занимается изучением определенного фрагмента действительности, и оценка познавательных результатов этих наук не имеет отношения к метрологии. Задача метрологии состоит в изучении явлений, используемых для создания эталонов и измерительных средств.

Это положение можно проиллюстрировать не очень давней, а значит, легко прослеживаемой историей изучения эффекта Джозефсона. Она начинается с открытия Камерлинг-Оннесом (в 1911 г.) эффекта сверхпроводимости. Разработанная в 1950-х гг. теория сверхпроводимости привела к определению свойств так называемых куперовских пар электронов, создающих осциллятор, описываемый уравнением

Проблема расширения метрической системы - student2.ru , (1.22)

в котором F - разность фаз волновой функции Шрёдингера, V - контактное напряжение материалов в состоянии сверхпроводимости, F0=h/2е - квант магнитного потока, h - постоянная Планка, е - заряд электрона.

По мере развития исследований эффект Джозефсона становился для физики ключевым, так как определилась новая фундаментальная физическая постоянная h/2e. Исследования показали, что воспроизводимость значения этой постоянной по точности превышает все существующие. Для науки в целом и для метрологии в частности появилась возможность определения эталонного состояния для образцов электрических и электромагнитных явлений. Международный комитет мер и весов (МКМВ) принял за определение единицы напряжения (вольт) величину напряжения, вычисляемую по формуле (1.22), с измерением частоты при значении постоянной

2e/h = 483,594 000 МГц/мкВ, (1.23)

описывающей эффект Джозефсона.

Другой результат изучения проблемы неизмеримых физических величин - создание упрощенных образов действительности - связан с возможностью выбора оптимальных измерительных средств с хорошими метрологическими и эксплуатационными качествами. Это предмет интересов метрологии.

Проблема измеримости явлений, которыми занимаются гуманитарные науки, еще более сложна, так как касается оценок человеческих ощущений — как индивидуальных, так и коллективных. Знаменательными особенностями измерений в гуманитарных науках являются рассмотрение человека как средства измерения и нематериальность сравниваемых состояний. Эталонные состояния человек создает в своем воображении. При этом он учится, приспосабливается, устает, переживает различные воздействия, помнит и забывает. Поэтому человек не является измерительным средством со стабильными качествами.

Тем не менее, в гуманитарных науках также стремятся к количественному познанию изучаемых явлений. Чтобы сделать результат познания объективным, необходимо определить шкалу для его измерения. Интерпретация впечатлений, получаемых человеком, характеристики эмоций и интеллекта – предмет исследований физиологии, психологии и других наук, но не метрологии. После количественной оценки свойств того или иного фрагмента действительности определения шкал соответствующих новых величин будут включены в метрологию. Примером может служить трехкомпонентная цветовая шкала. Благодаря использованию этой шкалы можно объективно измерять цвета и исследовать отношения их состояний полнее, чем это позволяет номинальная шкала.

При изучении явлений гуманитарных наук, пока недоступных измерениям, возникает общая проблема философии и метрологии. Возможно ли вообще измерение характеристик воображаемых объектов инструментом с неизвестными и изменяющимися свойствами в отсутствие материальных эталонов? Ответ, основанный на классической теории измерений, в настоящее время отрицателен. Но тем не менее такие измерения производятся. Это измерения уровня интеллекта с помощью тестов, измерения потребительских качеств изделий и других характеристик.


Наши рекомендации